ФТС обеспечит безопасность хранения экономической информации

Какими темпами и благодаря чему развивается цифровизация таможни в РФ? Каковы первые итоги снижения порога покупок через Интернет за рубежом? И в чём заключаются изменения, связанные с контролем по ввозу «санкционки»? На вопросы News.ru ответил первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов. — В России взят курс на цифровизацию экономики. Скажите, как в этой сфере обстоят дела у ФТС? Какие ресурсы и возможности внедряются? В распоряжении ФТС находятся 81 программное средство и 69 баз данных, что позволяет оперативно обрабатывать массив информации, который ежедневно поступает в декларациях на товары. В 2018 году таможенные органы обработали свыше 4,7 млн декларируемых товаров, из которых почти 40% зарегистрировано без участия инспектора (1,8 млн), в автоматическом режиме — 323 тыс. ФТС с 2018 года реализует мероприятия по созданию единой сети электронных таможен и концентрации декларирования товаров в центрах электронного декларирования (ЦЭДах), которые к 2020 году должны стать основными местами электронного декларирования товаров. В России к концу 2020 года будет создано 16 ЦЭДов. По состоянию на 20 сентября 2019 года функционируют 11 ЦЭДов. Одиннадцатым из них стал Сибирский ЦЭД, в котором на днях была выпущена первая декларация. Это специализированные таможенные органы, чья компетенция ограничивается декларированием товаров исключительно в электронной форме. Функционал по декларированию отдельных категорий товаров или отдельных случаев (фактически — всех операций, при совершении которых требуется непосредственный контакт с участником ВЭД или товаром) сохраняется за таможенными органами фактического контроля. Разделение документарного и фактического контроля исключает физический контакт оформляющего инспектора с бизнесом, делает его обезличенным. Также повышается независимость принимаемых решений — за счёт перемещения всех должностных лиц, имеющих право выпуска, на государственные площади. В настоящее время все ЦЭДы располагаются в помещениях, находящихся в государственной собственности. Для обеспечения в долгосрочной перспективе обработки возрастающих массивов информации принято решение о строительстве Главного центра обработки данных ФТС России (ГЦОДа) в Твери. ГЦОД позволит обеспечить надёжность и безопасность хранения информации. Основная его создания — обеспечение бесперебойности работы всех систем таможенных органов и высокой скорости обработки информации, что, в конечном итоге, сократит время на таможенное оформление участников ВЭД. Планируется, что центр начнёт функционировать в 2022 году. — С 1 января был снижен порог покупок через Интернет за рубежом с 1000 евро до 500 евро. Можно ли сейчас говорить о первых итогах? Была ли эта мера эффективной? Снижение порога проводится, во-первых, для того, чтобы создать равные конкурентные условия для российских и зарубежных интернет-магазинов. А во-вторых, в соответствии с международной практикой: многие страны сегодня стремятся к «обнулению» такого порога. В 2019 году (по состоянию на 27 августа) в рамках интернет-торговли оформлено свыше 220 млн отправлений (за аналогичный период 2018 года — 228 млн). На отправления стоимостью свыше 500 евро сегодня приходится около 4% всей интернет-торговли: с уплатой таможенных платежей выпущено более 135,8 тыс. отправлений (за аналогичный период 2018 года — 32,1 тыс. отправлений), сумма перечислений по которым составила 532 млн рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года (168 млн рублей) сумма уплаченных таможенных платежей выросла в 3,2 раза. — Как обстоят дела с контролем по ввозу санкционной продукции? Можно ли говорить о серьёзных изменениях с начала года? Для борьбы с незаконным ввозом санкционной продукции в ФТС России созданы специальные подразделения — мобильные группы. С 2018 года они работают с привлечением беспилотной авиации Росгвардии. Это позволяет выявлять, например, случаи появления новых объездных дорог. С 2019 года в практику работы вводится ежемесячный облет государственной границы России на вертолетах с фиксацией мест дислокации, возможных путей и дорог, по которым может перевозиться запрещенная к ввозу продукция. В настоящее время таможенные органы также имеют право самостоятельно останавливать транспортные средства снаряженной массой свыше 3,5 тонн для досмотра. По итогам 8 месяцев 2019 года мобильные группы ФТС России проверили свыше 54,5 тыс. транспортных средств, из которых нарушения установлены при проверке более 5 тыс. транспортных средств, то есть у каждого одиннадцатого автомобиля. Выявлено 70,8 тыс. тонн запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию товаров; в том числе — 3 тыс. тонн санкционных товаров (в 2018 году — 5,3 тыс. тонн). С сентября 2017 года ФТС России формирует электронную библиотеку-досье отправителей, перевозчиков, покупателей, реализаторов, оптово-распределительных центров, по которым зафиксированы нарушения ввоза и оборота на территории России товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения. В настоящее время этот ресурс содержит 8,8 тыс. записей о фактах таких нарушений. Библиотека-досье содержит информацию по каждому факту нарушения, выявленного в отношении конкретного лица. В том числе информация используется в работе мобильными группами таможенных органов, а также для выбора объектов контроля за оборотом товаров на внутреннем рынке России.

ФТС обеспечит безопасность хранения экономической информации
© News.ru