Туристический налог на Байкале: необходимость или провальная инициатива?

Клубок проблем Байкала Ежегодно Байкал посещают более миллиона туристов. Не в последнюю очередь путешественников привлекают практически первозданная, лишь слегка обжитая природа и малолюдность. Однако развитие туризма, который построен исключительно на этих особенностях великого озера, постоянно сталкивается с препятствиями, причиной которых эти особенности и стали. Малоразвитая инфраструктура, а соответственно и дороговизна всего и вся, теперь умножаются на тотальные проверки природоохранной прокуратуры. С расширением границ Центральной экологической зоны, в которую вошло практически все побережье Байкала, требования надзорных органов к гостиничному бизнесу возросли в разы. Да и увеличение турпотока не столько добавляет региону прибыли, сколько создает новые экологические проблемы. По мнению специалистов, погруженных в запутанный клубок байкальских проблем, хорошим решением может стать введение туристического налога. База для этого, по мнению авторов инициативы, есть. Приангарье входит в десятку самых популярных у иностранцев мест в России. Сейчас в регионе работают 130 туроператоров, включенных в единый федеральный реестр, функционируют 529 турбаз, санаториев, гостиниц, хостелов и отелей. Как это ни удивительно, но бизнес региона идею в штыки не воспринял, хотя и рассматривает ее с осторожностью. Наталья Козлова, финансовый директор крупнейшего в регионе предприятия туриндустрии– Ассоциации «Байкалская виза»,считает, что проблема давно назрела. Правда, подходить к ней предлагает взвешенно. «Потенциал туристического рынка Приангарья огромный. Но в погоне за прибылью важно не забывать об экосистеме региона. Мы все заинтересованы в создании качественного туристического продукта. И для его создания туристический налог необходим. Например, я считаю, что посещение Ольхона должно быть платным. Но необходимо обязательно проработать администрирование налога и определить конкретные цели его сбора», – подчеркивает финансист. Налог для добросовестных Однако разрубит ли большой байкальский узел введение туристического налога, вопрос спорный. Тут некоторые специалисты указывают на опыт первооткрывателей в этом деле. Крым, Алтайский и Ставропольский края пошли по этому пути раньше Иркутской области. Внятные цифры, которые помогли бы взвесить все за и против, пока есть только у Ставрополья. И данные говорят о том, что само по себе введение налога проблем не решает. В 2018 году при туристическом потенциале Ставропольского края, который оценивают в 463 млн рублей, с туристов собрали лишь 186 миллионов. Налоги заплатили 40 % предприятий туротрасли. Остальные работают «в тени» и с введением нового налога выходить из нее вряд ли пожелают. Далеко не все туроператоры возражают против введения налога, но, по словам директора гостевого дома «БайкалЙети» Алексея Альмухомедова, он должен быть прозрачным, понятным и прежде, чем его вводить, сначала необходимо вывести из тени «нелегалов» и создать всем одинаковые условия. «По сути, туристический сбор рассчитан на легально работающих. Кто работает незаконно, тот как не платил налог, так и не будет. Легальный бизнес сейчас и так находится в невыгодном положении. А туристический сбор – это дополнительный налог на каждого туриста. Если бы был механизм равномерного сбора этих денег со всех средств размещения, то все бы находились в одинаковой ситуации. Это первое условие. И второе – нужен понятный, прозрачный механизм траты этих средств и распределения, куда эти деньги потратить.Я был бы только за. Сейчас у нас нет этого механизма, все находится в сером поле. Пока эта система будет не отлажена, думаю, что это риск», – отмечает Алексей Альмухомедов. Крымское фиаско Идею уже признали провальной в республике Крым. В этом субъекте федерации сбор туристического налога перенесен. Изначально его планировали ввести с мая 2019 года, но отложили на два года. Как объяснил глава республики Сергей Аксенов, ожидаемое поступление в бюджет составит от 30 до 50 млн рублей, при этом республике придется столкнуться с массой административных препятствий. По мнению президента фонда «Возрождение земли Сибирской» Елены Твороговой, повторение крымского фиаско неизбежно и в Приангарье. Иркутская область также юридически не готова к введению налога. «Если мы говорим о введении туристического налога, то сразу сталкиваемся с массой вопросов: кто его будет собирать и каким образом? При пересечении некоей административной границы, например Ольхонского района? Но у нас есть и внутренняя миграция, не связанная с туризмом. Например: дети живут в Иркутске, а родители в Бугульдейке. И для того, чтобы повидать семью жители региона будут платить налог? То есть такой метод не подходит. Если при заселении в гостиницу будет взыматься сбор, то опять же если человек приехал в командировку как быть? Сейчас многие предприятия отменили командировочные удостоверения, на каком основании работодатель будет это компенсировать? В Крыму учли все эти моменты и перенесли срок реализации на два года. Если не хотим повторения крымского сценария, надо сначала административные вопросы проработать»,– отметила Елена Творогова. Москва ответа не дает Говоря о введении туристического налога, в правительстве Иркутской области подчеркивают: вопрос этот региональными властями поднимался не раз. Приангарье и республика Бурятия неоднократно обращались с такой инициативой в федеральный центр. Однако пока безрезультатно. Именно механизмы сбора и распределения налога вызывают множество вопросов, на которые пока ответ Москва не дает. Кроме того, есть и еще один важный момент, по мнению заместителя начальника отдела агентства по туризму Иркутской области Анастасии Зинюк: прежде чем вводить данный налог в Иркутской области, надо четко определить, кто будет собирать этот налог и им распоряжаться. «Здесь встает вопрос о том, на какие цели может быть пущен сбор. Когда устанавливается любой налог, во-первых, предполагается уровень его сборов; во-вторых – в какой бюджет он поступает и каким образом распределяется; третье – на какие цели данный налог может быть использован. Соответственно, необходима комплексная проработка, чтобы действительно тот налог, который мы получаем, был использован именно на приоритетные цели, на которые он нужен», – говорит Анастасия Зинюк. Еще один момент, который стоит учитывать при решении о введении налога в Иркутской области – ее географические особенности и менталитет ее гостей. Более 60% иностранных туристов в регионе – граждане КНР. На Байкал они стараются привозить традиционную еду. Ее можно купить в областном центре, но на побережье Байкала это редкость. Соответственно, общепит в туристических зонах практически не получает от этого прибыли. К тому же селиться жители соседнего государства предпочитают в гостиницах, которые принадлежат гражданам КНР, а большинство таких заведений работают вне легальной сферы. Поэтому пока не удастся навести порядок в этой сфере, введение налога мало что даст региону. Фото: ФедералПресс / Давид Азизов

Туристический налог на Байкале: необходимость или провальная инициатива?
© РИА "ФедералПресс"