Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Кремль решил начать спасать экономику страны, но слишком поздно

В ситуации экономической стагнации России на авансцену вышел известный своим радикализмом помощник президента Путина . Он сформулировал три условия, необходимых для экономического роста хотя бы в 3%. В правительстве наверняка «заёрзали». Но сможет ли Белоусов убедить кабинет министров?

Кремль решил начать спасать экономику страны, но слишком поздно
Фото: Свободная прессаСвободная пресса

По мнению помощника президента, первой группой мер для повышения экономического роста должно стать удешевление кредита. Для этого необходимо снизить ключевую ставку с нынешних 6,5% до 5%. Поскольку инфляция в начале 2020 года ожидается на уровне 3%, такое вполне возможно, уверен автор предложений.

Видео дня

Второй пакет мер предусматривает улучшение инвестиционного климата в стране путем защиты бизнеса от незаконных действий силовиков и ввода в действие «регуляторной гильотины» (упрощение регулирования бизнеса). Ранее с просьбой не использовать силовиков в своих «разборках» к коммерсантам обращался глава Колокольцев.

И, наконец, последняя группа мер направлена на укрепление бизнеса кадрами и новыми технологиями. С нехваткой инженеров страна справилась, утверждает чиновник, а вот с рабочими специальностями совсем швах. Напомним, о грозящем России кадровом дефиците говорил недавно патрон Белоусова — президент Путин.

Мотивы выступления Белоусова понятны. Экономический рост хотя бы в 2-3% в последнее время стал недостижимой мечтой. Правительство не в состоянии обеспечить такой уровень и пытается хоть как-то скрасить картину, манипулируя цифрами статистики. Так может кабмину стоит попробовать рецепт путинского помощника?

При этом, говоря о необходимости роста экономики нельзя забывать, что это не должно превращаться в самоцель. В конце концов экономика функционирует для людей, а не наоборот. Так вот несмотря на низкий прирост ВВП, платежи в бюджет и наполняемость (ФНБ) увеличились в последние годы очень серьезно.

Отчасти это случилось благодаря умелым действиям России в рамках ОПЕК+, что позволило удержать высокую цену на нефть и набить кубышку ФНБ до 7% от ВВП. Отчасти благодаря хорошей работе , сумевших за пять лет увеличить сбор налогов на 40%. В результате профицит бюджета превысил 3 трлн рублей.

Но все эти достижения, понятные макроэкономистам, практически никак не сказались на благосостоянии широких народных масс. Простым людям не жарко и не холодно от того, что государственные закрома лопаются от денег — им от этого богатство мало что перепадает. Напротив, еще и отняли то, что они имели в результате пенсионной реформы. Да и реальные доходы падают.

Таким образом, в стране есть не столько проблема экономического роста, сколько справедливого перераспределения доходов приносимых этим ростом в бюджет. Вот над чем в первую очередь должен думать и помощник президента. Сам Путин уже думает — на днях он призвал повысить реальные доходы граждан. А вот Белоусов пока отстает.

Также есть сомнения в том, что в правительстве прислушаются к помощнику президента. Его предыдущее громкое предложение изымать часть сверхприбыли у корпораций, разбогатевших на девальвации рубля вызвало бурю возмущения в олигархической среде и было быстро «слито» солидарными усилиями чиновников-либералов и крупного бизнеса.

Это неудивительно. Идеология финансово-экономического блока правительства предполагает уход государства из экономики, распродажу максимального количества госактивов, а не завуалированную реприватизацию, что фактически предлагал тогда Белоусов. Скорее всего, и его нынешнее, уже менее радикальное предложение ждет та же судьба.

Но может вмешается Путин?

По мнению экономиста, публициста , рекомендации Белоусова мало что значат для .

- Предложение помощника президента радикально ближе к жизни, чем предложения министра финансов, министра экономического развития и председателя , которые предлагают срочно все приватизировать. Это якобы чему-то поможет. Но если бы президент считал нужным прислушиваться к предложениям Белоусова, то он назначил бы этого человека не помощником, а вице-премьером по экономике, премьер-министром и т. д.

То есть помощники, говорящие правильные слова отдельно, а должностные лица, уводящие нас совершенно в сторону от того, что реально может как-то помочь экономике — отдельно. И конечно, рычаги управления у должностных лиц, а не у помощников.

«СП»: - А может слова Белоусова — это такой способ донести позицию президента до правительства? Типа, действуйте вот такими методами...

- Ни в коем случае. Дело в том, что должность Белоусова не называется «переводчик с языка президента на язык правительства». Эта должность называется «помощник президента» в том смысле, что если президент хочет, то он может прислушаться к своему помощнику и затем надавать по голове должностным лицам. Но ничего такого в планах президента пока не замечено.

«СП»: - Что можно сказать о содержательной стороне предложений Белоусова?

- Конечно, помощник президента частично прав по сравнению с министрами экономики, финансов и председателем Счетной палаты. Но это далеко не вся правда — то, что он сказал. Прежде всего надо защитить на перспективу вероятный гарантированный заказ на производимую продукцию. То есть защитить свой внутренний рынок. Это надо было делать не сегодня, а вчера и даже позавчера. Но, к сожалению, на такую крамолу помощник президента не способен.

А вот руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка» Вячеслав Максименко не видит принципиального противоречия в предложениях правительства и помощника президента.

- В одном из последних выступлений глава Банка России заявила, что страна набрала наилучшую форму с точки зрения ценовой и финансовой стабильности. Тем не менее этих «нулевых» условий для роста» недостаточно для того, чтобы выполнить поручение президента по ускорению роста ВВП до среднемировых 3%. Поэтому вслед за планом структурных реформ от министра свои рецепты успеха предложил и советник президента по экономике, бывший глава МЭР Андрей Белоусов.

Самый важный момент, в чем созвучны идеи Орешкина и Белоусова – это улучшение инвестиционного климата. И это не прогресс в рейтингах , а создание тех же базовых предпосылок, которые написаны в любых учебниках по макроэкономике, – защиты частной собственности и независимой судебной системы. Именно эти вопросы имеют первостепенную важность, иначе эффект от остальных мер будет носить половинчатый характер.

Помощник президента предложил умерить давление силовиков, однако важны детали, поскольку предыдущие призывы к правоохранителям «перестать кошмарить бизнес» принципиально ситуацию не изменили. Запуск «регуляторной гильотины», которая предполагает отказ от старых требований и «палочной» системы также позволит создать благоприятную среду для ведения бизнеса. Но, как и в случае с первой мерой это действительно станет работать, когда у предпринимателя появятся механизмы борьбы с неправомерными требованиями.

«СП»: - А что можно сказать про снижение ключевой ставки?

- Удешевление стоимости заимствований должно быть адресована Банку России, в задачи которого входит борьба с инфляцией, а не поддержка экономического роста. Либо одно, либо другое, усидеть на двух стульях никак не получится. И здесь просто следует признать, что, когда будут созданы все предпосылки для снижения ключевой ставки до более близкого к инфляции уровня, она будет снижена. Пока этому мешают сохраняющиеся высокими инфляционные ожидания.

И правительство своими действиями (повышение НДС, а теперь и ускорение бюджетных трат) лишь откладывает этот момент. На уровне исполнительной власти уменьшать стоимость кредитных ресурсов для бизнеса можно через специальные институты развития, например, тот же . Однако, как показывает статистика по выделенным средствам и опросы предпринимателей, этот механизм работает удовлетворительно.

«СП»: - И наконец кадры, которые, как известно, решают все...

- Повышение доступности технологий для бизнеса и обеспечение предприятий кадрами – это то, чем должно заниматься правительство на макроуровне. «Расшивкой узких мест», снятием инфраструктурных ограничений, среди которых и не всегда правильно функционирующий рынок труда, который готовит не тех специалистов и не того уровня, который нужен экономике. Также как и предоставление доступа к технологиям, создание инкубаторов и акселлераторов – это все вместе создаст отложенный синергетический эффект.

Государству нужно заниматься созданием условий для бизнеса, а не заниматься бизнесом. Пока же наблюдается совершенно противоположное – по оценкам главы Счетной палаты доля государства за 10 лет увеличилось с 10 процентов до 47-48 процентов. А это ухудшение уровня конкуренции, двигателя экономического роста, и больший уровень сопротивления тем структурным реформам, которые могут нести угрозу бизнесу с госучастием.

По мнению руководителя группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марка Гойхмана, предложения советника президента заслуживают безусловного внимания.

- Меры, предлагаемые Андреем Белоусовым, действительно крайне необходимы. Каждая из них бьет по одной из самых болевых точек, тормозящих развитие. Но эффект может быть лишь в том случае, если они будут реализованы в совокупности.

Например, уменьшение ставок по кредитам исключительно важно само по себе для привлечения средств в реальную экономику, повышения производственного и потребительского спроса. Однако только низкие ставки не решат проблем, если плох инвестиционный климат. У многих компаний есть свободные средства, но их рискованно вкладывать из-за низкой рентабельности, монополизма в продажах и доступе к рынкам.

Однако, предлагаемые необходимые меры, во-первых, недостаточны для достижения планируемого эффекта, а во-вторых, вряд ли выполнимы только в рамках самих данных направлений.

«СП»: - Поясните, пожалуйста...

- Например, улучшение инвестклимата и инвестиционного спроса невозможно без развития конкуренции, снижения доминирования и доли государства в экономике с нынешних 47% , до менее 40%, реальной поддержки малого и среднего бизнеса, ощутимого повышения доходов населения и для формирования потребительского спроса, и для увеличения «качества человеческого капитала» как ресурса роста.

Таким образом, проблемы глубже, и они известны. Помимо перечисленных, это еще и несовершенство и сложность налоговой системы, зависимость судебной системы от исполнительной власти, слабость защиты собственности и прав предпринимательства, коррупция и проч. Рост экономики в необходимых масштабах можно обеспечить лишь при глубоких комплексных преобразованиях.

О некоторых деталях влияния актуальной налоговой политики на бизнес-практику нам рассказал основатель компании «Голдман Колсантинг» Вадим Голдман.

- По поводу снижения давления на бизнес со стороны силовых органов Андрей Белоусов прав. Но давление силовых органов на бизнес происходит из-за того, что почти все бизнесы в России уходят от налогов из-за невменяемого соотношения того, что требует государство и того, что дает взамен. Поэтому бизнесменам приходится пользоваться услугами обнальных фирм, чтобы хоть как-то зарабатывать.

«СП»: - Обналичивание? Но ведь это незаконно?

- Объясню на примере схемы обнала через бытовую технику: в Россию везут тоннами бытовую и компьютерную технику у которой есть РРЦ (рекомендованная розничная цена), которая считается топ-менеджерами в Европе и Америке из расчета что все участники рынка должны зарабатывать. Но эту технику покупают через дистрибьюторов розничные онлайн и оффлайн магазины, в том числе и всем известные сети, которые за наличные деньги продают ее дешевле, чем покупали.

Да на первый взгляд схема работает в минус, но после этого наличные деньги продают нуждающимся предпринимателям, чтобы они смогли обойти те официальные драконовские налоги от государства (НДС, НДФЛ и т.д). В итоге мы получаем полностью убитый рынок бытовой электроники, предпринимателей, которые все равно вывели свои деньги и не экологичную прокладку в виде обнальщиков.

Пока не будет вменяемой налоговой системы, как например в США с прогрессивной шкалой налогообложения и полным отсутствием налогов при старте бизнеса, когда вся прибыль реинвестируется обратно, мы так и будем страной черного нала с бесконечным круговоротом абсурдности госслужащих и такого вот бизнеса.

В свою очередь ведущий аналитик QBF резонно указывает, что благое пожелание множества квалифицированных кадров для российской экономики власти следовало начинать реализовывать загодя, а не в момент угрозы рецессии.

- Не думаю, что перечисленные меры (снижение ставки, инвестиционный климат, доступность технологий и обеспечение кадрами) являются ключевыми для обеспечения устойчивого экономического роста. Как показывает международный опыт, европейский в частности, снижение ставки, даже в отрицательную зону, не решает проблемы экономического роста.

«СП»: - Например?

- Германия при нулевой ставке, хорошем инвестиционном климате, доступности технологий сейчас находится на грани технической рецессии. Аналогичная ситуация уже много лет в Японии, по этому же пути идут и США.

«СП»: - Тогда где, в чем искать источники экономического роста?

- Думаю, что проблема гораздо глубже, искать причины слабого роста нужно в других областях: демографических и социальных. Квалифицированные кадры, о которых говорит помощник президента Андрей Белоусов, должны сначала появиться на свет. С учетом падения рождаемости в стране и старении населения через несколько десятилетий вообще никаких кадров не будет. Это общая глобальная проблема.

Новости России: Бывший министр: инфляция по имеет мало отношения к реальности