Глобальным корпорациям предложили стать еще прозрачнее
Международная независимая организация «Глобальная инициатива по отчетности» предложила глобальным корпорациям публиковать в открытом доступе данные об уплаченных в каждой стране налогах. Цель такого раскрытия информации — повысить прозрачность транснациональных компаний в связи с резонансом, который был вызван экономией на налогах таких гигантов, как Amazon, Google и Facebook, пишет The Financial Times. Согласно предлагаемым правилам, компания должна публиковать информацию о своей налоговой политике, суммах уплаченных налогов в разных странах, включая подоходный налог, а также о доходах от внутригрупповых сделок. Сейчас такое раскрытие информации является добровольным. Глобальные корпорации и так в разных странах сдают отчетность и платят налоги, и это для них ничего не меняет, говорит директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк. Эдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK «Если вам, или мне, или налоговым органам тем более, или кому-то там еще захочется по этой компании посмотреть информацию — сколько она заплатила, все ли у нее в порядке, то просто надо захотеть. Условно говоря, по глобальной корпорации «Газпром» вы можете обратиться в ведомство статистики и такую информацию получить. Но еще больше, и бесплатно, вы ее получите, если просто зайдете к ним на сайт. То есть кто и сколько платит налогов, вообще никто этого не скрывает. Но, видимо, аудиторы посчитали нужным, чтобы непосвященные люди не рылись в горе ненужной информации, пусть будет отдельная пара листиков, там все будет написано, всем все понятно, и за это аудиторы возьмут лишние три рубля. Ну вот, собственно, в этом и заключается предложение. На мой взгляд, это учет чисто управленческий». Это популистские крики, что компании недоплачивают налоги, притом что законодатели в разных странах сами создают дырки, в которые совершенно законно заходят компании, и это их право, считает партнер, руководитель налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner Евгений Тимофеев. — Эта инициатива будет иметь своим следствием: первое — это. собственно, налоговые администрации смогут смотреть и думать, что они могут изменить так, чтобы действительно налоги выплачивались там, где они вроде бы экономически должны выплачиваться. И второй момент: в общем-то, компаниям, может быть, это тоже будет легче, потому что если они не все прямо показывают, то они совершено спокойно смогут сказать: ребята, а вот это уже точно не наша проблема, это проблема администрации, мы ничего не скрываем. Поэтому может быть достаточно интересная инициатива. — Касательно российских компаний, как вы думаете, начнут они следовать этим стандартам, и многие ли? — Честно говоря, российские компании такого масштаба, которые действительно прямо в цифровой экономике, то, что именно все происходит в интернете, сложно облагать в одном месте или другом. Это корпоративная отчетность. Соответственно, может получиться, что это и станет как бы общим обычаем, тогда, наверное, российские компании подключатся. Но пока этого не произойдет, едва ли. Ранее британские эксперты проанализировали то, как за последние десятилетие платят налоги шесть интернет-гигантов — Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google и Microsoft. Выяснилось, что их суммарная недоплата составила 100 млрд долларов.