Москва, 14 ноября - "Вести.Экономика" Буквально сразу после внезапного свержения президента Боливии Эво Моралеса стали звучать различные конспирологические версии о причинах произошедшего. Значительная часть из них увязывает это событие с неуступчивостью Моралеса в отношении доступа западных инвесторов к месторождениям основного природного ресурса страны – лития. Впрочем, даже если новые власти Боливии окажутся более лояльны к иностранным инвесторам, литиевый бум этой латиноамериканской стране в ближайшие годы все равно вряд ли светит, считает Сергей Дейнека, финансовый аналитик «БКС Премьер». Теперь уже бывшее боливийское руководство в течение последних лет активно заигрывало с инвесторами и представителями руководства из разных стран – Китая, Германии, России, предлагая принять участие в разработке колоссальных залежей литиевого сырья. По данным ученых, боливийские недра могут заключать в себе до 9 млн тонн лития. В то же время экономический и политический курс Эво Моралеса, сопровождавшийся, в частности, национализацией нефтегазовых предприятий, был сопряжен с большими рисками для инвестиций в боливийскую литиевую отрасль. Во многом именно поэтому Боливия, обладая самыми крупными запасами сырья в мире, до сих пор не имеет базы для производства лития и возможностей конкурировать на мировом рынке, где балом правят латиноамериканские соседи – Аргентина и Чили, а также стремительно наращивающая объемы экспорта литиевых соединений Австралия. Впрочем, литиевое «отставание» Боливии связано далеко не только с политическими рисками. Во-первых, в материалах из боливийских солончаков наблюдается в 3-4 раза больше примесей – хлоридов натрия, калия и магния, чем, например, в чилийском сырье. Это создает дополнительные трудности как в плане извлечения лития из рапы, так и в плане дальнейшей утилизации отходов. Во-вторых, добыча лития на боливийских месторождениях, как установили исследования, более трудоемка и требует применения особых технологий. Кроме того, добыча лития невозможна без значительных объемов воды, но две реки, ведущие к солончаку Уюни слишком маловодны, а главное – эти мелкие водные артерии жизненно важны для местных жителей, выращивающих традиционную злаковую культуру киноа. Кроме того, значительная часть коренных обитателей региона, проживающих в районе богатых литием солончаков, выступает против разработки месторождений и присутствия иностранных компаний. Другая же, более прагматично настроенная часть местных жителей, требует обеспечения роялти. Таким образом, с точки зрения мировой конъюнктуры рынка лития ничего драматического с политическим кризисом в Боливии не произошло. Более того, данный рынок, показывавший значительный рост как по объемам производства (27,4 тыс. т. в 2008 году – 38 тыс. т. в 2018), так и по росту цен ($6,5 тыс./т. в 2008 году – $16 тыс./т. в 2018 году), в последние годы столкнулся с перенасыщением на фоне увеличения предложения со стороны Аргентины и Австралии. В целом, мировое потребление лития возросло за 2008-2018 гг. с 91 тыс. т. до 269 тыс. т. эквивалента карбоната лития в год, но при этом на мировой рынок поставляется уже свыше 400 тыс. т. Одна из главных причин текущего дисбаланса спроса и предложения – переоценка темпов развития сегмента автомобилей с электроприводом, где сосредоточено порядка 60% потребления лития, этот рынок в последние годы развивался недостаточно быстро. Нехватка станций подзарядки и обслуживающих сервисов, ограниченное расстояние на одном заряде и все еще высокая стоимость не позволяют сделать электрокары массовыми. По мере того как электромобили будут становиться доступнее, баланс спроса и предложения начнет выравниваться, и в начале 2020-х стоимость лития может снова пойти в рост. Как ожидается, к 2023 году массовое производство электромобилей начнут Mercedes, BMW, Toyota, Ford, Audi, Porsche, Volvo и другие производители. Стоит учитывать, что некоторые страны, например, Норвегия и Голландия планируют запретить эксплуатацию в своих странах автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями к 2025 году. К этому году, по прогнозу Credit Suisse, продажи литиевых аккумуляторов вырастут в три раза. Спрос на литий, как в свою очередь посчитали в Canaccord Genuity, вырастет сопоставимо – до 917 тысяч тонн. Прогнозы о том, насколько вырастет количество электроавтомобилей на дорогах мира с нынешних 6 млн штук, ощутимо разнятся. Так, международное аналитическое агентство считает, что общее количество электромобилей в мире составит к 2035 году 190 млн штук, а компания McKinsey пришла к выводу, что к этому времени количество электромобилей в мире составит 100 млн. В любом случае, потенциал роста в 15-30 раз за полтора десятилетия говорит о формировании мощного рыночного сегмента, который, несмотря на временную «пробуксовку», обещает усилить темпы роста в ближайшие годы и потребует сопоставимого увеличения поставок лития, кобальта и других редкоземельных металлов. Заметим, что российской экономике неопределенность с дальнейшей судьбой литиевых богатств Боливии столь же не страшна, как и мировому рынку в целом. Годовой спрос на литий в России невелик – около 1,5-2 тыс. тонн металла в чистом виде, отечественная экономика формирует порядка 3% мирового спроса на литий. Основная часть сырья импортируется из Чили, Аргентины, Китая. В России металл обнаруживается в полутора десятках месторождений, но добыча его в настоящее время в стране не ведется.

Повелители лития
© Вести Экономика
Вести Экономика: главные новости