«Стало ясно, что кто–то начал «пилить» деньги»

Во время пятого Восточного экономического форума компания РусГидро с помпой открыла во Владивостоке 10 зарядных станций для электромобилей. Предпосылками к возникновению «автомобильных электростанций» стало активное развитие в регионе рынка электромобилей. Тогда их насчитывалось более 800 штук, что было самым объемным показателем по всей стране. Но у фантастического доселе проекта оказалась оборотная сторона и печальная история предпринимателей, которые, собственно, все это и придумали. Андрей Дымченко, генеральный директор ООО «Уайт Софт», рассказ всю правду: - Шесть лет назад я и мой партнер Денис Тупичкин решили основать компанию по разработке софта для бизнеса, правительства и людей. Новые технологии позволяют повысить качество жизни и эффективность работы. Мы оба дальневосточники, живем и работаем в Хабаровске и в первую очередь хотим быть полезны в своем регионе. Денис, например, жил в Токио и работал в крупной японской компании Accretech больше 10 лет, его опыт и подход бесценны для ДФО. Я в это время поработал в Москве и затем возглавлял Дальневосточный филиал R-Style Восток. Мы активно вкладываем в развитие компетенций в сфере IT, обучаем молодых специалистов, инвестируем, а также представляем IT-потенциал Дальнего Востока на международных площадках. Мы постоянно ищем решения, которые бы позволили сделать ДВ привлекательнее для жизни и для туристов. И здесь начинается моя история, когда дальневосточная компания ООО «Уайт Софт» инвестировала, проработала масштабный инновационный проект, но в итоге не получила ни денег, ни компетенций, ничего. Три года назад возникла идея создания инфраструктуры для электромобилей. Тема экологии, альтернативной электроэнергии сейчас очень актуальна и полезна для повышения репутации региона. Стал изучать опыт разных стран мира, пытался понять, почему в России, в частности на Дальнем Востоке, такое направление неактуально. Год потратил на проработку проекта и изучение технологий. Поездки в такие технологичные страны, как Китай и Япония, были очень полезны, особенно встречи с производителями электромобилей и станций заряда. По итогу я сформировал предложение, нашел наиболее актуальные для региона решения. Также обратился к опыту центральной части России: изучил минусы и плюсы от реализации проекта по установке зарядных станций в Москве и Санкт-Петербурге (спасибо за помощь полпредству ДФО). Все свои наработки я объединил в один проект, который предложил ПАО «ДЭК», входящему в холдинг «РусГидро». Главным выводом из поездок в Японию и Китай стало понимание того, что такая инфраструктура (станции заряда) реализовывается за счет государства или государственных компаний. Также производители электромобилей могут рассчитывать на гранты и субсидии, получать господдержку. Она должна касаться и автолюбителей — они получают сниженный налог на покупку электромобилей и их использование. То есть в других странах это целая программа развития. Моя идея заключалась в том, чтобы соединить Хабаровск и Владивосток инфраструктурой, которая позволила бы комфортно совершать междугородный маршрут на электромобиле всего за 800 рублей. Мне хотелось показать Дальний Восток в лице этих двух краевых столиц прогрессивным, современным и экологичным регионом, который опережает в своем развитии остальную часть РФ. На первом этапе предлагали установить всего 20 станций: 10 в Хабаровске и 10 во Владивостоке. Руководство ПАО «ДЭК» проект согласовало, московское — нет. Один из заместителей гендиректора тогда сказал: «Это неинтересно. Газ — наше все! В сторону электро никто не смотрит». Позже, на ВЭФ я встретился с гендиректором «РусГидро», которому рассказал о своем проекте. Ему стартап понравился и показался интересным. Работа шла в том числе через полпредство, так как опыт других стран показал, что инициатива по созданию инфраструктуры идет от государства, и я решил тоже идти таким путем — предложил государству создать такую инфраструктуру на Дальнем Востоке. Установка станций зарядки электромобилей должна была поднять разные слои экономики: науку, развитие альтернативной энергетики, что однозначно повлияло бы на получение маркетинговых бонусов для Дальнего Востока. Если бы проект был реализован в полной мере — электрозаправки соединили бы Хабаровск и Владивосток, — тогда это был бы первый в России такой масштабный проект, который позволил бы нам называться «СмартДВ». После ВЭФ-2018 в «РусГидро» была сформирована рабочая группа, в которой я участвовал удаленно. С октября по январь предоставил все наработки и опыт. Тогда я был уверен, что буду участвовать в реализации проекта. Но в марте 2019 г. на экспертизу поступило техническое задание, которое удивляло требованиями и подходом. Например, техзадание разбили на четыре лота: на поставку станций российского производства, на поставку станций иностранного производства, на поставку программного обеспечения и на выполнение работ. Такая вот разрозненная работа — «Лебедь, Рак да Щука», — по моему мнению, не дала бы добротного результата. При таком подходе большие риски реализовать проект некачественно и не уложиться в сроки. Кроме того, техническое задание было «не для людей»: у станций были разъемы для медленной зарядки, которые не подходили к 90% электромобилей, используемых во Владивостоке («праворукие» Nissan Leaf), также были непонятные и необоснованные требования к работе станций на высоте 1000 м над уровнем моря, которых в Приморье в принципе нет. Стало ясно, что кто-то начал «пилить» деньги. Был сформирован бюджет в 40 млн руб., хотя и 30 млн хватило бы на запуск десяти станций. Мы были готовы участвовать в конкурсе и были более конкурентны в сравнении с московскими компаниями: наличие специалистов на месте давало большое конкурентное преимущество. Поэтому я был достаточно спокоен, даже не ездил в Москву, был уверен, что я точно буду участвовать в реализации. Правда, сначала решил высказать замечания по поводу технического задания и впал в немилость. В итоге деньги получила дочерняя компания, с которой были заключены прямые подрядные договоры. Кстати, техническое задание все же привели в нормальное состояние, и это радует. Ситуацию обдумывал много раз. Выявил для себя основные ошибки: первая — я не поехал в Москву договариваться лично, был слишком самоуверен; вторая — не понимая зоны принятия решения (думал, что все решения принимаются на Дальнем Востоке), я не общался именно с теми людьми, кто эти решения принимает; третья ошибка — я пошел на конфликт с Москвой. Итог: кто-то заработал деньги и славу, а я — у разбитого корыта. Дальний Восток в таких условиях развивать очень сложно. Емкости рынка для ведения бизнеса отсутствуют, когда все средние и большие контракты «уходят на Москву». Необходимо кардинально менять ситуацию. Что говорить, когда даже госкомпании, как «РусГидро», не доверяют бюджет своей «дочке» в городе Владивостоке — ПАО «ДЭК». Итог моей истории печален, однако в целом относительно неплох: во Владивостоке установили 10 станций зарядки электромобилей, которые работают на благо горожан, бюджет от реализации проекта остался в Москве (зарплаты, налоги), как и экспертиза, из дальневосточных компаний в реализацию включили только компанию R.PARTNER для строительных работ, а план дальнейшего развития отсутствует. Честно говоря, реализовывать инновационные проекты на ДВ теперь не очень хочется. В текущих условиях осуществлять идеи совместно с государством и госкомпаниями рискованно. Много сил, времени и средств (консалтинг, расходы на командировки, расходы на участие в форумах, закупка электромобилей, установка зарядной станции в городе Хабаровске) было потрачено на этот проект. Когда местная компания инвестирует и не получает ничего (отсутствие бюджета на зарплаты и налоги, отсутствие компетенций и т. д.) — это не круто.

«Стало ясно, что кто–то начал «пилить» деньги»
© Konkurent.ru