Мэр Якутска: городские проблемы без нацпроектов не решить
Трудности, с которыми сталкиваются власти Якутска, характерны для многих российских городов — аварийное жилье, плохие дороги, недостаток собственных средств в бюджете. Однако в отличие от большинства городов страны решать эти проблемы приходится в условиях резко континентального климата и вечной мерзлоты, когда перепад температуры воздуха в течение года достигает ста градусов. При этом Якутск — один из старейших городов Дальневосточного округа — становится самым молодым на Дальнем Востоке: только с начала года здесь родилось 4,5 тыс. детей — почти половина от всех новорожденных в Якутии. О том, как власти Якутска справляются с накопившимися проблемами и новыми вызовами и как национальные проекты сделают жизнь в городе комфортнее, в интервью ТАСС рассказала мэр города Сардана Авксентьева. — Сардана Владимировна, Якутск, как и многие муниципалитеты, сталкивается с дополнительными бюджетными расходами, в том числе на выполнение майских указов президента России. Есть ли проблемы с наполнением городского бюджета, собираемостью налогов? Какие меры приняты для увеличения доходов городской казны? — В середине ноября прошли публичные слушания проекта бюджета Якутска на 2020 год. Его доходы к первому чтению запланированы на уровне 8,1 млрд рублей с ростом на 47 млн рублей. Расходы же превысят 8,5 млрд рублей, что на 242 млн рублей меньше, чем в уточненном бюджете текущего года. В 2020 году мы нацелены сохранить бюджетный дефицит в размере 5% от уровня собственных доходов. Это непростая задача, как показал опыт работы над бюджетом уходящего года. Ведь только дополнительно на исполнение майских указов мы запланировали почти 500 млн рублей. Общий фонд оплаты труда бюджетников вырастет до 3,59 млрд рублей, что составляет 42% в структуре расходов городского округа в 2020 году. Кроме того, у города есть обязательства по оплате социальных объектов, построенных в рамках государственно-частного партнерства, на сумму около 720 млн рублей. Мы также заложили 520 млн рублей на продолжение реализации нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги". В схожей ситуации находятся многие российские муниципалитеты: их доходы растут не такими высокими темпами, как дополнительные расходные обязательства, прежде всего по майским указам. К примеру, доля расходов на фонд оплаты труда бюджетников в Якутске в 2020 году возрастет на 7% — с 35 до 42. Так что у муниципалитетов остается все меньше денег на текущую деятельность по нормальному жизнеобеспечению, не говоря уже о развитии и модернизации городского хозяйства. — Продолжите ли вы оптимизацию бюджетных и представительских расходов в мэрии? Сколько средств удалось сэкономить с начала года? — Как я уже сказала, бюджет на 2020 год — непростой. Для исполнения крупных расходных обязательств нам приходится сокращать многие статьи финансирования. В целом это идет в русле намеченной нами в сентябре 2018 года политики оптимизации непервоочередных расходов. Так, в 2020 году мы планируем дополнительно сократить командировочные расходы на 50% — это 9,6 млн рублей, на 80% урезать затраты на покупку мебели — это 65,5 млн рублей. Введем временный мораторий на капитальный и текущий ремонт административных зданий. И это только в центральном аппарате мэрии. Аналогичная оптимизация проводится в структурных и территориальных подразделениях, на муниципальных предприятиях. В целом мы говорим о системной работе по повышению эффективности бюджетных расходов и устойчивости бюджета за счет выявления и сокращения неэффективных трат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях и выполнении публичных обязательств. У нас около 40 муниципальных и более 20 переданных государственных полномочий. При этом, по нашим расчетам, недофинансирование по переданным полномочиям в 2020 году составит около 1 млрд рублей, так что нам приходится экономить, это необходимая мера. — Вы уже больше года работаете на посту мэра. Удалось ли выполнить предвыборные обещания? Может, какие-то из них пришлось пересмотреть? Есть ли городские проблемы, представление о которых у вас в корне изменилось? — Летом 2018 года во время предвыборной кампании мы на основе предложений и наказов горожан сформулировали перечень предвыборных обещаний — 46 позиций, которые разбиты на семь отраслевых и тематических разделов. Этот список есть у меня в смартфоне и в компьютере на рабочем столе. Принимая те или иные решения, мы сверяемся с тем, что пообещали людям. Рассказать обо всем, что сделано или делается по реализации предвыборных обещаний, в рамках ответа на один вопрос очень сложно. Но, фиксируя позитивные изменения в жизнедеятельности и развитии городского хозяйства, мы всякий раз говорим о предвыборных обещаниях. Это и оптимизация необязательных расходов на командировки, и представительские цели, снижение стоимости проезда в автобусах, строительство дороги в микрорайоне для многодетных семей. Мы сократили расходы на командировки, особенно за границу, содержание главы и одну штатную единицу заместителя главы города вместе с его аппаратом. Мы сформировали новую общественную палату города, профильные общественные советы по направлениям жизнедеятельности городского хозяйства, усилили общественный контроль за деятельностью структур мэрии и муниципальных предприятий. Наряду со сносом ветхого и аварийного жилья другой сложный пункт предвыборных обещаний — бездефицитный бюджет и снижение долговой нагрузки. Но мы считаем, что сможем справиться с этими задачами поэтапно в течение нескольких лет. — Что вы после года думаете о работе мэра? — В одном из своих интервью президент страны Владимир Путин назвал работу градоначальника более сложной, чем главы государства. Я полностью согласна с ним в том, что глава муниципалитета должен быть в постоянном контакте с населением — без этого нормальное функционирование местного самоуправления невозможно. Да, это отнимает много времени, энергии, эмоциональных, интеллектуальных и физических сил. Слава богу, есть социальные сети, в которых можно пообщаться с людьми после работы или в обед, ответить на насущные вопросы: там мусор не вывезли, здесь автобус плохо ходит, или канализация потекла, и адресовать их соответствующим структурам для оперативного решения. И я постепенно приучаю к такой каждодневной коммуникации глав управ и основных структурных подразделений. — Глобальное потепление и деградация вечной мерзлоты — серьезный вызов для Якутска, его домов, дорог, инфраструктуры. — Да, такая проблема существует, но полностью ее масштабы оценить сложно. Никаких серьезных исследований, тотального мониторинга жилых и социальных объектов не проводилось много лет. Нет государственных стандартов строительства на вечной мерзлоте. Сегодня мы работаем с этой проблемой по мере выявления серьезных деформаций фундаментов или кренов зданий. Мы обсуждаем эту проблему со специалистами Института мерзлотоведения, научно-технического совета при главе города. Пока не получим экспертных заключений, говорить о конкретных технических решениях преждевременно. Любые мероприятия в этой сфере очень дорогостоящи, идет ли речь об укрепительных работах или сносе, — десятки и сотни миллионов рублей. Муниципальный бюджет такие затраты в одиночку не потянет. — Как идет выполнение национальных проектов в Якутске? Достаточно ли финансирования, учитывает ли оно особые климатические условия города? — В 2019 году город участвовал в пяти национальных проектах, общее финансирование которых составило 2,2 млрд рублей. Наиболее крупными стали нацпроекты "Безопасные и качественные автодороги" (1,43 млрд рублей) и "Жилье и городская среда" (731 млн рублей). В 2020 году мы планируем принять участие уже в семи нацпроектах, а общая сумма на их реализацию возрастет до 3,1 млрд рублей. Реализация нацпроектов в городе проводится совместно с властями республики в плановом порядке. Намеченные показатели по итогам года, судя по текущей динамике, будут достигнуты. — Дороги — еще одна из проблем Якутска, так как высокая транспортная нагрузка, резкие перепады температуры и таяние вечной мерзлоты негативно сказываются на их состоянии. Способен ли нацпроект "Безопасные и качественные автодороги" изменить ситуацию? — Эксплуатация асфальтовых дорог в условиях вечной мерзлоты и резко континентального климата действительно имеет свои особенности. Кроме того, Якутск — крупнейший город, транспортно-логистический и торговый центр на северо-востоке страны, в нем живет более трети населения Якутии, что ведет к повышенной нагрузке на улично-дорожную сеть, в том числе от транзитного или тяжелого грузового транспорта, задействованного, например, в строительстве. Если соблюдаются технологии укладки асфальта, то дороги в наших условиях, в принципе, выдерживают гарантийный срок и сохраняют нормативное состояние. При строительстве дорог нередко выявляются участки слабонесущих грунтов, так называемые пучинообразования, последствия таяния вечной мерзлоты. Подрядчикам приходится вынимать такой грунт до твердого основания и заменять его. Это, безусловно, приводит к удорожанию и увеличению сроков строительства. Если же эти "пучины" не устранять, дорога провалится под нагрузкой. Другая проблема — подземные коммуникации, которые также влияют на вечную мерзлоту и дорожное полотно. В этом году мы заменили газо- и водопроводы, канализацию, другие сети, которые находились под строящимися дорогами. Это сделано, чтобы в следующем году местные коммунальщики не начали долбить новый асфальт для замены прогнивших труб. — На строительство, ремонт и реконструкцию 25 км городских дорог Якутска в 2019 году в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги" планировалось направить около 1,5 млрд рублей. Как идет освоение выделенных средств, удается ли реализовать все планы? Как контролируется качество дорог? Есть ли примеры, когда приходилось отказывать подрядчикам в их приемке? Как жители участвуют в реализации этого проекта? — Нацпроект "Безопасные и качественные автодороги" первый год реализуется в Якутске. По общему мнению, первый блин не стал комом, с принятыми планами справились. Не без нареканий, конечно, но в целом хочу выразить благодарность как подрядчикам, так и профильным структурам администрации за нормальную организацию работы при беспрецедентных объемах и сжатых сроках. "Беспрецедентный" я использую не для красного словца: до конца года на территории городского округа будет построено 25,8 км дорог. Для примера: в последние годы в Якутске строили в среднем по 6–8 км. Асфальтовые работы завершены в начале ноября, проводится приемка выполненных по контрактам работ — это 16 улиц и дорог, три моста. Когда я говорю о сжатых сроках, я имею в виду, что в ноябре прошлого года, когда стало известно, что Якутск войдет в нацпроект, у нас вообще не было проектно-сметной документации по некоторым улицам, а большая часть проектов не проходила госэкспертизу. Официально соглашение по национальному проекту было подписано в конце января 2019 года, лимиты довели в марте. В результате сами работы по реконструкции и капремонту дорог начались в конце июня — начале июля. С учетом короткого сезона в Якутии это поздно. Кроме того, примерно 10% выделенных средств ушло на замену и перенос инженерных сетей. Контроль за дорожными работами в этом году был массовый — со стороны мэрии, общественных организаций, Общероссийского народного фронта, неравнодушных горожан. В этом году мы впервые заключили муниципальный контракт на лабораторные исследования асфальта с местным специализированным институтом, взяли сотни проб и во время строительства, и по завершении работ. Выявили несколько случаев брака, по одному из них заставили подрядчика снять слой некондиционного асфальта. Последние объекты завершали поздней осенью, в небольшой минус, даже при снеге. В этих условиях контроль еще больше ужесточили, последние метры асфальтирования буквально снимали на видео, журналистов приглашали, блогеров, чтобы они сами посмотрели и ни у кого не возникало вопросов по соблюдению технологии. Отдельные дефекты — да, выявили, в следующем году подрядчик сможет устранить их по гарантии. — В этом году в городе началась системная работа по газификации жилого фонда. Что будет сделано до конца года в этом направлении, какие планы на 2020 год? Что газификация даст городу, какие проблемы позволит решить? — Мы ставим перед собой цель в 2020–2022 годах провести поэтапную разработку схем газификации округов и пригородов Якутска. В первом квартале 2020 года планируем приступить к разработке схемы и во втором квартале — начать работы в двух наиболее нуждающихся кварталах городского округа для создания условий технологического присоединения заявителей к сетям газораспределения. Основная проблема существующей схемы газоснабжения — это нехватка пропускной способности. Из-за этого многие горожане, проживающие в частном секторе, не могут получить разрешение на подключение домов к газу. Для решения этой проблемы разрабатывается схема газоснабжения высокого давления, сумма затрат муниципального бюджета по которой составляет 6,9 млн рублей. Стоит вопрос и по разработке схемы газоснабжения низкого давления, сумма затрат — ориентировочно 30 млн рублей. По предварительным расчетам компании "Сахатранснефтегаз", для устранения дефицита пропускной способности потребуется около 314,7 млн рублей. — На прошедшем в сентябре Восточном экономическом форуме поднимались проблемы жилищного строительства как одного из факторов, влияющих на демографическую проблему всего Дальневосточного округа. В частности, предлагалось возобновить строительство арендного жилья для привлечения и закрепления молодых специалистов. Готовы ли в Якутске поддержать такую инициативу? Сможет ли такая мера привлечь новых специалистов? — Такая мера действительно может стать дополнительным стимулом для трудоустройства местных жителей, особенно молодежи. Ее обсуждали в Госдуме, где ряд депутатов выступают за необходимость принятия отдельной федеральной программы строительства арендного жилья. Речь здесь, по нашему мнению, должна идти не только о закреплении молодых специалистов, но и о людях, горожанах, которые стоят в очереди на получение жилья десятки лет, еще с советских времен, а также о людях, к примеру, потерявших жилье в результате пожара. В Якутске очень хорошо восприняли и инициативу о введении ипотеки под 2% годовых для молодых семей. Полагаю, для тех, кто намерен связать свою жизнь с Дальним Востоком, это может стать ключевым стимулом. Вместе с тем считаю возможным и необходимым расширить эту хорошую льготу на другие категории дальневосточников, без привязки к возрасту и социальному статусу. Мы ведь также заинтересованы в том, чтобы в макрорегионе жили люди и других возрастов, опытные специалисты и квалифицированные работники. — В 2019 году начинается второй этап программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Как идет ее выполнение в Якутске? Сколько нуждающихся переселено? Какие средства направил бюджет на эти цели? Удается ли выдерживать намеченные графики переселения и какие проблемы возникают при решении этой задачи? — Во второй этап программы переселения включены граждане, проживающие в аварийном фонде, признанном таковым с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года. В нашем городе это 167 многоквартирных домов, в основном двухэтажных "деревяшек". Общая площадь, подлежащая расселению с 2019 по 2025 год, — немногим больше 68 тыс. кв. метров. Финансирование второго этапа программы в Якутске составляет 6,27 млрд рублей. До конца 2020 года мы должны расселить 742 человека, которые живут в 36 аварийных домах. Работа ведется в плановом режиме. Трудности связаны, во-первых, с нехваткой у потенциальных застройщиков квартир, соответствующих по площади старому жилью переселенцев. В связи с этим используются механизмы приобретения квартир на вторичном рынке или выплаты денежных компенсаций. Другая проблема является следствием вступления в силу новеллы федерального закона о долевом строительстве в части обязательного открытия эскроу-счетов. Возникают противоречия с нормами Бюджетного кодекса, который обязывает казенные учреждения осуществлять операции по муниципальным контрактам с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства, финансовых органах субъектов или муниципальных образований, то есть счета нельзя открывать в коммерческих банках. Третье препятствие связано с местными особенностями ветхого и аварийного жилья. В Якутске очень высока доля подлежащих расселению помещений площадью менее 28 кв. метров — от 12 до 20 "квадратов". Новые квартиры такой маленькой площади никто не строит. При этом постановлением правительства республики максимальный коэффициент превышения площади нового жилья установлен в размере 1,1. Мы попросили правительство Якутии рассмотреть возможность увеличения максимального коэффициента компенсации до 1,25. Вопрос на рассмотрении, надеемся, что наши доводы будут услышаны. — Помог ли национальный проект "Образование" в решении проблемы нехватки школ в Якутске? — Год назад в интервью вашему агентству я сказала, что для того, чтобы перевести все школы Якутска на обучение в одну смену, нам нужно построить еще столько же школ, сколько есть сегодня, — 50. В этом году в этих школах учатся 47 тыс. школьников — это на две тысячи больше, чем годом ранее. При этом проектная вместимость существующих школ — 22,7 тыс. мест. За пять лет в Якутске построили шесть школ. Кроме того, при поддержке федерального и республиканского бюджетов выкуплены шесть зданий и помещений для школ разной вместимости. Половина новых школ появилась благодаря программе государственно-частного партнерства (ГЧП), инициированной предыдущим мэром Айсеном Николаевым. Это, безусловно, большое достижение. Но школы построены, говоря простым языком, в ипотеку: это не наши деньги, а деньги инвестора, и город за эти школы и другие социальные объекты по ГЧП будет расплачиваться еще десять лет — по 700–800 млн рублей ежегодно. Свободных денег на массовое строительство школ в Якутске — чтобы успеть к 2025 году — нет ни у правительства региона, ни у муниципалитета. Строительство одной школы на 1 тыс. мест стоит примерно 1 млрд рублей, а собственные доходы города — чуть больше 8 млрд рублей в год, поэтому решить проблему, по крайней мере существенно снизить ее остроту, можно только при поддержке федерального бюджета и реализации нацпроекта "Образование". В наших планах на ближайшие два-три года при поддержке правительства Якутии построить пять объектов образования. — Какие меры принимает мэрия для выделения земли многодетным семьям? — Это одна из важных социальных проблем города, в решении которой мы, я считаю, серьезно продвинемся в этом году. Якутия, если не ошибаюсь, единственный регион на Дальнем Востоке с положительной демографией. С начала года в республике родилось 9630 детей, из них почти половина — 4,5 тыс. — в нашем городе. И мы этому очень рады. Соответственно, у нас много многодетных семей или мамочек с тремя и более детьми, которых мы по закону должны обеспечить бесплатными земельными участками. В очереди на их получение стоят 6,7 тыс. многодетных семей. Чтобы обеспечить их землей, мы с прошлого года занимаемся переводом земель федерального лесного фонда в пригородах Якутска в муниципальную собственность. Буквально на днях председатель правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев подписал распоряжение о переводе этих земель в земли сельхозназначения, 458 гектаров. Семь лет этот вопрос практически не двигался с места, но нам менее чем за год удалось сделать большой шаг вперед. Сейчас перед нами стоит задача перевода земель в муниципальную собственность, нужно провести все необходимые процедуры по планировке и межеванию территорий. Мы не забываем и о будущей инфраструктуре участков, их электрификации и газификации. По предварительным расчетам, мы сможем обеспечить землей более тысячи многодетных семей. На этапе распределения участков подключим Общественную палату города и представителей многодетных семей, чтобы все было честно и прозрачно. — Власти Якутска намеревались оборудовать территорию местности Ус Хатын, которая традиционно принимает крупные национальные мероприятия, для проведения зимних обрядовых праздников. Получили ли эти намерения дальнейшее развитие? Есть ли проект обустройства? Какие у мэрии еще есть планы по обустройству городской среды, в том числе в рамках национального проекта? — Мы заложили в бюджете 2020 года средства на проектно-сметную документацию строительства в местности Ус Хатын открытого стадиона для проведения игр, которые являются главным украшением каждого Ысыаха Туймаады (национального якутского праздника — прим. ТАСС) и собирают десятки тысяч зрителей. Каждый год мы привносим в программу праздника улучшения и нововведения, постараемся порадовать гостей и следующим летом. В индексе "Качество городской среды" Якутск по итогам 2018 года набрал 147 баллов. Это довольно низкий показатель по сравнению с городами одной группы по численности населения. Ни по одному из шести критериев город не набрал половины баллов. Вместе с тем, мы прогнозируем в 2020 году как ухудшение, так и улучшение отдельных показателей, из которых складываются эти критерии. Так, очевидно, уменьшится число баллов по критерию "Жилье и прилегающие пространства", так как мы за год признали аварийными около 300 жилых домов, потому что хотим, чтобы их жильцы попали в новый этап федеральной программы переселения. Но мы ждем некоторого улучшения критерия "Улично-дорожная сеть", так как за год благодаря нацпроекту БКАД построили тройную "норму" дорог. В рамках проекта "Городская среда" в Якутске под кураторством главного архитектора республики Ирины Алексеевой ведется обустройство озера Талое, работы должны завершить до конца этого года. Здесь строится набережная с пешеходной зоной, предусмотрены зоны отдыха, малые архитектурные формы, обеспечена доступность для маломобильных групп населения. Другой знаковый проект для города, поддержанный общественностью, — строительство Парка Победы. Мы заложили его в сентябре этого года, на высадку деревьев вышли тысячи горожан. Рассчитываем, что завершим его обустройство через два-три года. Редакция региональных новостей