Евгений Никифоров: В этом году приморские экспортеры получили еще больше возможностей для выхода на зарубежные рынки

Для приморских производителей каждый год создаются новые способы вывода товара на зарубежные рынки — это выставки, ярмарки, электронные площадки, бизнес-миссии и экспортные акселераторы. Какие результаты местным производителям дают новые форматы рассказал корреспонденту SM-News генеральный директор центра «Мой бизнес» в Приморском край Евгений Никифоров. Как центр «Мой бизнес» помогает приморским компаниям выходить на экспорт? Если раньше Центр поддержки экспорта, который сейчас является подразделением центра «Мой бизнес», чаще всего работал с предпринимателями, у которых есть минимальные ресурсы и знания для выхода на зарубежные рынки, то в этом году мы пошли другим путем. Мы вывезли на Харбинскую ярмарку эко-товаров предпринимателей, у которых в "багаже" уже есть базовый продукт. И этот продукт они уже продают в России. Замечу, что все это небольшие компании и производства, и они никогда бы и не подумали самостоятельно выходить на иностранные рынки. Эти компании всегда были заточены исключительно на местный локальный рынок— это мед, орехи, пахлава, сиропы, масла, печенье, сыр тофу и даже хлеб. По всем канонам экспорта такая продукция ранее не могла быть отправлена на зарубежный рынок ни с точки зрения транспорта, ни складских запасов, ни требований сетей по срокам хранения. Мы рискнули и вывезли такую продукцию на экспорт. Нам помогли наши коллеги из Китая — мы использовали упрошенные режимы приграничных территории. Предприниматели были новичками в экспорте, и мы рассказывали им про каждый этап, помогали оформлять документы. В итоге у нас получилось — продукция приморских предпринимателей понравилась жителям Харбина. Сейчас мы ведем переговоры, чтобы сделать такую ярмарку приморских продуктов для местных жителей Китая постоянной, лучше всего – еженедельной. Кстати, некоторые участники – абсолютно неожиданно для себя – нашли партнеров и ведут переговоры о заключении постоянных экспортных контрактов и связи с этим даже подумывают о расширении производства. Я правильно понимаю, что приморские экспортеры можно сказать «помолодели». И с вашей помощью на экспорт может выйти и совсем молодая компания, которая, возможно лишь в этом году разработала свой продукт? Что вы рекомендуете таким молодым компаниям, собирающимся со своим продуктом или услугой выйти на зарубежный рынок? Приходите к нам в центр «Мой бизнес», мы вам поможем. Любой предприниматель, желающий выйти на зарубежный рынок сможет с нашей помощью изучить ситуацию в нужной стране, подготовить свой товар под вкус нового – иностранного покупателя. Специалисты помогут перевести упаковку товара, сайт, помогут получить все необходимые разрешения для вывоза партии заграницу (сертификаты, стандарты), а также зарегистрируют торговую марку за рубежом. Представители каких сфер экономики чаще всего обращаются к вам за советом, помощью? Абсолютно разные сферы бизнеса. Мы помогаем любой компании, у которой есть желание работать на зарубежном рынке. Например, предприятие «Телематик Солюшнс» единственное в Приморье точно, возможно и на Дальнем Востоке, малое предприятие по производству микроэлектроники — датчиков давления в шинах. И они наши экспортеры. Их небольшая команда (около 10 человек) здесь в Приморье собирают микросхемы и экспортируют небольшими партиями в 17 стран, включая ЮАР и Маврикий. На рынок Северной и Латинской Америки они вышли под брендом ARSENAL TIRE SЕNSORS. Недавно ребята вернулись с выставки The SEMA Show 2019 в Лас-Вегасе и по ее итогам, возможно, будут заключены новые контракты. Есть истории успеха экспорта меда, морепродуктов, рыбной продукции, консервации, сладостей и много другого. Многие ли местные производители готовы выходить на экспорт? Какие есть трудности? Трудности всегда решаемы. Однако лучше их не создавать самим и хорошо подготовить свой товар к выходу на экспорт. На начальном этапе это самое главное. Одна из самых важных составляющий перед выходом на экспорт — это регистрация торговой марки. Выходите на китайский рынок — значит регистрация в Китае, выходите на японский рынок — значит в Японии, и так далее. Мы объясняем предпринимателям все нюансы, предупреждаем и даже уговариваем их зарегистрировать продукт, чтобы защитить свой товарный знак и товар от подделок. Рассказываем живые примеры, когда даже крупные производители сталкиваются с негативными последствиями из-за легкомысленного отношения к этому документу. У нас есть специальная программа софинансирования: мы на себя берем 70% расходов по регистрации торгового знака за границей. Если говорить о подготовке к международным выставкам, основная задача — решить вопросы логистики и таможенного оформления. Проще говоря, вопросы с сертификацией и оформлением товара для вывоза за границу. Сейчас идет работа по открытию витрины Приморского края в провинции Кангвон? Как продвигается работа? Почему выбрана именно эта провинция? Витрина приморских продуктов откроется городе Вонджу на площадке «Агентства развития бизнеса провинции Кангвон» в декабре. Уже 11 приморских предприятий готовятся презентовать там свою продукцию: дикоросы, мед, косметику, минеральную воду, сладости, бытовую химию, а также небольшие образцы промышленных конструкций. Один из первых участников проекта - компания «Чистый дом» из Уссурийска - представит чистящие средства собственного производства. На прошлой неделе в офисе центра «Мой бизнес» уже открылась витрина корейских продуктов. Там представлены около 50 образцов товаров 12 корейских компаний: косметика, сушеный минтай и осьминог, сладости, чай, селфи-палки, обувь, медицинское оборудование и БАДы — аппарат для лечения ринита, экстракты плодов женьшеня и другие товары. Все желающие могут ознакомиться с товарами и стать их дистрибьюторами в крае. Малым и средним производителям нужно помогать выходить на международные рынки. Самостоятельно им это делать очень сложно, поэтому в каждой стране есть государственные агентства поддержки экспорта. Открытие таких презентационных витрин — один из новых способов поддержки экспортеров. Мы поможем приморским производителям доставить и презентовать образцы своей продукции в провинции Кангвон, а на своей территории — обеспечим работу витрины с южнокорейскими товарами. Открытие витрин в Приморье и южнокрейской провинции Кангвон — первый шаг в реализации долгосрочного международного проекта по поддержке малых предприятий-экспортеров, которую озвучили на Саммите по международному обмену и сотрудничеству региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (СВА) в октябре прошлого года: создать пятисторонние презентационные центры в регионах стран СВА — России (Приморье), Китае, Южной Корее, Японии и Монголии. В 2019 году ваш центр запустил уникальный проект «Экспортный акселератор». Что это такое, кто участвует в этом проекте? Каковы успехи участников этого проекта? Проект действительно уникальный. Приморский край стал первым регионом России, где стартовала акселерационная программа «Энергия экспорта». По сути, это мини-MBA для экспортеров. Такого уровня знаний и практических инструментов приморские компании получить раньше не могли. Все эти годы у нас были различные инструменты полезные экспортерам, но не все понимали, как ими пользоваться. В этом году нам удалось собрать команду практиков, которые много лет работают с Китаем, живут в Китае. Они из собственного опыта рассказывают обо всех этапах, необходимых для экспорта, помогая малым производителям разобраться в азах выхода на рынок. В итоге наша программа длилась полгода. В нее вошли три теоретических модуля, их можно назвать интенсивами. Они прошли в июне, августе и октябре. Предприниматели три дня подряд с утра до вечера слушали наших экспертов, узнавали про культуру и экономику Китая, а также познавали особенности торговли в Поднебесной. Те в свою очередь в течении полугода индивидуально работали с участниками акселератора: разбирали частные кейсы, давали конкретные советы по продвижению товара. Курс участники акселератора завершили на бизнес-миссии в Харбине, где они презентовали свою продукцию китайским бизнесменам и заключили первые международные контракты. К примеру, торговый дом «Консервный завод Спасский» уже отгрузил первую партию продукции в Китай. Какие электронные торговые площадки используете для продвижения услуг и бизнеса региональных компаний? Электронная витрина приморских товаров на сайте Аlibabа.com активно привлекает зарубежных покупателей. Возможностью наладить поставки своей продукции за границу воспользовались более 50 приморских компаний. На витрине размещено более 200 карточек различных продуктов. В числе товаров: шоколад ручной работы из Владивостока, мармелад и печенье из Ханкайского района, морепродукты с острова Русский, одноразовая деревянная посуда из Партизанска, биологически активные добавки, косметика и другая продукция. Сейчас ведутся перспективные переговоры с партнерами из Китая, Вьетнама, США и Таиланда о поставках рыбопродукции. По итогам семи месяцев 2019 года электронную витрину товаров из Приморья Аlibaba.com просмотрели более 50 000 раз. Операторы витрины получили порядка 600 запросов — это конкретные вопросы по продукции, исключая спам. В день специалисты получают от 5 до 15 запросов. География интересантов обширная — приморские товары привлекли представителей компаний из 70 стран. Образцы продукции отправлены в Индию (деревянная одноразовая посуда, соевый жмых), Вьетнам (подсолнечное масло, рыба лососевых пород), Китай (трепанг на меду). Выход на новые цифровые и электронные площадки — это общемировой тренд. В России он появился немного позже. Но тем не менее мы начинаем вписываться в тенденции. Наш сосед, Китай, сейчас самый крупный потребитель онлайн-сервисов. Ведь 98% из 700 млн активных пользователей Китая совершают покупки онлайн — это огромный рынок. Успехи приморских экспортеров впечатляют. Наверное, поэтому и решили провести первый краевой форум экспортеров? Да, вы правы. Форум «Экспортный потенциал Приморья» пройдет 2 декабря на площадке Администрации Приморского края. Это будет первое мероприятие краевого масштаба, сделанное специально для экспортёров. Экспорт долгое время ассоциировался только с продажей товаров местного производства за границу. Мы помогаем экспортерам адаптировать свой товар для зарубежного покупателя и вывести его на новый рынок. Сейчас мы наблюдаем тенденцию мировой экономики — увеличение доли экспорта услуг. Для Приморья в этом смысле очевидной точкой роста является сфера туризма. Поэтому одной из главных тем мероприятия станет экспорт туристических услуг. Эксперты обозначат мировые тренды развития в сфере гостеприимства, расскажут, как продвигать на зарубежный рынок медицинские услуги и оценят экспортный потенциал региональных туристических продуктов. Мы, обладая знаниями о предпочтениях зарубежных гостей, поможем малому бизнесу выйти на новый уровень. Ведь вызов заключается не только в том, чтобы на высоком уровне работать с существующем турпотоком, нужно сформировать такой турпродукт для иностранцев, чтобы из тысяч возможных направлений для путешествия, они выбирали именно Приморье. На площадке форума мы планируем увидеть более 300 экспортеров и предпринимателей, которые только собираются покорить зарубежные рынки. Форум будет бесплатным, поэтому приглашаем всех желающих — регистрация на сайте центра «Мой бизнес». Форум будет полезен и приморским производителям. На секции «Экспортный потенциал региональных продуктов» эксперты расскажут какие товары больше всего привлекают внимание иностранцев и какие новые рынки открываются для традиционных продуктов из Приморья.

Евгений Никифоров: В этом году приморские экспортеры получили еще больше возможностей для выхода на зарубежные рынки
© SM News