Как сэкономить турагенту: QR-код против эквайринга

Объем онлайн-платежей в туристической сфере стремительно растет – этим летом они выросли в 2 раза по сравнению с прошлогодним сезоном. Клиентам удобно оплачивать путевки банковскими картами, но это приводит к повышенным эквайринговым платежам для турагентств. Технология QR-кода может заметно снизить расходы компаний, но перспективы новации пока туманны на туристическом рынке. Деньги, карты, 2 % Проблема эквайринга не нова для туристического рынка, но прошедший летний сезон ее заметно обострил. Аналитики констатируют, что с июня по сентябрь 2019 года доля эквайринговых платежей по пакетным турам выросла сразу на 50 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом онлайн-сегмент составляет уже 35 % от общего объема платежей за путевки. Доля оплаты наличными еще велика, этот способ останется наиболее распространенным для покупки дорогих туров. Но в перспективе «наличный» сегмент обязательно продолжит сокращаться. Так, аналитики компании QIWI указывают на то, что в последние годы важными критериями для потребителей стали удобство выбора и оплаты, а также время, необходимое на покупку. С этим связан рост онлайн-платежей, это наблюдается и в туристическом сегменте. В турагентствах подтверждают тенденцию. По словам директора подмосковной компании «Визит-центр» Владимира Куликова, с помощью карт объем оплаты туров клиентами вырос почти в 2 раза за последний год. Им удобно, а самое главное – выгодно: большинство владельцев карт получает за электронные платежи от банков либо прямой кэшбэк, либо различные бонусы. И всё бы ничего, но в эквайринговой цепочке задействовано сразу несколько участников, а основное бремя расходов ложится на компании, принимающие платежи. Сейчас на отечественном рынке эквайринга уровень комиссии за «электронную инкассацию» колеблется около 2 %. На первый взгляд, размер вроде невелик, но для турагентств она превращается во внушительные суммы. Если уровень комиссии от туроператоров за проданные туры составляет в среднем 7–8 %, то только за проводку платежа ТА приходится расставаться сразу с почти четвертью дохода. Исполнительный директор УК Объединенной сети ТБГ и «Горячие туры» Марина Куделина называет такие затраты высокими. Ведь определенные тарифы туроператоров за пакеты на регулярных рейсах предусматривают, что комиссия предоставляется только с наземной части пакета. В этих случаях потери возрастают до половины дохода, а порой и больше. На рынке эквайринга, образно говоря, разводят руками – одна только проводка платежа от частного лица на счет компании требует совершения до 20 банковских операций. Тем более, помимо банка-эквайера, который непосредственно работает с ТА, комиссии получают банк – эмитент карты клиента и международные платежные системы – те самые Visa и MasterCard. Самые большие «сливки», как ни удивительно, получает банк – эмитент частных карт. Сэкономить или потерять? Вариантов сэкономить на расходах по эквайрингу у турагентств, по сути, мало. Владимир Куликов признает, что многие компании пытаются всячески сохранить оплату туров наличными деньгами. Клиентов, особенно постоянных, уговаривают добраться до банкоматов и снять деньги. В некоторых офисах просто говорят, что терминалов по приему нет и карты не принимают. Но тут палка о двух концах: будущий турист, собрав всю информацию о туре, может спокойно пойти к конкуренту и там оплатить на выгодных для себя условиях. Попытка сохранить наличные платежи понятна. За инкассацию банкнот банк взимает комиссию на порядок ниже. Например, в случае с «Визит-центром» это 0,15 %, а за электронные платежи приходится отстегивать 1,42 %. Почувствуйте, как говорится, разницу. Некоторые турагентства упорно бодаются с банками, добиваясь от них максимального снижения комиссий. Так, руководитель ОСА tour Светлана Обоянская ранее указывала, что у компаний с большими объемами комиссия по эквайрингу составляет от 0,5 до 1,5 % максимум. Но наличные деньги всё больше теряют популярность, следовательно, эквайринговые расходы продолжат расти в объемах. QR-код, ваш выход! К счастью, банковские технологии – это один из наиболее динамичных секторов. Большие надежды возлагаются на QR-код, который можно расшифровать как «быстрый отклик». Зародившись в недрах японской автомобильной промышленности, он довольно быстро захватил другие отрасли и страны. Заместитель председателя Комиссии по цифровым финансовым технологиям Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Тимур Аитов рассказывает, что особую популярность код получил в странах Юго-Восточной Азии. Например, в Китае только за день происходит до 200 млн трансакций по технологии QR-кода. В какой-нибудь глухой азиатской провинции можно встретить обшарпанный киоск, который со всех сторон обклеен изображениями кода: подходи, сканируй, оплачивай покупки. Россия также присоединилась к проекту внедрения QR-кода. Его курирует Центробанк, который в конце августа запустил в тестовом режиме Систему быстрых платежей (СБП). Она, собственно, призвана сформировать кратчайший канал переводов от физических лиц в адрес юридических – так называемые C2B-платежи. В этой технологии банки остаются посредниками, но размер комиссии за обслуживание заметно уменьшается. По данным РБК, ЦБ РФ намерен установить тариф на уровне 0,4–0,5 %. От этой ставки банки, обслуживающие расчетный счет компаний-продавцов, будут получать 0,1–0,125 %. Акцент на распространение QR-кода пока делается в сфере торговли, но присоединиться к СБП может практически любое предприятие – никто не запрещает. Количество банков – участников системы растет, к ней относительно недавно присоединился и ключевой игрок – Сбербанк. Покупателям товаров и услуг будут предлагаться два варианта QR-кода – статический и динамический. В первом случае в коде содержатся только реквизиты продавца, а сумму покупки клиенту придется вводить собственноручно. В динамическом коде уже будет содержаться вся необходимая информация – и реквизиты, и данные о покупке. Нужно только отсканировать код и оплатить. Понятно, что основной инструмент – это смартфон, по умолчанию он должен быть у каждого. На первый взгляд, технология QR-кода выглядит заманчивой для продавцов, в первую очередь, в плане тарифов на обслуживание. К тому же, указывают эксперты, зачастую не придется менять оборудование: на кассы и эквайринговые терминалы нужно лишь установить новый софт. В туристическом сообществе пока с большой осторожностью относятся к банковской новации. Владимир Куликов рассказал, что в московском офисе компании уже можно оплатить туры с помощью QR-кода. Но таким вариантом воспользовался только один клиент – молодой парень. Остальным это в диковинку. Мария Куделина добавляет, что данная технология полностью не изучена турагентствами, да и не всеми банками предлагается. Но потенциал у кода всё же есть, если банки смогут предложить покупателям товаров и услуг определенные стимулы для работы с технологией. То есть опять же речь, скорее всего, пойдет о кэшбэке и бонусах. Но учитывая, что банки будут довольствоваться заметно меньшей комиссией, тема стимула клиентов остается под вопросом. И всё же, заключает Владимир Куликов, хоть внедрение QR-кода совершенно не зависит от турагентств, они будут ему рады. Даже если комиссия за эквайринг упадет до 1 %, это уже будет большим шагом в деле экономии средств в сфере платежей. В заключение вопрос ко всем – а вы готовы оплачивать туруслуги по QR-коду? Примите участие в опросе и высказывайтесь в комментариях.

Как сэкономить турагенту: QR-код против эквайринга
© TourDom