Войти в почту

Телемедицина в России не приносит прибыль

Телемедицина как одно из направлений рынка цифрового здравоохранения не является в России прибыльным бизнесом. Такого мнения сегодня придерживаются в компании «Яндекс», которая перестала вкладываться в это технологическое направление. Напомним, до этого компания на протяжении трех лет выступала инвестором в медицинскую онлайн-платформу Doc+, развивающую телемедицинские услуги в стране. Последняя смогла привлечь почти $20 млн, в том числе от Baring Vostok Capital Partners. Также компания запустила собственный сервис телемедицинских консультаций «Яндекс.Здоровье». «У “Яндекса” есть заход на телемедицину, мы его сделали в порядке эксперимента и исследования рынка. Мы туда зашли, довольно быстро стали игроком №1, пощупали почву и поняли, что это не бизнес», — сказал директор по распространению технологий компании «Яндекс» Григорий Бакунов на встрече по технологиям в сфере здравоохранения (DigitalHealth) в Цифровом деловом пространстве. Как уточнил Бакунов, у компании сейчас нет никакого акцента на телемедицинский сервис, хотя он продолжает работать, оказывая в месяц примерно 20–25 тысяч консультаций. «Экономика там сходится, для “Яндекса” это не доход, не прибыль, это какие-то смешные штуки», — сказал Григорий Бакунов. Он также уточнил, что компания запускала проект по телемедицине с прицелом на то, что собранные в рамках проекта и анонимизированные данные можно будет использовать для улучшения медицины в целом. Использовать их оказалось нельзя, в том числе из-за пока еще слишком малых массивов big data. «Чтобы изменить медицину через аналитику приема пациентов, а телемедицина и заключается в коммуникации между врачом и пациентом, нужны даже не миллионы, а десятки миллионов приемов, это очень дальняя перспектива», — уточнил Григорий Бакунов. Телемедицина — не единственная ниша в цифровом здравоохранении, перспективы которой в России пока довольно призрачны. Как отметил Григорий Бакунов, большая часть цифрового российского здравоохранения проклята. «Большая часть компаний и бизнесов, которые пытаются построиться на базе цифровизации медицины, умрет естественной смертью, исчерпав денежные ресурсы», — отметил Григорий Бакунов. Причиной остается глубокая уверенность российского населения, что медицина в стране бесплатна, то есть цифровые решения в отрасли просто не могут монетизироваться. Это касается чуть ли не большинства технологий, которые выделяют сегодня, говоря о цифровизации медицины, — от искусственного интеллекта и больших данных до блокчейна и носимых устройств. «Каждая область звучит здорово. Но если посмотреть глубже, бизнеса там по большому счету нет. Он очень небольшой, карманный, возможно, он может кормить вашу семью, но он не сможет кормить компанию и точно не сможет кормить большую корпорацию. Это одна из причин, почему “Яндекс” сейчас по большому счету не вкладывается в сферу здравоохранения. Денег там очень немного».

Телемедицина в России не приносит прибыль
© Инвест-Форсайт