Российскому селу помогут рублём
Премьер Дмитрий Медведев анонсировал новый правительственный долгосрочный проект поддержки и развития села. В приоритетах задуманного — обеспечение российской деревни комфортабельным жильём и развитие на селе рынка труда. Что в реальности ожидать людям, живущим в буквальном смысле на земле и её возделывающим, и почему объявление об очередной госпрограмме настораживает специалистов, умеющих особенно скрупулёзно считать и сопоставлять бюджетные траты, — в материале News.ru. Выразителен и по-своему символичен прежде всего антураж сделанного главой правительства заявления о проекте. Медведев сообщил о нём на совещании в Барнауле, где накануне (что массово отразилось в соцсетях жителей города) местные коммунальщики в авральном порядке трудились по высадке в 15-градусный мороз уже выросших двухметровых елей вдоль предполагаемой трассы движения премьера по городу. Запуск программы намечен уже в наступающем году. На неё ассигновано 36 млрд рублей. По оценке главы кабмина, сегодняшняя российская деревня — это 37 млн 300 тысяч человек, что составляет не менее 25% от всего населения страны. Один из моментов социальных сторон программы — на село будут привлечены около 4 тысяч учителей средних школ. Разумеется, с обеспечением жильём. На совещании в Барнауле высоким гостем из Москвы была озвучена стимулирующая составляющая — если работа по осуществлению программы будет идти ударными темпами, то на неё правительство постарается выделить дополнительные средства. Хотя новая разработка носит отраслевой, а не общеэкономический характер и срок её реализации исчисляется максимум пятью годами, аналогии с прежними громкими проектами, исходившими и от президента Владимира Путина, и от Дмитрия Медведева, напрашиваются сами собой. «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года» (Программа или Стратегия-2020) — так именовался свод мер и предложений, принятых и утверждённых на самом высоком уровне в теперь уже далёком 2007 году. Центр стратегических разработок (ЦСР) сделал анализ, как выполняются эти директивы развития, и на основе результатов около 30 интервью с различными экспертами вывел средний уровень выполнения — 29,5%. Иначе говоря, каждый из заявленных пунктов был претворён в жизнь только на треть. ЦСР в этой связи констатирует, что это свидетельствует о формальном отношении органов исполнительной власти к данной программе. Ряд опрошенных экспертов полагают, что за 10 лет выполнения программы полностью реализовано всего 6,8% мер, к тому же в большинстве своём они — технические, не предполагающие какой-либо кардинальной перестройки институциональной среды. Красноречива и вряд ли требует комментариев цитата из «Стратегии-2020». Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильём, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности, — отмечается в документе. Кстати, и нынешний глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев примерно в той же тональности характеризует нынешнее состояние агропромышленного комплекса. Как следует из его интервью РИА Новости, в целом по итогам прошлого года российский АПК вышел на рост в 1%. По 2017 году экспорт сельхозпродукции составил, по данным министра, $21 млрд. В 2018 году АПК уверенно приблизился к отметке $26 млн. Как убеждён Патрушев, сельское хозяйство — уже не «чёрная дыра» и не ссылка проштрафившихся политических деятелей. По капиталовложениям он привёл следующую статистику: в 2019 году освоено свыше 300 млрд рублей (для сравнения — в 2018 году аналогичный показатель равнялся 259 млрд рублей). Однако за цифрами стабилизации по отдельным отраслевым участкам невозможно скрыть сущностные проблемы российской деревни, которые были «успешно» перетащены из советского времени, а кое-какие — и из всех позапрошлых столетий. Взять такой деликатный аспект (это в контраргумент тезису Медведева, что власть готова строить для селян жильё в стандартах постиндустриальной эпохи): в стране с суровыми зимами люди в ХХI веке имеют туалет на улице. И это главным образом относится, конечно, к сельской местности. Так, на совещании в подмосковных Горках в июле 2018 года глава Совета Федерации Валентина Матвиенко констатировала, что из-за холодных туалетов в России «растёт бесплодие». Это катастрофа для девочек и мальчиков, — посетовала руководитель верхней палаты парламента. Медики, кстати, прослеживали прямую связь между сельскими уличными туалетами и простудными заболеваниями, а психологи установили, что дети, которые пользовались «удобствами на улице», мучаются от комплекса неполноценности, подпитываемого постоянным «ужасом бедности». Между тем, чтобы сёла обустроить тёплыми туалетами, требуется минимум 3 млрд рублей. Село страдает от огромного объёма земель, выведенного из севооборота. Земельные активы подчас разделены между разрозненными, враждующими между собой пайщиками или попадают ко всякого рода «стратегическим инвесторам», думающим лишь о спекулятивной перепродаже земельных участков. Помимо этого, за почти 30 лет рыночных отношений инфраструктура села если и развивалась, то очень слабо. В принципе, жить и сейчас на селе людям приходится в основном в ветхих строениях и при хроническом бездорожье. С учётом еще и крайне сложных климатических условий. Депутат Госдумы нескольких созывов, сопредседатель «Союза потребителей России» Анатолий Голов оценивает инициативу главы правительства весьма скептически. Когда нет политической воли к настоящему созиданию, замечает экс-парламентарий, как раз всевозможных программ пишется очень много, а ещё больше — о них говорится на частых, на телекамеру, «выходах в народ» то президента, то премьера. Но все эти документы забываются, как правило, если не на следующий день, то через год точно, хотя рассчитаны они бывают по меньшей мере на 10 лет и носят стратегический характер. Сколько было намечено, по наблюдению Голова, в той же программе «2020», в которой, кстати, также был подраздел по развитию села. Но за неё никто не отчитался, и теперь совершенно неудивительно, что по большинству своих пунктов она оказалась невыполненной. На взгляд собеседника News.ru, «в сухом остатке» пока выходит, что власть готовит не проекты, а прожекты, — провозглашает высокие цели, но не обеспечивает механизмов ни контроля, ни отчёта, ни последующей ответственности. Достаточно вспомнить, сколько было упований в среде проправительственных экспертов, что самый молодой министр экономического развития скажет своё веское слово, по-другому повернёт работу ведомства, чем это было при Алексее Улюкаеве. {{expert-quote-77}}