История успеха или бизнес-меценатство?

BelkaCar в 2016 году основали Екатерина Макарова, Лориана Cардар и Елена Мурадова, в нулевых они познакомились на программе MBA Калифорнийского университета. СМИ наперебой рассказывали success story трех подруг, а Макарова в интервью «Секрету фирмы» в шутку называла компанию «телкиным бизнесом». У истоков BelkaCar стоял предприниматель и благотворитель Дмитрий Зимин — именно он дал подругам необходимый займ на четверть миллиона долларов, хотя в капитал изначально входить отказался. Спустя год, когда компания привлекла инвестиции от швейцарской компании Winterberg Group, начался взрывной рост — к весне прошлого года BelkaCar даже обогнала «Делимобиль» и временно стала крупнейшим каршерингом Москвы. С тех пор ситуация изменилась — в марте этого года газета «Коммерсант» сообщила о том, что BelkaCar ищет нового инвестора. В октябре мажоритарную долю в компании выкупила дочка основанного структурами Зимина фонда BMT Private Equity, а на этой неделе «Ведомостям» стало известно о том, что BMT довел долю до 100%. Так что это — история успеха трех бизнесвумен или спасение утопающей компании? Рассуждает издатель портала Truesharing.ru Юрий Николаев. Юрий Николаев издатель портала Truesharing.ru «Компания изначально, по словам основательниц, готовилась на продажу. Если исходить из этого, то, наверное, это успех. Но с учетом того, что в последнее время рынок консолидируется в руках крупных компаний: «Яндекс» запустил свой каршеринг, Mail.ru вместе со Сбербанком пришли к YouDrive, большие инвестфонды стоят за «Делимобилем» — Белкам нужно развиваться. И для того, чтобы развиваться, нужны деньги, а денег, скажем так, нет. И совсем не понятно, на каких условиях вообще была сделка и что в конечном итоге получат основательницы. Пока есть информация, что они остаются у руля компании. Наверное, какой-то выход у них получится в деньги. Но очень сложно сказать, какой и тот ли, на какой они рассчитывали изначально. Поэтому я думаю, что это на пользу самой компании, но вряд ли успех основательниц». Собственники нового владельца BelkaCar неизвестны. В российской прессе BMT Private Group осторожно называют «основанной Зиминым» или «инвестиционной структурой группы компаний, созданных Дмитрием Зиминым», но в четверг представитель компании отказался называть ее бенефициаров «Ведомостям». Двухэтапное поглощение BelkaCar, которое заняло полгода, в фонде прокомментировали лаконично — купили, сумма не называется, основательницы каршеринга останутся в руководстве компании. Сам Дмитрий Зимин о сделке вообще не высказывался. Кто и с какой целью мог приобрести BelkaCar? Мнение исполнительного директора консалтинговой фирмы VSK Group Максима Тищенко. Максим Тищенко исполнительный директор консалтинговой фирмы VSK Group «Я даже в какой-то степени уверен, что — даже если конечный бенефициар был Зимин — это не столько в его интересах сделка, сколько сделка в интересах либо структур «Яндекса», либо структур «Делимобиля», который тоже заинтересован в поглощении. Сейчас сделка заключена на этот фонд Зимина, в дальнейшем, когда спадет интерес к этому ко всему, тихо-тихо перейдет эта компания туда, куда нужно». По последним данным, на момент окончательной продажи BelkaCar компания была третьим каршерингом Москвы с 4 тысячами автомобилей. У «Делимобиля» их в полтора раза больше, у YouDrive только тысяча. Доминирует на московском рынке каршеринга «Яндекс.Драйв», появившийся только в прошлом году — у дочки IT-гиганта уже около 9 тысяч машин.

История успеха или бизнес-меценатство?
© BFM.RU