Модернизация системы теплоснабжения России займет от 7 до 12 лет

Если в ближайшие годы в России не начнется системное обновление инфраструктуры централизованного теплоснабжения, отрасль ждет окончательная деградация. Об этом на заседании Госсовета еще в мае текущего года заявил замминистра энергетики России Юрий Маневич. По его словам, в этом случае нам угрожает кратный рост тарифов, банкротство теплоснабжающих компаний, рост бюджетных расходов на содержание инфраструктуры теплоснабжения, экологические проблемы и усиление технологического отставания от других стран. Об особенностях модернизации системы теплоснабжения России — в материале «Ленты.ру». 60 лет назад Советский Союз выстроил в своих городах уникальную инфраструктуру централизованного теплоснабжения. Разработку вели большие проектные институты, и к 1980-м годам протяженность тепловых сетей страны достигала 160 тысяч километров. После развала Союза образцовая отрасль ожидаемо пришла в упадок. По данным Минэнерго России, средний возраст российских станций сегодня превышает 30 лет, а износ сетей составляет 40-60 процентов. Эксперт в сфере энергетики и теплоснабжения, заместитель генерального директора по коммерции и развитию компании «Т Плюс» Александр Вилесов считает, что упомянутые проектные институты изначально закладывали избыточные коммуникации и мощность теплоносителей, рассчитывая, что численность населения в российских городах будет расти. «Предполагали, что людей будет существенно больше, и это привело к закладке избыточных мощностей. И все эти годы ненужную мощность приходилось содержать, налаживать, на все средств не хватало, и это естественным образом привело к ухудшению состояния объектов теплоснабжения и сетей», — отмечает Александр Вилесов. Эксперт рынка, директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании (СГК) Екатерина Косогова добавляет, что сегодня отрасль накопила такой моральный и технический износ, что «сейчас начнет рваться во всех городах России»: «Как только наступит самая холодная пятидневка, аварии начнутся по всей стране. Особенно это страшно для городов Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья, где среднесуточные температуры бывают ниже 30 градусов». С ней согласен старший аналитик Энергетического центра «Сколково» Юрий Мельников, который говорит, что «вопрос уже не в том, рванет или нет, а в том, когда это произойдет и при каком минусе за окном». Старые рвущиеся трубы — это вопрос не только безопасности, но и экономических потерь. По словам заместителя министра энергетики России Юрия Маневича, потери тепла при передаче в России в три раза выше, чем в Финляндии. При этом в платежке рядового горожанина теплоснабжение составляет около 50 процентов стоимости всех услуг ЖКХ. И, безусловно, обидно, что существенная часть этих средств через худые трубы улетает на ветер. Заместитель генерального директора по коммерции и развитию компании «Т Плюс» Александр Вилесов отмечает, что до тех пор, пока не будут обеспечены гарантии возврата средств тем, кто собирается перестраивать систему теплоснабжения, прорыва — в хорошем смысле этого слова — не случится: «Вариантов модернизации два: либо государство говорит "я иду с инвестициями и решаю все проблемы", либо это делают частники, но не на свой страх и риск, а под гарантии, что деньги вернутся банкам, в которых они их взяли». Эксперт добавляет, что отрасль теплоснабжения нужно наконец начать воспринимать как бизнес и дать возможность предпринимателям разобраться с эффективностью этой системы. Сейчас тарифы на тепло устанавливаются сроком на пять лет. В них «зашиваются» объемы ремонтов на эту же пятилетку. Там, где ремонтный объем минимальный, риск аварийности в зимний период повышается в разы. «Средний тариф на производство тепловой энергии в России — 700-800 рублей. Это стоимость тепла на ТЭЦ за одну гигакалорию. На котельных выше — 1200 рублей за производство условной единицы тепла, — приводит конкретные цифры Екатерина Косогова. — А вот стоимость услуги по передаче, в которую как раз "зашиты" ремонты сетей, сильно колеблется: от 100 до 1000 рублей за гигакалорию. И там, где в тариф на передачу "зашито" менее 500 рублей (а сети не новые), можно с высокой долей вероятности прогнозировать достаточно крупные ЧП на ближайший отопительный период — вплоть до 23 года». При этом даже если в какой-то год в модернизацию будет вложено в три-четыре раза больше средств, чем обычно, рассчитывать на мгновенный эффект и безаварийность не приходится. «Нужно системно, из года в год, инвестировать и перекладывать магистральные и распределительные сети, чтобы в дальнейшем число аварий удалось снизить», — подчеркнула Екатерина Косогова. Одним из эффективных вариантов обновления системы теплоснабжения эксперты называют метод альтернативной котельной. Он гарантирует частникам возврат инвестиций, о котором говорил эксперт Александр Вилесов, и позволяет выстраивать стратегическое планирование на конкретной территории на многие годы вперед (а не начетыре-пять лет и без гарантий, как сейчас). Пилотный проект альткотельной уже реализован в Рубцовске (Алтайский край). Директор местного теплоэнергетического комплекса Максим Новов объясняет внедренный метод тарифообразования на пальцах: «Всех интересует, какой должна быть справедливая цена на тепло. Справедливая — значит, конкурентная. А откуда возьмется конкуренция? Авторы альткотельной сочинили виртуальную конкуренцию. Посчитали, сколько стоит построить котельную в этой местности (расчеты абсолютно прозрачны, на сайте Минэнерго можно посмотреть). Вбиваете всего несколько параметров — в частности, стоимость угля, электроэнергии — и рассчитываете стоимость строительства и эксплуатации котельной. И вот она — предельно справедливая цена, которая может быть. Превысить ее теплоснабжающая организация не имеет права». После внедрения альткотельной теплоснабжающая организация гарантирует горожанам определенный уровень теплоносителя и давления на входе в каждый жилой дом. Если параметры не соблюдаются, потребитель вправе взыскать с поставщика тепла материальную компенсацию. Таким образом качество обслуживания и ответственность повышаются в разы. В начале 2019 года на заседании Госсовета, посвященном реформе рынка тепла, представители Министерства энергетики сообщили, что до конца текущего года 29 муниципальных образований могут перейти на альткотельную. Прогноз не оправдался: на 1 января 2020 года новую модель теплоснабжения применят всего четыре российских города: Рубцовск, Линево, Барнаул и Ульяновск. Комментируя скромные успехи, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, возглавляющий рабочую группу Госсовета, отметил: «Пока темпы реформирования составляют менее 1 процента в год — то есть на то, чтобы модернизировать всю систему, понадобится 100 лет! Это падение в пропасть, нас ждет очень жесткая посадка». Представитель Энергетического центра «Сколково» Юрий Мельников в целом согласен с такой оценкой и объясняет проблемы перехода на альткотельную отсутствием информации на местах: «Когда мы в Уфе спрашивали мэров городов, что они думают по поводу альтернативной котельной, они довольно уверенно начинали рассказывать, какие альтернативные варианты модернизации котельных они рассматривают ("Ну, котел мы хотим поменять..."). Про новую модель рынка тепла никто слыхом не слыхивал». Представитель «Т Плюс» Александр Вилесов подтверждает, что информирование и дальнейшая работа с муниципальными чиновниками — главный вызов сегодня: «Это вызов для бизнес-сообщества, нужно ходить и объяснять, как что работает. Переговоры везде идут, но идут непросто. Многие муниципалитеты заняли позицию: подождем, когда кто-то перейдет, посмотрим, зачем рисковать? Это нормальный такой бизнесовый подход». Директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова к перечисленным причинам добавляет еще две. Во-первых, переход на альткотельную требует скрупулезных длительных расчетов для каждого отдельно взятого населенного пункта. Проект может готовиться полгода и более, потом наступает длительный период согласования. «Это цепочка. Нужно просчитать объем средств, который понадобится на модернизацию, количество труб, которые придется закупить, понять, какой объем дополнительной рабочей силы надо привлечь, с ней тоже есть определенные проблемы на рынке», — поясняет Косогова. Вторая причина вытекает из первой. С учетом перечисленного ни одна теплоснабжающая компания не сможет одномоментно во всех городах присутствия перейти на альткотельную. «Это порвет нас», — признается Екатерина Косогова. В настоящий момент все теплоснабжающие компании России вошли в активную фазу переговоров с главами муниципальных образований о переходе на альткотельную. «Т Плюс» планирует за три года перевести на новую модель рынка тепла 13 городов: Самару, Тольятти, Новокуйбышевск, Оренбург, Владимир, Чебоксары, Новочебоксарск, Балаково, Кирово-Чепецк, Пермь, Йошкар-Олу, Саранск и Екатеринбург. Екатерина Косогова сообщила, что СГК планирует заключить соглашения о переходе на альткотельную с главами муниципалитетов в регионах присутствия в течение 2020-2021 годов. Вместе с тем эксперты подчеркивают добровольный характер перехода. «Позиция СГК всегда была однозначной: безальтернативного ничего не должно быть. Альткотельная — не единственный вариант модернизации теплоснабжения, и в законе он записан как не единственный. Есть другие варианты, в том числе с привлечением бюджетных средств», — объясняет Екатерина Косогова. Как показывают проведенные расчеты, новая модель рынка тепла — предпочтительный вариант в основном для крупных городов, где проживает большое количество жителей и где сроки окупаемости вложений составят от 12 до 15 лет. В маленьких поселениях с сокращающимся количеством жителей и большой протяженностью сетей возврат инвестиций возможен не ранее чем через 20-30 лет, что, конечно, не устраивает потенциальных инвесторов. Для обновления теплосетей на таких территориях требуется финансирование из федерального бюджета. Минстрой России разработал проект программы «60 процентов плюс» по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры со степенью износа более 60 процентов. На эти цели будет выделено три-четыре миллиарда рублей. Эксперты отрасли признают, что сегодня практически во всех городах России есть коммуникации с износом 60 процентов, и если отбирать города только по этому критерию — бюджетные миллиарды будут размазаны по стране без видимого результата. Значительно эффективнее изначально отобрать несколько мелких муниципальных образований с плачевными коммуникациями и провести там масштабную реконструкцию теплового хозяйства. При этом эксперты уверены, даже при самом успешном варианте модернизации в ближайшие годы видимых улучшений ждать не стоит, и трубы продолжат рваться повсеместно. «Чтобы ситуация изменилась, нужны серьезные регулярные инвестиции в перестройку системы. В этом случае мы спокойно и планомерно за семь лет приведем теплоснабжение в адекватное состояние», — говорит Александр Вилесов. Расчеты компании СГК показывают, что существенных изменений к лучшему не стоит ожидать ранее чем через 12 лет. «Но после 2030 года резонансных аварий, скорее всего, действительно станет меньше», — резюмировала Екатерина Косогова.

Модернизация системы теплоснабжения России займет от 7 до 12 лет
© Lenta.ru