ФНС РФ готова к переводу бизнеса в цифру
14 ноября состоялся вебинар на тему «Электронный документооборот (ЭДО) и стратегия цифровизации», организованный редакцией журнала «Налоговая политика и практика». Спикером вебинара выступала Марина Крашенинникова, заместитель начальника Управления камерального контроля Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ. Свое выступление эксперт начала с оглашения наименований международных проектов, в которых принимает участие фискальный орган. Это: Крупный и международный бизнес; Налоговые администрации 2030; Риск-менедмент; Сравнительная оценка рисков; Обмен налоговыми рулингами. Все эти проекты инициированы Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), и потому имеют особую важность для ФНС РФ. За счет чего сейчас происходит цифровизация экономики? Марина Крашенинникова сообщила, что нынешняя стратегия цифровизации базируется на послании Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года. Владимир Путин попросил переориентировать фискальную политику под современный уровень технологического развития. Также карательные меры должны быть заменены принципами риск-менеджмента: прежде, чем штрафовать налогоплательщика, государственные структуры должны помочь ему «не оступиться». Заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС РФ рассказала, чего будет добиваться фискальный орган в рамках программы «Цифровая экономика»: Формирования условий для эффективного применения криптографических средств защиты информации. Развития криптографической, биометрической идентификации. Создания стандартов для обработки большого масштаба данных, а после их создания – поиск мер для совершенствования стандартов. Законодательного закрепления новых терминов, в частности «электронный документооборот». Определить процедуры хранения электронных документов, включая их копии и дубликаты. Придания юридической значимости автоматизированным самоисполняемым договорам, а также заключения сделок в электронной форме. Формирования и использования «облачной» электронной подписи (ЭП). Также сформулирован принцип, согласно которому в случае, если контрагенты решат удалить электронные документы со своих устройств, метаданные о них все равно будут доступны ФНС РФ. Это необходимо, чтобы избежать налогового мошенничества. Интересный нюанс ожидает россиян и в отношении унифицированных ЭП. Планируется, что юридическим лицам ЭП будут выдавать только налоговые инспекции. У «частников» их смогут получить только физические лица. А государственные органы будут получать ЭП только у Федерального казначейства. Также на законодательном уровне планируется ввести следующие процедуры: метка доверенного времени – под ней подразумевается дата и время подписания электронного документа после проверки ее удостоверяющим центром; доверенная третья сторона – ввод дополнительных участников в электронный документооборот, если того требует сделка; облачная ЭП – действует после получения сертификата в уполномоченных органах, в будущем будет создаваться автоматически по запросам руководителей бизнеса, гарантирует аутентификацию лиц, создания квалифицированной ЭП, защиту передаваемой по электронным каналам связи информации. Однако Федеральная служба безопасности (ФСБ) в настоящий момент опасается введения облачной ЭП по двум причинам: высокий риск необнаруживаемого использования облачной ЭП вопреки волеизъявлению владельца; неопределения окончательного статуса облачной ЭП: можно ли ей подписывать документы, или она становится лишь временным заменителем усиленной подписи, или она впоследствии превращается в квалифицированную ЭП. Спикер уверена, что стратегия ФНС РФ по цифровизации пройдет успешно. Она привела сравнительные данные: в 2011 году в ЭДО участвовало только 65,6 % налогоплательщиков, а в 2018 году – уже 97,1 %. Также Марина Крашенинникова рассказала, что планируется скорректировать ст. 169 Налогового кодекса (НК) РФ, где всех участников бизнес-отношений обяжут выставлять друг другу исключительно электронные счета-фактуры. Исключения будут предусмотрены, но преимущественно все взаимоотношения перейдут в цифровой формат. Сейчас контрагентам разрешается выставлять как электронные, так и бумажные документы. Как бизнес будут переводить в ЭДО? Чтобы организации стали участниками ЭДО, им придется: получить квалифицированные сертификаты ключей проверки ЭП; оформить и представить Оператору ЭДО заявление об участии; получить у Оператора ЭДО идентификатор участника. Заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС РФ отметила, что сейчас бизнес не хочет переходить на ЭДО, и этому есть несколько причин: Малое количество операторов. На 11 налогоплательщиков приходится только 5 операторов. Отсутствие стандартов у регулирующих органов – потому каждый по-разному трактует юридическую значимость документов, оформленных в электронной форме. Отсутствие форматов и механизмов перехода на ЭДО. Бизнесмены считают, что бумажный документооборот никуда не денется, поскольку для того, чтобы перевести документ в электронный формат, нужно будет его распечатать, подписать, поставить печати, отсканировать. Сейчас бизнес фактически делает двойную работу, потому ЭДО негативно воспринимается гражданами. Нежелание переходить на ЭДО, потому что отсутствует законодательная обязанность. В итоге случится ситуация, что кто-то будет подключен к операторам ЭДО, а другие будут работать по старинке. Как результат: сократится взаимодействие с контрагентами. А частичный ЭДО бессмысленен. Потому сейчас ФНС РФ совместно с IT-компаниями старается разработать универсальную программу, в которую будут загружены все типовые формы документов: от договоров до бухгалтерской «первички». Программа будет обновляться, потому налогоплательщики не будут рисковать сдать отчетность по устаревшим формам. При этом документы будут выглядеть привычными, ими будет удобно пользоваться. Ранее ДОЛГ.РФ рассказывал, что мешает цифровизации экономики России, а также об исчезновении бумажных трудовых книжек с 2021 года.