Поддерживать автопроизводителей предлагают адресно

Господдержка автопрома должна быть привязана к уровню локализации производства компаний, работающих на территории России, а также к их стремлению создавать новые разработки. Такую позицию сенаторы высказали на совещании в Комитете Совета Федерации по экономической политике 4 декабря. Рецепт для автопрома В России сегодня складывается ситуация, когда равный доступ к господдержке имеют и автокомпании c высокой степенью локализации, и те, кто практически занимается лишь «отвёрточной» сборкой. На это обратил внимание заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов. «На наш взгляд, Правительству нужно выработать дополнительные механизмы регулирования и дифференцировать выплату субсидий автопроизводителям в зависимости от степени локализации их производства», — считает сенатор. 290 тысяч человек работают в российском автопроме. При этом, по данным Минпромторга РФ, на одного работника приходится до 12 работников в смежных отраслях.Того же мнения придерживаются и крупнейшие российские автопроизводители: без особой поддержки предприятий с глубокой локализацией нашей стране не удастся добиться ни промышленного суверенитета, ни промышленного прогресса. В частности, замдиректора КамАЗа Михаил Матасов считает, что в ближайшее время в России вовсе может сложиться ситуация, когда будет более выгодно не создавать автомобили, а завозить их уже готовыми из-за рубежа. Стоит учесть, что отечественным автопроизводителям приходится работать в условиях санкционных ограничений. Как призналась вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева, в России практически отсутствуют производства критически важных компонентов, необходимых для преодоления зависимости нашего автопрома от поставок из-за рубежа. «Мы смогли обеспечить наш рынок современными автомобилями. Но системы обеспечения их комфорта и управляемости мы закупаем за рубежом», — сообщила она. И привела в пример электробусы — на них передвигаться по Москве стало в разы легче и быстрее, но «начинка» электробусов изготавливается вне пределов страны. В АвтоВАЗе за счёт повышения уровня локализации добились того, что только девять процентов всех поставок осуществляются иностранными фирмами. При этом вице-президент компании Сергей Громак обратил внимание на то, что 88 процентов всех мер по стимулированию отрасли со стороны государства относятся к блоку промышленных субсидий. А рецепт для прорыва отечественного автопрома на новый уровень, по его мнению, заключается именно в усиленном стимулировании тех производителей, которые расширяют свои мощности с целью замкнуть цикл создания продукта — от разработки компонентов до сборки автомобиля. Локомотив новых технологий Как заявил замглавы Минпромторга Александр Морозов, в ближайшие девять лет стимулирование глубокой локализации в отечественном автопроме должно стать главной задачей федеральных чиновников. Приоритетными направлениями субсидирования он также назвал развитие опытно-конструкторских работ. При этом замминистра подчеркнул, что автопром сегодня — одна из немногих индустрий, которая вытягивает развитие смежных отраслей. Это и производство различных видов металлов, химической продукции, радиотехнической «линейки» и отечественного программного обеспечения, на котором работают все выпущенные в России автомобили. А ещё автопром — это настоящий локомотив новых технологий. Мало кто заметил, как в России с 2019 года ввели электронный паспорт транспортного средства — в документ, которым теперь должен обладать каждый автомобиль, сделанный в России, будет «зашита» вся история средства передвижения с момента его выпуска. Есть и ряд других экспериментальных прорывных проектов, которые реализуются без лишней помпы. «Сегодня по Москве уже ездят беспилотные автомобили, которые разработаны российскими специалистами. Также мы готовим два проекта, связанных с запуском на улицы городов машин, ездящих на водороде», — рассказал Александр Морозов.

Поддерживать автопроизводителей предлагают адресно
© Парламентская газета