Зачем малому бизнесу экспорт?

Приморские компании активно выходят на зарубежные рынки Говорят, что в Приморском крае скоро состоится ещё один крупный форум для предпринимателей. Можете рассказать, что это такое и как стать его участником? К. Богданенков, Владивосток – Действительно, уже 2 декабря на площадке Администрации Приморского края пройдёт форум «Экспортный потенциал Приморья». Это первое мероприятие такого рода в нашем регионе. Говоря простым языком, это новая интересная площадка, позволяющая объединить бизнес-сообщество Приморья. Чтобы предприниматели сказали, какая помощь от государственных институтов им требуется. Какие проблемы возникают у них при выходе со своей продукцией на рынки других стран, – говорит генеральный директор центра «Мой бизнес» в Приморском крае Евгений Никифоров. Какие ещё есть меры поддержки для экспортёров нашего края, какие программы действуют для их обучения. Сколько компаний малого и среднего бизнеса смогли выйти на внешний рынок. Какие приморские товары и услуги пользуются у иностранцев наибольшим спросом. Об этом и многом другом мы подробнее поговорили с генеральным директором центра «Мой бизнес» в Приморском крае. Сколько «малых» экспортёров? – Возвращаясь к экспортному форуму, кто может принять участие в нём? – Начну с того, что наш центр работает в рамках реализации национальных проектов «Международная кооперация и экспорт» и «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Плюс есть региональная государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-2020 годы, на которую мы тоже опираемся в работе. В соответствии с нашим планом, который был согласован с Российским экспортным центром, и требованиями регионального экспортного стандарта мы запланировали в этом году такое мероприятие. Главная наша задача – синхронизировать работу всех предпринимательских и государственных структур, участвующих в экспортных процессах. Мы помогаем снимать излишние барьеры для тех, кто хочет выйти на внешний рынок со своей продукцией. Консультируем бизнесменов и помогаем им. Наша специфика – работа с малым и средним бизнесом. Крупный бизнес и сам успешно выходит на иностранные рынки за счёт достаточного финансирования и ресурсов. У малых и средних компаний такой компетенции нет, а возможности ограничены. На форуме «Экспортный потенциал Приморья» мы ожидаем минимум 300 компаний, хотя эта цифра не окончательная. Вполне допускаю, что будет до 700 организаций. Регистрация ещё продолжается. Самый простой способ – зайти на наш сайт mb.primorsky.ru и подать заявку. Особенно подчеркну, что это мероприятие, как и большинство услуг, оказываемых нашим центром, абсолютно бесплатное для участников. Так что приглашаем всем действующих и потенциальных экспортёров. Всех, кто считает, что его продукция будет интересна зарубежным потребителям. – Какие темы предполагается затронуть на мероприятии? – Все основные тренды приморского экспорта наши отражение в повестке. Это и развитие поставок на внешние рынки приморских продуктов питания. Данному направлению будет посвящён отдельный круглый стол. Поговорим о развитии сегмента электронной торговли. Очень динамично развивающееся сегодня направление. Много внимания будет уделено экспорту услуг приморских компаний. В первую очередь это туризм и всё, что с ним связано. Иностранный турпоток в наш регион стремительно растёт. Что мы можем предложить нового здесь, какие сервисы ещё недостаточно хорошо работают? Как поддерживать турпоток в «мёртвый сезон» – зимой? Как надо развиваться гостиницам? Всё это мы хотим обсудить. Ещё один аспект, связанный с экспортом услуг, – медицинский. Сегодня всё больше и больше иностранцев предпочитают пользоваться услугами наших приморских клиник. Особенно в области микрохирургии глаза и ЭКО. В общем, программа форума достаточно обширна и будет интересна представителям самого разного бизнеса. – Центр поддержки экспорта Приморского края работает уже несколько лет. Есть ли реальные показатели того, насколько востребована его помощь предпринимателями? – Да, Центр поддержки экспорта создан в 2013 году. Сейчас он работает как одно из подразделений центра «Мой бизнес». За счёт объединения усилий мы обеспечиваем комплексную поддержку – и бесплатное обучение, и льготные займы до 5 миллионов рублей, и гарантии по крупным кредитам, и помощь в модернизации производства, и, конечно, продвижение на экспорт. Предпринимателям это удобно. Приведу несколько цифр. Два года назад услугами центра пользовались 300 компаний. В прошлом году число получателей господдержки составило более полутора тысяч. По итогам этого года этот показатель ещё вырастет. Что касается эффективности, то тут многое зависит от самих предпринимателей. Насколько они действительно активны в плане работы по экспорту своей продукции. В 2017 году наша работа позволила реально заключить малым и средним предприятиям 30 экспортных контрактов. В этом году – уже 60, надеюсь, будет больше по итогам года. Мы помогли предпринимателям сертифицировать около 300 видов продукции по международным стандартам. Без этого выйти на рынок других стран практически невозможно. Чем помогут в центре «Мой бизнес» экспортёру? – В чём конкретно заключается помощь вашего центра? – Мер поддержки очень много: начиная от содействия в сертификации продукции и производства, получения необходимых разрешений, регистрации торговой марки, заканчивая расчётом логистики, участием в международных выставках, проведением переговорных процессов в бизнес-миссиях. Мы можем оценить этап, на котором компания находится с точки зрения экспортного цикла, и вычислить, какие именно шаги нужно предпринять для успешного выхода на рынок. Честно скажу. Иногда к нам приходят люди, у которых представления об экспортных процессах не всегда соответствуют реалиям сегодняшнего дня – «хочу продавать за границу, и всё». Но это очень сложный процесс. Надо пройти много ступеней перед тем, как тот или иной товар приморской компании окажется на полках магазинов в Китае или в Корее. Есть ли у компании разрешения на экспорт? Если речь идёт о продуктах питания, то вопрос в том, сертифицированы ли они по стандарту ХАСП? Есть ли согласование с Россельхознадзором? Одно дело – произвести товар и совсем другое – подготовить его к выходу на иностранный рынок. Сюда входит согласование требований по этикетке, упаковке, маркировке и переводу, проверка ограничений требований таможни при ввозе, получение иностранных документов и регистрация. Поэтому то, сколько займёт у предпринимателя времени процесс выхода на внешний рынок, рассчитывается индивидуально. Мы обрисовываем для каждого риски, перспективы выхода, берёмся за каждый случай, но идти на экспорт или не идти – решает сам предприниматель. Здесь важно отметить, что центр обеспечивает площадку для выхода продукта за границу, но за качество и сам продукт, а значит, его позицию на рынке отвечает сам производитель. – То есть у вас функция консультативная и обучающая? – Можно сказать и так. Недавно, например, мы запустили уникальную программу для начинающих экспортёров – акселератор «Энергия Экспорта». Это комплексная услуга. В ней присутствует глубокое обучение от экспертов-практиков с мировым именем: они дают фундаментальные знания по ВЭД и сразу же делятся практикой, дают индивидуальные советы каждому участнику. В рамках программы мы полгода ведём компанию от изучения её услуги или продукта до заключения реального контракта с иностранным партнёром. В июне 15 первых компаний начали проходить этот курс. И уже пять из них подписали свои первые экспортные контракты. В ближайшее время все участники представят свою продукцию на бизнес-форуме в Харбине, и мы надеемся, что из поездки они вернутся с заключёнными договорами. – Иными словами, есть реальные истории успеха? – Безусловно. Например, все мы знаем такое предприятие, как Спасский консервный завод. Мы долго их уговаривали рассмотреть возможность работать за рубежом. Они даже сами не верили в себя, не думали об этом. Но мы их просто «затащили» в свои программы. И что же? Сегодня у них на руках контракт на дистрибуцию своих товаров в Китае. Берёзовый сок, консервированные овощи и фрукты уже появились в китайских магазинах. Более ранний пример. У нас есть успешный производитель окон, эффективно торгующий с Республикой Кореей. Производители металлоизделий давно отгружаются в Азии. Есть компания «Телематик Солюшнс» – производитель датчиков давления шин. Она создала продукцию, не имеющую аналогов. Они тоже успешно вышли на иностранный рынок, сегодня экспортируют продукцию в 17 стран. Что можем предложить? – Можно ли обрисовать круг приморских товаров, которые могут быть интересны иностранному покупателю? – За границей очень востребованы приморские экологически чистые продукты питания. Например, зерно, соя, кукуруза, рис. Очень велик интерес к нашему мёду. Кстати, в советское время только в Японию наш край поставлял около 40 тысяч тонн этого продукта. Растёт за рубежом интерес к приморскому шоколаду, питьевой воде, натуральным сокам. Что касается услуг, то я уже говорил. Въездной туризм и медицина пока занимают лидирующие позиции. – Зачастую иностранные потребители даже не знают, что мы им можем предложить. Что делать? – Этими вопросами также занимается наш центр. Недавно был сделан первый шаг. Мы открываем постоянно действующий стенд товаров и услуг из Приморского края в Корее, в провинции Кангвон. С другой стороны, у нас во Владивостоке открылся стенд корейцев, где они представляют свои товары. Он постоянно работает в центре «Мой бизнес» по адресу Тигровая, 7. Но это только первый шаг. Идея заключается в отхождении от одностороннего продвижения своей продукции к пятистороннему движению - Корея, Китай, Монголия, Россия, Япония. Каждая страна обязуется создать выставочные площадки с продукцией всех участников на своей территории для получения мультиэффекта: мы содержим лишь один павильон, а в результате получаем доступ к выставке в четырёх других странах. Есть такое мероприятие, как саммит администраций стран Северо-Восточной Азии. Россию в нём представляет Приморье, Корею – провинция Кангвон, Китай – Цзилинь, Японию – префектура Тоттори, Монголию – Центральный аймак. Когда в прошлом году саммит принимал Владивосток, губернатор Приморского края Олег Кожемяко выступил с идеей организации таких совместных павильонов на каждой территории. Синергетический эффект налицо. Потенциальному покупателю не нужно искать продукцию где-то, ведь все образцы представлены в одном месте, где можно не только «пощупать» товар, но и напрямую договориться о сотрудничестве, сделать индивидуальный запрос производителю. Сейчас в нашем центре «Мой бизнес» можно посмотреть и попробовать корейскую продукцию. Уверен, скоро подключатся и остальные страны СВА. Зачем нужны ЭТП? – Мы вскользь упомянули о развитии электронной торговли. Следите за развитием данного направления? – Не просто следим, но активно включились в процесс. Наши иностранные партнёры уже готовят электронные площадки для продвижения их продукции в России, в частности в Приморском крае. И мы держим руку на пульсе событий. Сотрудники же нашего центра ещё в прошлом году создали электронную витрину товаров и услуг из Приморского края на крупнейшей международной площадке Alibaba.com. В нашем аккаунте представляют товары около пятидесяти производителей Приморья. Кстати, меньше чем через месяц после запуска мы получили запрос из Чехии на владивостокский шоколад. Сегодня мы через этот аккаунт получаем массу запросов. Число уникальных просмотров нашего ресурса – более 3 тысяч в день из более чем 120 стран. По сути, это площадка B2B – «бизнес для бизнеса». Не магазин, а место, где напрямую можно выстроить диалог с потенциальным партнёром. В принципе, если наши приморские компании готовы создавать такие же индивидуальные аккаунты для своей продукции, то можем помочь и в этом. Например, одна рыбодобывающая компания вышла на нас с просьбой проконсультировать в данном вопросе. Но сразу скажу, дело это не простое. Надо иметь в штате сотрудника, которые может перевести все характеристики товара на иностранный язык. И надо быть готовым к тому, чтобы отвечать на любой запрос в течение суток. Опять-таки на иностранном языке. Если компания представила продукцию на единой витрине Приморского края – эту работу берут на себя специалисты центра «Мой бизнес». Сейчас мы готовимся выйти с электронным каталогом приморских товаров на другие площадки – Ebay, Amazon и т. д. – Если предприниматель задумывается о том, чтобы продавать свою продукцию за границу, но не знает, как к этому подступиться, с чего ему лучше начать? – Прийти к нам – в центр «Мой бизнес», но перед этим понять, есть ли у него на самом деле необходимый продукт и в чём изюминка. Найти нас просто – есть сайт mb.primorsky.ru, инстаграм cpp25rus, можно написать на WhatsApp (+7 950 293-96-63). Обратиться к нам могут не только экспортёры, а вообще любой предприниматель края, а также люди, которые только задумались начать своё дело. По сути, мы – это МФЦ для бизнеса.

Зачем малому бизнесу экспорт?
© АиФ-Владивосток