Что такое цифровая трансформация и чем она отличается от цифровизации и индустрии 4.0 

Что такое цифровая трансформация и чем она отличается от цифровизации и индустрии 4.0
Фото: RB.ru
Что такое цифровизация Цифровизация, или внедрение цифровых технологий в бизнес-модели компаний, началась более 50 лет назад. В 1964 году анонсировала System/360 — первое семейство компьютеров, предназначенных для охвата всего спектра применения с разной степенью производительности, но с одним и тем же набором команд. В прошлом программы были написаны для какого-то конкретного оборудования, а это означало, что программный код должен постоянно обновляться при его замене. С S/360 необходимость в этом отпала. Такая особенность позволяла заказчику использовать недорогую модель, после чего обновиться до более сложной системы с ростом компании — без необходимости переписывать программное обеспечение. Это передовая технология привела к выпуску более мощных, небольших компьютеров.
Затраты на разработку System/360 составили около $5 млрд Это был второй по стоимости проект научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 1960-х годов после программы «Аполлон». Источник фото: Habr В 1981 году был представлен IBM PC. Менее чем через десять лет многие компании использовали ПК для оцифровки своего бизнеса (электронные таблицы, различные вычисления и обработка текстов). IBM S/360 и ПК должны были повысить эффективность, а также помочь компаниям стать быстрее и конкурентоспособнее. В 1983 году была представлена NetWare от Novell — сетевая операционная система с набором сетевых протоколов для взаимодействия с компьютерами-клиентами, подключенными к сети. NetWare позволила ПК обмениваться данными внутри организации с низкими затратами. С появлением более совершенных технологий эффективность бизнеса возросла еще больше: автоматические системы рабочих процессов полностью оцифровывают бизнес-процессы. Вот несколько примеров такой оцифровки:
Электронные таблицы (VisicCalc — первая электронная таблица для ПК. Именно VisiСalc превратил компьютеры в инструмент ведения делового документооборота);
Планирование производства (ERP — планирование ресурсов предприятия — организационная стратегия интеграции производства и операций, управления активами, трудовыми ресурсами и финансового менеджмента, ориентированная на оптимизацию ресурсов);
Управление документами (ECM — стратегическая инфраструктура и техническая архитектура для поддержки единого жизненного цикла неструктурированной информации различных типов и форматов);
Программное обеспечение для управления персоналом (например, HR Software);
CRM — система управления взаимоотношениями с клиентами.
При чем здесь Индустрия 4.0… Хайтек-стратегия правительства Германии «Индустрия 4.0» получила мировое признание из-за четкости формирования цели и взята на вооружение многими странами мира. Она описывает концепцию «умного производства» на основе промышленного интернета вещей (IIoT), объединяет физическое производство и операции с интеллектуальными цифровыми технологиями, машинным обучением и большими данными. Цифровизация — один из необходимых элементов модели Индустрии 4.0. (Четвертая промышленная революция или переход к Индустрии 4.0 — актуальная для бизнеса тема. Узнайте, что мешает российским предприятиям внедрять новые технологии).
Источник: журнал «ИСУП»
… интернет вещей Интернет вещей (IoT) — это глобальная сеть подключенных к интернету устройств, которые могут взаимодействовать между собой с помощью встроенных технологий передачи данных. Все они подключены к центрам управления, анализа и контроля информации. IoT объединяет реальные вещи в виртуальные системы, способные решать совершенно разные задачи. В зависимости от типа коммуникации устройств IoT-проекты можно условно разделить на два типа: массовые и критические. У каждого свои задачи и требования к сети. Массовые IoT-проекты — это «умные» дома, счетчики, решения для отслеживания грузоперевозок и др. Примерами «критической» машинной коммуникации могут быть автономные автомобили, управление транспортными потоками или промоборудованием, удаленная хирургия. Ключевая идея концепции — соединить между собой все объекты, которые только можно соединить, подключить их к сети и за счет этого получить синергию. … и Общество 5.0 В 2016 году Япония поделилась с миром большим планом общественных преобразований — концепцией «Общество 5.0». И если немецкая Индустрия 4.0 — это своего рода «умный бизнес», то Общество 5.0 — это «суперумное общество». Программа направлена на цифровизацию на всех уровнях японского общества и цифровую трансформацию самого общества. Важную роль в развитии концепции играют интернет вещей, искусственный интеллект, VR/AR, Big Data (аналитика) и так далее. Тем не менее, речь идет не только о технологиях в жизни людей. В концепции описаны проблемы, с которыми сталкивается Япония (старение населения, стихийные бедствия, загрязнение окружающей среды), которые актуальны и для других стран. Что же такое цифровая трансформация Поскольку цифровая трансформация выглядит по-разному для каждой компании, сложно дать однозначное определение, которое применимо ко всем. В целом, цифровая трансформация — это внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия. Такой подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях. В результате повышаются производительность каждого сотрудника и уровень удовлетворенности клиентов, а компания приобретает репутацию прогрессивной и современной.
«Цифровую трансформацию можно определить как стратегическую трансформацию бизнеса, когда предпочтения и поведение клиентов определяют решения в области корпоративных технологий. Это сквозное преобразование в масштабах всего предприятия, которое влияет на все части организации» Александр Бушек, евангелист цифровой трансформации, старший директор, аналитик в Gartner
«Каждое цифровое преобразование будет начинаться и заканчиваться клиентом, и я вижу это в голове каждого генерального директора, с которым общаюсь» , председатель совета директоров и генеральный директор корпорации Salesforce «М. Видео–Эльдорадо» Руководитель стратегического направления Группы «М. Видео–Эльдорадо» связывает цифровую трансформацию не только с обновлением технологий и бизнес-процессов внутри компании, но в первую очередь с изменением бизнес-стратегии. По его словам, трансформация происходит в моменты, когда у компании получается по-новому оценить меняющийся рынок, потребности своих клиентов и найти новые направления развития с учетом происходящих перемен.
«Цифровая трансформация — это, в первую очередь, изменение текущих практик ведения бизнеса в области принятия решений, которые либо принимаются человеком на основе анализа «жестких» данных, либо отдаются на откуп системам, исключая человека из процесса, — поясняет он. — Другая область цифровой трансформации — это следование за клиентом в процессе цифровизации его стиля жизни».
Например, с развитием интернета вещей и голосовых помощников роль покупателя будет перетекать к машинам — «Алиса», «Сири» или холодильник будет принимать решение о том, что именно купить, учитывая предпочтения владельца. Человек, в будущем, начнет отдавать все больше полномочий технике, сначала по незначительным вопросам, а с ростом доверия и по более значимым: от выбора конкретной марки молока, до выбора страхового медицинского плана для всей семьи. «Цифровая трансформация для нас в этом смысле — это в том числе понимание и ответ на потребности новых клиентов — «цифровых алгоритмов». Ещё один значимый тренд в поведении покупателей — это запрос на персонализацию, товарные предложения под конкретные потребности, зачастую еще не сформировавшиеся, на основе аналитики данных, обогащенных за счёт разных сфер потребления, интеграция в «экосистемы», поиск синергии в сферах, которые еще недавно считались никак не связанными, например, банковских услугах и доставке еды», — говорит Фёдор Савельев.
«Мир быстро меняется вследствие тотальной диджитализации, и многие технологические компании проходят стадию цифровой трансформации для того, чтобы выйти за рамки традиционного бизнеса и использовать новые информационные технологии. Максимально оперативно это получается реализовать технологическим гигантам и стартапам, которые быстро занимают цифровые ниши на рынке. При этом догнать лидеров невозможно без радикальных изменений, которые, я считаю, можно назвать цифровой трансформацией» , лидер стрима «IT Трансформация» департамента цифрового бизнеса ВТБ По данным Дмитрия Кривицкого, больше 70% банков планируют проводить цифровую трансформацию в ближайшее время, а более 90% считают этот процесс жизненно необходимым для бизнеса. ВТБ в рамках стратегии развития до 2022 года готовится к переходу на системы нового поколения для рывка в технологическом развитии. Одной из ее стратегических целей является цифровой омниканальный контур, который позволит предложить клиентам полностью цифровое обслуживание и 100% доступность продуктов в онлайн-каналах.
Что цифровая трансформация даёт бизнесу Директор департамента аналитики и управления данными объясняет, что цифровая трансформация включает в себя оптимизацию и автоматизацию процессов с использованием цифровых технологий. Данные о бизнес-операциях оцифровываются, и, как только они оцифрованы, алгоритмы, а не люди, могут начать принимать решения. Алгоритмы не устают и очень быстро учатся, могут работать на самом детальном уровне, быстро адаптироваться и принимать миллионы и миллиарды решений в секунду. Это позволяет не только ускорять и улучшать процессы в текущих бизнес-моделях (например, решение о выдаче кредита сейчас может приниматься за доли секунды, на что раньше уходило до нескольких недель), но и создавать новые бизнес-модели, такие как экосистемные, платформенные бизнесы.
Яркий пример — агрегаторы на конкурентном рынке. Новые модели, основанные на использовании аналитики данных, позволяют предложить огромный выбор, персонализацию, скорость и дешевизну на масштабе, недоступном традиционным компаниям. Именно поэтому многие компании стремятся стать технологическими.
Как технологии и новые модели меняют бизнес: примеры
Кейс Best Buy Десять лет назад многие думали, что Best Buy умрет. Даже сотрудники компании не верили, что она сможет выстоять против Amazon. Но новый генеральный директор и цифровая стратегия превратили магазин электроники из места покупки компакт-дисков в цифрового лидера в области технологий. Вместо того, чтобы просто продавать продукты, бренд стремится улучшить жизнь людей с помощью технологий. Best Buy приложила большие усилия, чтобы сократить сроки доставки. Они ввели программу сопоставления цен и переключили свое внимание на консультирование клиентов, а не просто продажу. Сотрудники Best Buy предлагают консультации на дому, а дочерняя компания Geek Squad теперь будет ремонтировать все в доме клиента за фиксированную годовую плату. Best Buy также перешла от преимущественно почтового маркетинга к почти полностью цифровой стратегии. Они используют данные для создания профилей клиентов, чтобы предоставить индивидуальные рекомендации и помощь. Кейс Home Depot Когда-то это был обычный магазин товаров для дома. Сегодня у Home Depot есть профессиональный отдел данных и информационных технологий. Они инвестировали в улучшение и объединение своих физических и онлайн-покупок, то есть сами отправляются к подрядчикам и привозят в магазин покупки, которые были сделаны в онлайне. Таким образом обеспечивается бесперебойная работа по всем каналам. Home Depot также добавили визуальный и голосовой поиск в свое приложение, чтобы предоставить клиентам еще больше возможностей.
Склад Home Depot. Источник: RIS Мнения экспертов
«На мой взгляд, это всего лишь составляющие цифровой трансформации. Данные тренды порождают большой объем данных. Используя их, технологически развитые компании могут внедрять новые способы для развития бизнеса и улучшения продуктов. При этом не все организации научились обрабатывать и использовать имеющийся объем данных. Я думаю, что основная часть цифровой трансформации — это изменение майндсета компании: ценностей и сознания сотрудников» Дмитрий Кривицкий, лидер стрима «IT Трансформация» департамента цифрового бизнеса ВТБ Денис Захаркин, генеральный директор VR Concept «Индустрия 4.0 — это технологический уклад, который подразумевает применение разных технологий, в том числе и интернета вещей. Это дорожная карта цифровой трансформации промышленности и не только. А под интернетом вещей (IoT) в последнее время чаще подразумевают именно конкретную технологию, которая позволяет оцифровать только определенную часть бизнес-процессов, например, удаленный контроль предприятия. Для достижения цели цифровой трансформации недостаточно использовать только одну технологию или оцифровать один бизнес-процесс. Это комплексный подход по использованию информационных технологий на всех процессах компании, причем не только внутри, но и при взаимодействии с окружающим миром, заказчиками, партнерами и государством. И в большинстве случаев компании для цифровой трансформации необходимо менять процессы, в том числе у партнеров и подрядчиков».
Артем Алексеев, директор департамента аналитики и управления данными компании «Магнит» «Цифровая трансформация на примере компании — это оптимизация бизнес-процессов. Индустрия 4.0 — набор инструментов этой трансформации. Цифровизация — оцифровка операций, чтобы применять весь спектр этих инструментов. То есть сначала мы оцифровываем процессы (здесь нам помогают технологии захвата данных: распознавание текстов / изображений / видео, датчики, логи работы сервисов, данные об активности пользователей в интернете и пр.), затем используем инструменты Индустрии 4.0 для их оптимизации, в том числе взаимодействуя с физическим миром через роботизированные системы. Все это мы называем цифровой трансформацией».
Коротко о главном
Что такое цифровая трансформация?
Цифровизация — внедрение цифровых технологий в бизнес-модели компаний.
Индустрия 4.0 — концепция «умного производства» на основе промышленного интернета вещей, объединяющая физическое производство и операции с интеллектуальными цифровыми технологиями, машинным обучением и большими данными.
Интернет вещей — глобальная сеть подключенных к интернету устройств, которые могут взаимодействовать между собой с помощью встроенных технологий передачи данных.
Цифровая трансформация —— внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия, которое подразумевает фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях.
Цифровизацию, индустрию 4.0 и интернет вещей можно назвать составляющими цифровой трансформации.
В чём особенности цифровой трансформации?
Цифровая трансформация — это изменение текущих практик ведения бизнеса в области принятия решений, которые либо принимаются человеком на основе анализа данных, либо отдаются на откуп системам, исключая человека из процесса.
Алгоритмы позволяют не только ускорять и улучшать процессы в текущих бизнес-моделях (например, решение о выдаче кредита сейчас может приниматься за доли секунды, на что раньше уходило до нескольких недель), но и создавать новые бизнес-модели, такие как экосистемные, платформенные бизнесы.
Новые модели, основанные на использовании аналитики данных, позволяют предложить огромный выбор, персонализацию, скорость и дешевизну на масштабе, недоступном традиционным компаниям. Именно поэтому многие компании стремятся стать технологическими.
Важная часть цифровой трансформации — следование за клиентом в процессе цифровизации его стиля жизни.
Для проведения цифровой трансформации нельзя использовать только одну технологию или оцифровать один бизнес-процесс. Необходим комплексный подход к использованию информационных технологий во всех процессах компании, причем не только внутри, но и при взаимодействии с окружающим миром, заказчиками, партнерами и государством.
Чтобы узнать, как достичь максимума, начиная цифровую трансформацию, изучите кейсы по вашей теме на Rusbase.
Фото на обложке: igterex, Depositphotos
Видео дня. Цены на куриные яйца и мясо заметно увеличились
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео