Войти в почту

«Заплатить придется пассажирам». Экономия на субсидиях для перевозчиков может ударить по жителям Кирова

«Плата в размере 25–26 рублей имеет право на существование» В последние месяцы в Кирове все чаще поднимается вопрос о росте платы за проезд в общественном транспорте. С начала 2017 года жители платят за билет на автобус и троллейбус 22 рубля – все понимают, что при текущем росте цен на бензин стоимость рано или поздно вырастет – причем первый вариант более вероятен. На днях в Кирове распределили лоты на обслуживание общественного транспорта: самый крупный не был разыгран, а остальные поделили областной «Кировпассажиравтотранс», «Автохозяйство» и оскандалившееся муниципальное «Автотранспортное предприятие» (АТП). Некоторые считают, что после завершения процедуры распределения всех лотов перевозчики потребуют повышения стоимости проезда. Когда в Кирове активно обсуждалась намечающаяся транспортная реформа, назывались разные цифры – кто-то обещал кировчанам рост стоимости билета вплоть до 40 рублей, хотя тем, кто хотя бы отдаленно знаком с проблемами тарифного регулирования, было ясно, что такого повышения РСТ не допустит. В последние месяцы власти не делали заявлений на эту тему, но летом глава администрации Кирова Илья Шульгин в интервью «ФедералПресс» заявлял, что решений пока нет, хотя основания для роста платы в виде роста цен на топливо, безусловно, имеются. «Возможно, покупка новой техники повлечет за собой необходимость определенного повышения тарифа. Но мы понимаем, насколько чувствительны для горожан изменения в этой сфере, и я обещаю, что администрация города подойдет к этому вопросу максимально внимательно, – заверил Илья Шульгин. – Мы планируем наладить качественную работу общественного транспорта, приобрести новую технику, показать, что в отрасли происходят существенные сдвиги, и уже только после этого, возможно, обсуждать тему повышения тарифа. Было много выдумок о том, что тариф вырастет до 30 и даже 37 рублей. На мой взгляд, сейчас эти цифры не могут быть выше 25–26 рублей за поездку». Глава РСТ Максим Михайлов заявил «ФедералПресс» о том, что текущий тариф не позволяет перевозчикам развиваться и обновлять автопарк, однако дальше жалоб с их стороны дело пока не идет – заявок на повышение от них не поступало. Но если это произойдет, служба должна будет оперативно рассмотреть заявку и принять решение. По словам главы РСТ, у перевозчиков сейчас есть основания просить о повышении платы. «Судя по отчетности перевозчиков, 22 рубля – это та сумма, которая позволяет им лишь сводить концы с концами и работать примерно в ноль или небольшой убыток. Эти деньги не позволяют глобально улучшать автопарк, потому что прибыль, которая была заложена в тарифе три года назад, съедается за счет роста цен, – считает Михайлов. – Думаю, о 30 рублях точно не может идти речи – в процентном соотношении это просто огромный рост платы. С учетом инфляции и необходимости обновления автопарка плата в размере 25–26 рублей имеет право на существование, но в любом случае потребуется анализ предоставленных документов и обоснование планируемых перевозчиками расходов». «Перевозки не обязательно должны быть прибыльными» Несмотря на наличие ряда объективных причин для роста платы, все опрошенные «ФедералПресс» эксперты высказались против повышения стоимости проезда. Вице-спикер законодательного собрания Кировской области Владимир Костин оценивает состояние общественного транспорта в Кирове «на троечку». При этом он подчеркивает, что сейчас стоимость проезда повышать не стоит, а следует поработать над теми составляющими транспортного обслуживания, которые не требуют вложений. Это, например, вежливость кондукторов или отсутствие курящих на рабочем месте водителей. «У нас основной перевозчик в областном центре – это «Автотранспортное предприятие города Кирова», которое в том числе получает деньги от субподрядчиков, поэтому тариф для него уже выше, чем 22 рубля, – рассказал «ФедералПресс» Костин. – А вот субподрядчики получают меньше, чем 22 рубля. Несмотря на это, субподрядчики находят возможность обновлять автопарк. Конечно, и частников бы порадовало повышение тарифа, но, насколько я знаю, там этот вопрос так остро не стоит». По словам Костина, повышение тарифа до наведения порядка в АТП будет преждевременным и неоправданным. Вице-спикер отмечает, что на предприятии настолько много неэффективных трат, что «просто волосы встают дыбом». Он также предупреждает о том, что повышение тарифа может вызвать обратный эффект – иногда выручка перевозчиков падает после роста платы. Жители начинают ходить пешком или ездить на такси, плата за поездку на котором для компании из трех-четырех человек сопоставима со стоимостью проезда на общественном транспорте. «Те, кто хочет обновлять автопарк, и сейчас это делает. Да, наверное, медленно, да, возможно, это не совсем новые автомобили из других регионов, но они это делают. Поэтому я бы не стал напрямую связывать рост стоимости проезда и оказание качественных услуг», – отмечает депутат. При этом Костин признает, что стоимость топлива значительно выросла и это «кто-то должен оплачивать». «Следует понимать, что перевозки не обязательно должны быть прибыльными. Нужно спасать транспортные предприятия не за счет пассажиров, а за счет бюджета, – считает Костин. – Например, ввести льготы для некоторых категорий пассажиров, а выпадающие расходы компенсировать за счет бюджета. Тогда мы насытим рынок деньгами– перевозчики будут возить льготников и эти деньги тратить на обновление парка. Думаю, при желании Киров сможет найти на это средства. У города есть деньги, чтобы делать совершенно никчемные проекты – если власти Кирова разберутся со своим бюджетом, возможно, просить деньги у области им не придется». Против повышения стоимости проезда в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» высказывается и депутат Кировской городской думы Денис Ерохин, который оценивает состояние общественного транспорта в городе на три с минусом. Он, как и Костин, считает препятствием для роста в том числе ситуацию в городском АТП, где «было воровство и сейчас присутствует непрозрачность». «Чтобы повышать стоимость проезда, чтобы объяснить людям, почему плата выросла, надо сначала навести порядок в отрасли. Некоторые частные перевозчики говорят, что готовы и за эти деньги ездить, если АТП не будет их обирать. Прежде чем поднимать стоимость, нужно сделать схему понятной, прозрачной хотя бы в той части, что касается ответственности муниципалитета», – уверен эксперт. «За те три года, что не меняется стоимость проезда, цена топлива действительно стала на порядок выше, поэтому большая часть прибыли действительно съедается. Наверное, там какого-то жира нет, – продолжает Ерохин. – Но и в бюджете города денег на это нет. В первую очередь деньги должны идти не на субсидирование перевозчиков – все-таки это больше бизнесовая история, а на замену этих же окон в садиках и школах, на приведение их в нормативное состояние. Не думаю, что сейчас нам нужно в первую очередь думать о том, как просубсидировать перевозчиков». «Плата за проезд для населения расти не должна» Против роста платы за проезд выступает даже часть перевозчиков. В их числе гендиректор «Кировпассажиравтотранса» (КПАТ) Денис Пырлог. Пырлог оценивает состояние общественного транспорта на три с плюсом и замечает, что сейчас перевозчики не могут себе позволить вкладываться в обновление парка. «Плата за проезд для населения расти не должна, но разницу между экономически обоснованным тарифом и платой для населения должны компенсировать городские власти. Так делают в Перми, в Сыктывкаре, в Казани, – рассказал «ФедералПресс» гендиректор КПАТ. – В этом году администрация Кирова выделяла субсидии, чтобы покрыть разницу между экономически обоснованным тарифом и платой для населения, а в следующем году этого делать не будет. Сами обращаться в РСТ с просьбой о повышении платы мы не станем, но если другие перевозчики подадут заявки в службу по тарифам и к нам поступит предложение – будем думать». Пырлог подчеркивает, что сейчас у перевозчиков нет возможности обновлять автопарк, а прибыль, заложенная в тарифе три года назад, съедается из-за роста стоимости топлива: «У нас себестоимость одного пассажиро-километра составляет 4 рубля 40 копеек без рентабельности, а мы до сих пор ездим за 3 рубля 51 копейку, то есть работаем в убыток. При нынешнем тарифе перевозчики не могут развиваться и обновлять транспорт – это очевидно, но нельзя все перекладывать на пассажиров, тут должен участвовать бюджет администрации города. Почему они не хотят этого делать, я не знаю». Также Пырлог считает, что пассажиропоток будет снижаться даже без повышения стоимости проезда – за последние три года, когда роста цен не было, он упал примерно на 12 %. Виной тому и автомобилизация, и низкая стоимость услуг такси, и нелегальные перевозчики, которые создают нездоровую конкуренцию в отрасли. По словам Пырлога, КПАТ ежегодно теряет из-за нелегалов около 45 млн рублей. Например, в Кирове от магазина «Мечта» ездит нелегальный маршрут № 119 – он лишает перевозчиков порядка 22 млн рублей в год. «В мэрии знают об этом, но не вместо того чтобы помогать решить проблему, они урезают дотации перевозчикам. Если в этом году администрация выделяла 52 млн рублей на перевозки, то в следующем году она выделит лишь 12 миллионов. Власти города решили сэкономить 40 миллионов, которые, скорее всего, придется заплатить пассажирам», – заключает Денис Пырлог. Фото:ФедералПресс / Дмитрий Барков, Андрей Гусий, Евгений Поторочин

«Заплатить придется пассажирам». Экономия на субсидиях для перевозчиков может ударить по жителям Кирова
© РИА "ФедералПресс"