Как выглядит инвестор будущего?
Сергей Юдинцев, председатель правления Инбанка, поделился идеями о том, как нужно перестраивать стратегию ведения финансового бизнеса, на какое поколение ориентироваться, почему вскоре роботы станут продавать больше, чем люди, а без социальной повестки у компании нет шансов на успешное будущее в мире «зумеров». О банке «У нас необычная модель банка: отсутствуют розничные подразделения, зато есть подразделение private banking, которое предполагает персональное обслуживание. При этом срез наших клиентов нетипичный для всех инвесторов: только 5 % наших вкладчиков попадают под условия системы страхования вкладов, у всех остальных вклады существенно больше. Они работают с нами как с институтом, который может обслуживать и удовлетворять все их потребности», — отмечает председатель правления Инбанка. О типичном инвесторе – бэби бумере и поколении Х Юдинцев обрисовал, как выглядит портрет типичного инвестора Инбанка. Это мужчина в возрасте 50+, обычно человек, работающий в финансовой сфере, менеджер компании или владелец собственной фирмы. Опыт работы с банком и его менеджерами составляет 10-20 лет. Активы, которые он держит в банке, на 70-80 % представляют собой депозиты, остальное — это евробонды. Вклады на 80 % валютные. Главная задача такого инвестора — это сохранение капитала и минимизация рисков. Он находится на стыке 2х поколений: бэби бумеров и поколения X. Бэби бумеры — поколение стратегическое, которое зарабатывает деньги не только себе, но и для будущего поколения. Поколение X более прагматично. Оно нацелено на сегодняшний день и заинтересовано в зарабатывании денег для себя, обеспечении собственного комфорта. То есть сегодняшний вкладчик — это не просто вкладчик, а инвестор, который покупает и продает долю в компании. О не появившемся третьем типе инвестора Юдинцев обратил внимание, что идея о смещении политики компании в сторону цифрового поколения поднималась еще в 2013 году. Тогда предполагалось, что на второй технологической волне появятся люди, которые смогут зарабатывать себе состояние на технологических стартапах, финтехах, на новых инструментах. Соответственно, новое поколение должно было постепенно сменить промышленную, нефтяную гвардию, как она в свое время сменила красных директоров. Но этого не произошло. На самом деле произошло то, что проникновения новых продуктов почти не было. Шло активное развитие старых продуктов за счет технологий, увеличивался клиентский опыт, как и технологическое взаимодействие инвестора с банком. Существенных изменений не было, поэтому консервативный путь оказался самым надежным и стабильным, но драйвером все-таки стало то, что текущее поколение движется в сторону изменений: возрастные изменения и технологии проникают все глубже и глубже. О поколении Z По предварительной оценке, к 2020 году цифровое поколение (поколение Z и поколение миллениалов) будет занимать 60 % населения всей Земли, а если взять отрезок в 10 лет, то в силу законов природы, это поколение будет доминировать во всех отраслях и занимать руководящие должности. К этому надо готовиться уже сейчас. По словам председателя правления Инбанка, будущие инвесторы – это абсолютно другой типаж, иная целевая аудитория, особенно, если рассматривать ее с точки зрения целей инвестирования, склонности к риску и выбору инструментов. У них иное отношение к жизни и к жизненным ценностям: к успеху, к состоянию, к семье. Все это сильно сказывается на продуктах, с которыми нужно работать и теми ожиданиями, которые они должны удовлетворять. Цифровое поколение не верит рекламе, наоборот, они сильно зависимы от инфлюенсеров, проводят свое время в чатах, смотрят подкасты и блоги. Процесс донесения информации до них совсем другой. При этом они лояльны к компаниям, которые разделяют их ценности. О разнице между X и Z Для поколения Z уже не стоит вопрос как для X или частично Y: насколько эта операция выгодна, сколько вложить и какую прибыль они получат. Для них большей ценностью является социальная ответственность: 66 % из них хотят менять мир к лучшему, а 76 % этого поколения обеспокоены вопросами охраны окружающей среды. Это становится все более важным аспектом для каждой компании, которая выходит на рынок. «Если мы возьмем поколение Z, которому сейчас 18 лет, то это отдельный пласт. Их основной девиз — это финансовая независимость и выход на пенсию. Это именно то, чего они хотят, потому что они — поколение сберегателей. Они скорей отложат деньги, чем потратят на ежесекундные нужды. Они экономически консервативны: в их памяти отложился 2008 год, когда в семье были трудности с доходами и с работой у родителей. Они помнят это. Плюс к тому поколение Z предприимчиво, автономно, самостоятельно. 22 % из их уже сейчас зарабатывают деньги через интернет, и это очень большой процент, раньше такого не было», – объясняет Юдинцев. Он же привел в пример то, что Инбанк сейчас активно вкладывается в новое поколение, работает с учащимися и студентами, проводит с ними в качестве эксперимента министажировки в банке, организует симуляции кредитного, инвестиционного комитета и стратегические игры уровня профессиональных трейдеров. Как завоевать доверие поколения Z Основа всего — персональное взаимодействие. Новое поколение хочет немедленный, комфортный, самостоятельный доступ к онлайн продуктам. Их доверие к компьютеру значительно выше, чем доверие к человеку, и даже если есть иконка «вызвать консультанта», они, скорее, будут общаться в чатах, решать вопросы через мессенджеры, чем начнут разговор с живым человеком. Причем это уже касается и поколения от 30 до 40, уже произошел сдвиг в цифровую сторону. Из поколения Z с человеком будут разговаривать процентов 20, а может и меньше. Соответственно, нужно развивать робоэдвайзинг, уверен Юдинцев. «Молодежь готова экспериментировать с новыми продуктами и инвестировать в долгий горизонт. Из-за того, что доверие к компьютеру больше, чем к человеку, они предпочтут действовать по какому-то алгоритму, который смоделировал компьютер, чем слушать долгие рассказы, как меняются фондовые рынки, и почему стоит покупать то, а не другое», — рассуждает председатель правления Инбанка. Это дает возможности в создании неких моделей, которые позволяют сокращать человеческие ресурсы. Будущее не за банкирами, а за математиками и экономистами, которые смогут правильно поставить правильное техническое задание и разработать эти алгоритмы. О социальной ответственности поколения Z и технологиях Также важно уделять внимание социально-ответственному инвестированию. Новые поколения не будут вкладывать деньги в компании, которые жгут леса, засоряют тайгу или вызывают массовые социальные волнения. Причем это будет происходить не из уровня оценки доходности, а из своих принципов. Чаще всего объектами инвестиций будут становиться технологические компании, принципы и идеалы которых они понимают. В пример можно привести одну из причин, почему акции Теслы растут, несмотря на плохие финансовые показатели компании. Поколение Z покупает акции из-за того, что надо в портфеле иметь такую современную компанию, другой такой нет. Именно поэтому они инвестируют и поддерживают производителя, который заботиться об экологии. Не менее важно пересмотреть весь процесс подачи рекламной информации, так как он сдвигается в сторону предпочтений лидеров мнений. Сергей Юдинцев отметил, что предсказать технологическое будущее невозможно. Технологиями нужно озадачиваться, но все-таки и не забывать ориентироваться на потребности нового поколения, анализировать, куда оно движется, потому что оно лучше чувствует изменения и задает вектор компаниям — куда идти. Если этого не сделать, то рынок переполнится продуктами, ненужными вещами, которые никогда не будут востребованы.