Светлана Василенко: В ЮФО медицинский бизнес развивать проще, чем в любом другом регионе страны
В 2012 году в Южный федеральный округ пришла лаборатория «Гемотест» — федеральная сеть, которая развивается по системе франчайзинга. Сегодня в регионе открыто уже 84 лабораторных отделения и «Гемотест» продолжает наращивать сотрудничество с предпринимателями юга России. О том, как устроен лабораторный бизнес, мы поговорили с директором по франчайзингу компании Светланой Василенко. — Светлана Александровна, какое сотрудничество «Гемотест» предлагает предпринимателям? — Наши партнеры открывают лабораторное отделение, в котором пациенты сдают анализы. Для этого нужно найти помещение, отвечающее стандартам компании и требованиям регуляторов, оборудовать его и нанять персонал, в первую очередь администратора и медсестру. Пациенты нового лабораторного отделения сразу получают доступ ко всем услугам «Гемотеста» — это более 2500 видов анализов, в том числе редких и уникальных на рынке. Задача франчайзи — обеспечить обслуживание пациентов, правильное взятие и хранение биоматериала. Транспортировкой пробирок в лабораторию в специальных термоконтейнерах, в которых биоматериал сохраняется в неизменном виде, выполнением исследований на современном оборудовании и отправкой результатов пациентам занимаемся уже мы. — Насколько это выгодный бизнес? — Доходность лабораторного отделения достигает 46%. Несмотря на кризисы, экономические показатели нашей отрасли не падали последние пять лет, так как лабораторная диагностика — обязательный элемент лечения и профилактики заболеваний. Только в 2018 году объем российского рынка составил 279 млн исследований, и в ближайшие годы это число продолжит расти. Наш опыт показывает, что франчайзи, независимо от региона, в котором открывает лабораторное отделение, выходит на точку безубыточности к третьему месяцу и окупает бизнес в течение полутора лет. Но мы предлагаем нечто большее, чем просто возможность зарабатывать в устойчивой и даже активно растущей сфере: франчайзи «Гемотеста» получает не просто эффективный, но и этичный, благородный бизнес. Наша миссия — вместе с партнерами развивать современную медицину, обеспечивать доступ к надежной и современной диагностике жителям всей страны и помогать людям вести здоровый образ жизни. — Человеку со стороны медицина кажется очень сложной сферой. Сможет ли купить франшизу «Гемотест» человек без профильного образования? — Нашему партнеру совсем необязательно быть врачом: мы обучаем не только основам бизнеса (как любой ответственный франчайзер), но и медицинским стандартам. С первого дня за франчайзи закрепляется персональный менеджер: он проводит нужные расчеты и консультирует по всем аспектам ведения бизнеса — от оценки конкурентной среды до выбора помещения и подбора персонала. Мы берем на себя и ценообразование, и маркетинговое продвижение, обучаем собственника лабораторного отделения в бизнес-школе «Гемотест», а персонал — в тренинговом центре и при помощи вебинаров. — Каких инвестиций потребует лабораторное отделение? — Сумма затрат зависит от города, в котором партнер планирует открыть отделение. Например, в крупном городе, таком как Краснодар, паушальный взнос составит 150 тыс. рублей, а нижний уровень инвестиций — 1 000 000 рублей. При этом мы очень заинтересованы в развитии лабораторной диагностики в малых городах и станицах с населением до 50 тыс. человек, жители которых сейчас лишены доступа к качественной медицинской помощи. Открытие в таких населенных пунктах потребует от 750 тыс. рублей, 50 тыс. из которых составляет паушальный взнос. В дальнейшем франчайзи ежемесячно выплачивает роялти и взнос на обеспечение работы IT-системы — соответственно 0,18% и 1% дохода от услуг лабораторной диагностики. Доходы от взятия биоматериала партнер полностью оставляет себе. При желании он может усилить свою точку услугами врачей или функциональной диагностикой (УЗИ, ЭКГ) и медицинскими манипуляциями — эти статьи дохода также касаются только самого партнера. С 2019 года «Гемотест» развивает облегченный формат франшизы для медицинских центров и врачей частной практики. Такая франшиза-лайт требует не более 100 тыс. рублей, при этом у франчайзи есть полный пакет партнерского сопровождения — от маркетинговой и рекламной поддержки до логистики, программного обеспечения и бесплатного обучения сотрудников. — Есть ли у Южного федерального округа какая-то специфика, которую нужно учитывать потенциальным партнерам «Гемотеста»? — В ЮФО нет каких-то специфических проблем — наоборот, есть уникальные преимущества, благодаря которым медицинский бизнес здесь развивать намного проще, чем в любом другом регионе страны. На юге России давно сложилась модель коммерческой медицины, поэтому пациенты готовы платить за качественную лабораторную диагностику — этого невозможно сказать о жителях, например, Сибири или Урала, которые привыкли получать медицинские услуги в рамках государственных гарантий. При этом региональный рынок еще очень далек от насыщения: здесь очень высокая рождаемость, а вместе с ростом населения растут и потребности в качественных услугах, в том числе медицинских.