«Важно, чтобы идея не превратилась в банальный пиар». Амбициозный проект ульяновских властей вызвал немало вопросов

Ульяновская область, ранее открывшая экспортный торговый хаб в Чехии, планирует создать подобные узлы на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Об этом «ФедералПресс» сообщили в пресс-службе губернатора и правительства области со ссылкой на главу региона Сергея Морозова.

«Важно, чтобы идея не превратилась в банальный пиар». Амбициозный проект ульяновских властей вызвал немало вопросов
© РИА "ФедералПресс"

По заявлению губернатора, хаб в Чешской Республике был создан «для повышения интенсивности экспортных потоков». «Теперь ульяновские предприятия могут реализовывать на территории уже растаможенную, доставленную до покупателя продукцию, что в значительной мере увеличивает ее конкурентоспособность… В дальнейшем планируем запустить аналогичные хабы на территории Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии», – сообщил Морозов на национальном конгрессе «Модернизация промышленности России: Приоритеты развития».

Торгово-логистический хаб предусматривает создание и обеспечение инфраструктуры, необходимой для транспортировки, складского хранения, продвижения товаров из области в приоритетных странах агентами и дистрибуторами. Через эту площадку осуществляется поиск партнеров для предприятий, а также проводятся переговоры между региональным бизнесом и иностранными компаниями, продвигаются бренды области, оказывается помощь организациям в открытии собственных представительств за рубежом и создании совместных проектов на территории другого государства. В региональном правительстве уточнили, что на первом этапе резидентами хаба в Чехии стали десять предприятий из Ульяновской области.

На сегодняшний день в шоуруме в Праге представлены следующие товары: монтажная пена «Васманн рус», каменные мойки «Сан-Марко» и «ТД Улгран», двери «Дариано» и мебель «Ардони».

По оценкам председателя совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области , участие бизнесменов в работе подобных международных площадок помогает преодолеть барьеры – такие как сложная логистика, перебои с наличием товара на территории Евросоюза, сложные процедуры поставки продукции на европейский рынок, высокая стоимость транспортировки образцов и поиск инвесторов и потенциальных закупщиков региональной продукции.

По словам Гайнетдинова, важной составляющей работы хаба является кампания по продвижению товаров участников: «В настоящее время ульяновские предприниматели уже приняли участие в международной выставке строительства и архитектуры ForArch, каждый бизнесмен обговорил сотрудничество в среднем с 40 потенциальными покупателями. Несколько крупных контрактов находятся в стадии разработки. Например, партнеры из Латвии и Германии заинтересованы в покупке монтажной пены, представители Чехии уже сделали первые заказы межкомнатных дверей, а раковины поступили на реализацию через местный интернет-магазин, предприниматель вышел на первые продажи».

Инвестиционный менеджер компании «Открытие брокер» заявил , что софинансирование и прочие виды поддержки подобных проектов можно считать лучшей практикой: «Быстрорастущий на фоне ослабления рубля рынок экспорта потребительских товаров может стать драйвером роста экономики отдельных регионов, если удастся оградить покупателей от свойственных подобным операциям рисков». При этом эксперт отметил, что необходимо предметно разбирать бизнес-модель каждого отдельного предприятия.

Экономист в свою очередь указал на то, что модель экспортных хабов не нова. «По такому же принципу в советские времена работали магазины для моряков. Здесь действует схожая логика: решается часть проблем конечного покупателя. Идея интересная и вполне может выстрелить», – пояснил собеседник «ФедералПресс». В то же время он признал, что существуют две основные проблемы: «Во-первых, с помощью таких хабов сложно одномоментно решить за клиента все проблемы. Во-вторых, надо добиться того, чтобы иностранные покупатели вообще обращались в эти торговые хабы. Их предстоит активно продвигать на территории иностранных государств и таможенных союзов».

По оценкам эксперта аналитического агентства «Политсобрание» Натальи Желтовой, инициатива действительно не представляется безупречной. «Ключевой вопрос – изучался ли спрос на ульяновские товары на Востоке и в странах Евросоюза? Нужны ли европейцам ульяновские двери? Есть ли вообще уверенность, что овчинка стоит выделки, – в создание торговых площадок, их инфраструктуру и продвижение вкладываются средства. Но будет ли адекватная отдача – еще большой вопрос. Важно, чтобы идея не превратилась в банальный пиар, как это, увы, часто бывает», – сказала она в беседе с «ФедералПресс».

А экономический аналитик полагает, что инициатива обречена на провал. «Такие хабы следует создавать в кооперации с другими российскими регионами. Отдельно Ульяновской области подобная площадка не нужна – в регионе не производят уникальных потребительских товаров, которые можно предложить клиентам в Европе и Азии. Мне кажется, что с большой долей вероятности проект окажется пустышкой», – пояснил «ФедералПресс» эксперт. По его мнению, возможно, он будет заморожен на стадии создания.

По данным регионального правительства, в 2019 году экспорт продукции из Ульяновской области вырос на 211 %. Так, за восемь месяцев предприятия региона отправили за рубеж товары на сумму более чем 620 млн долларов США, что в 3,1 раза больше аналогичного показателя прошлого года. Сегодня продукцию на внешний рынок поставляют 119 ульяновских компаний, причем девять из них начали отгружать ее впервые в этом году. Поставка товаров осуществлялся в 72 страны, крупнейшими партнерами выступают: Египет (79,1 %), Казахстан (4,5 %), Беларусь (2,2 %), а также Германия, Соединенные Штаты Америки, Азербайджан, Саудовская Аравия, Узбекистан и Венгрия.

Фото: kremlin.ru