Ещё

Один из шести. Что дал экономике России первый год реализации нацпроектов 

МОСКВА, 25 декабря. /ТАСС/. Уже год Россия живет в парадигме национальных проектов — именно на них делают акцент как в федеральном центре, так и в регионах. Пока, как утверждают эксперты, нацпроекты не оказывают значительного влияния на рост российской экономики, однако создают задел на будущее. Теперь, когда цели поставлены и известны, на первый план у правительства выходит задача обеспечить эффективность реализации всех необходимых мер.
Портал «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является ТАСС, выяснил у экспертов, насколько уже сейчас эффективны нацпроекты и какие у них перспективы до 2024 года.
Как проходил первый год На протяжении всего года и ее руководитель указывали на медленное расходование средств на национальные проекты: за первые три квартала власти смогли освоить чуть больше половины денег. Ситуация стала исправляться только под конец года, однако по итогам 11 месяцев было израсходовано лишь 70% от запланированного на год объема. Отчасти это связано с тем, что с момента запуска нацпроектов в начале 2019 года потребовалось еще примерно полгода для уточнения и окончательной формулировки некоторых их параметров, пояснял Кудрин. При этом глава Счетной палаты подчеркивал, что важно не освоить средства, а добиться результатов.
Причины низких темпов исполнения расходов называл и премьер-министр в интервью российским телеканалам в начале декабря: «Это неудивительно, что эти деньги тратятся медленней, чем предполагалось. Именно потому, что это первый год работы».
Этим объясняется и пока незначительное влияние нацпроектов на российскую экономику. «Все направления национальных проектов находятся в зачаточной стадии, поэтому их влияние на экономику остается минимальным. Вероятно, в 2020 году эффект будет несколько больше, так как правительство планирует увеличить затраты», — говорит ведущий аналитик .
Вклад национальных проектов в рост ВВП в этом году составит всего 0,1-0,3 процентного пункта, дает свою оценку главный аналитик «БКС Премьер» . В целом рост экономики в этом году составит 1-1,3%, но в следующем году есть надежды на ускорение динамики до 1,5-2%, добавил он.
Нацпроекты могут влиять на экономику в нескольких направлениях, отметил заместитель директора группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА . Первое связано с повышением эффективности государственного управления. «Нацпроекты — это некая новая реинкарнация идеи связать расходы государства с измеримыми целями, проектный подход к отчасти уже происходившим расходам, организационная инновация. Более эффективное государство дает лучшую обеспеченность населения общественными благами, а значит, и более высокий уровень жизни. Тут эффекты в целом могут и не проявиться — зависит от практики, но направление движения правильное», — пояснил он.
Во-вторых, нацпроекты меняют приоритеты бюджетных расходов — ставка делается прежде всего на инфраструктуру. В-третьих, нацпроекты в принципе повышают бюджетные расходы.
Ставка на инфраструктуру
Одним из ключевых приоритетов на ближайшие годы правительство обозначило развитие инфраструктуры — из запланированных на реализацию национальных целей 26 трлн рублей около 60% придется на инфраструктурные проекты. Ставка государства на инфраструктуру не случайна: ее развитие создает базу для экономического роста за счет увеличения инвестиционных расходов.
За годы реализации нацпроектов инвестиции в инфраструктуру вырастут в 1,5 раза, подсчитал Дмитрий Куликов. «Это явно одно из приоритетных направлений расходов — и, скорее всего, с самым существенным влиянием на благосостояние в долгосрочном периоде. Транспортные издержки — один из главных вызовов внешней конкурентоспособности компаний в нашей немаленькой стране», — пояснил он.
И ожидаемые инвестиции в долгосрочной перспективе снижают эти издержки, указал Куликов. «Условно не каждая отдельная компания потратится на подвеску и бензин для своих перевозок в тот момент, когда будет везти товар. А общество в целом прямо сейчас вложится в снижение будущих издержек. Основной эффект возникнет здесь, когда проекты будут закончены. Его величина, мягко говоря, не определена. Сомневаюсь, что даже мировой опыт тут релевантен», — добавил он.
Антон Покатович подчеркнул, что тревогу вызывает освоение средств на Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ). «В сентябре транспортная часть данного направления была профинансирована менее чем на 40%, а надеждам на выполнение планов по привлечению частных инвестиций также, вероятно, не суждено сбыться в этом году. В числе проблем КПМИ помимо зависания бюджетных денег — весьма сложный и бюрократизированный процесс утверждения перечня проектов, подпадающих под действие данного плана: многие конкретные претенденты на участие в КПМИ все еще находятся в списках „на рассмотрении“. Тем временем именно эффект от мегастроек мог бы привести к ускорению инвестиционной активизации в РФ», — указал эксперт.
Методика отбора проектов в Комплексный план разработана при . В этом году было проанализировано около 400 заявок на 6,5 трлн рублей. В итоге в КПМИ вошло лишь три портовых проекта без федерального софинансирования и проект реконструкции Волго-Донского судоходного канала в Волгоградской области. Остальные поставлены в лист ожидания. По словам вице-премьера Максима Акимова, курирующего этот нацпроект, данный список является заделом для дальнейшей работы. Реализовать эти проекты возможно будет только в случае появления дополнительных источников финансирования.
Но и реализация тех проектов, которые уже были включены в КПМИ, в 2019 году буксовала. Часть масштабных инициатив была пересмотрена на высшем политическом уровне. Так, в апреле 2019 года президент РФ  поддержал идею проектирования высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург, в результате чего внесенный в комплексный план проект строительства ВСМ Москва — Казань подвис. Чиновники стали пересматривать проект: звучали предложения начать с участка Санкт-Петербург — Москва, потом построить участок Москва — Нижний Новгород, и когда-нибудь — Нижний Новгород — Казань. В итоге в ноябре глава государства констатировал, что итогового решения по вопросу, нужно ли России в принципе высокоскоростное движение, пока нет.
Более удачной в 2019 году оказалась судьба проекта строительства скоростной автодороги Москва — Казань. Поначалу предложило вместо новой автодороги ограничиться реконструкцией дорог М-5 «Урал» и М-7 «Волга». Но транспортный и финансово-экономический блоки правительства все же пришли к компромиссу, в результате которого строительство новой автодороги одобрили, но разбили на четыре этапа, и только два из них включили в план до 2024 года.
Другим проектам повезло меньше — сроки их реализации пришлось переносить, в частности строительства Багаевского (с 2020 на 2023 год) и Нижегородского (с 2021 на 2024 год) гидроузлов, а также ввода ряда аэропортовых объектов.
Сделать труд эффективным
На большой пресс-конференции 19 декабря президент Владимир Путин вновь назвал повышение производительности труда главным способом повышения уровня жизни в России. «Действительно, в последние годы мы наблюдали снижение реальных доходов граждан. И это очень плохо, это одна из наших проблем, которую мы, безусловно, должны решать. Но решать это мы должны на основе роста производительности труда и роста ВВП. Это совершенно очевидно», — сказал президент.
Повышение производительности труда считается важнейшим инструментом и роста доходов населения, и ускорения экономического роста. Профильный нацпроект в перспективе должен сократить отставание России от развитых стран по этому показателю и тем самым поднять благосостояние населения. Так, к 2024 году рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспортировка и хранение, строительство и ЖКХ) должен быть не ниже 5% в год. Для этого планируется внедрять бережливые технологии производства и цифровые инструменты, а также заниматься переподготовкой работников.
Эффект от реализации нацпроекта пока оценить сложно — показатель производительности труда в несырьевом секторе будет рассчитан только в середине 2020 года, когда будет представлена вся финансовая отчетность компаний.
При этом можно сказать, что в течение года нацпроект реализовывался довольно успешно. Его участниками вместо запланированных 29 стали 36 регионов. Также удалось привлечь большее количество предприятий, чем планировалось, — 1025 вместо 958.
Ожидалось, что 60% предприятий удастся достичь целевых показателей роста производительности труда (10% в первый год, 15% — во второй, 30% — в третий). Точные подсчеты можно будет провести в 2020 году, но, как отмечают в Минэкономразвития, в связи с недостаточно благоприятной макроэкономической ситуацией показать такие результаты сможет лишь 50% предприятий.
Не удалось в этом году достичь запланированных результатов по количеству обученных по программам «Лидеры производительности» и «Акселератор экспортного роста». Это произошло из-за позднего запуска программ. В последующие годы обучение будет проводиться более активно.
"Цифровая экономика"
Нацпроект «Цифровая экономика» формировался как основа для успешной реализации других национальных программ. В ближайшие годы именно цифровизация может обеспечить значительный рост производительности труда. Тем не менее именно этот нацпроект показывает худший результат по бюджетному исполнению: согласно данным Счетной палаты, по итогам января — ноября 2019 года средства освоены только на 23,8%. Правда, глава уверяет, что к концу года нацпроект будет исполнен на 85%.
Пока в его реализации не хватает понимания конкретных действий, указал Антон Покатович. «Идеи высказаны, задачи поставлены, но пока нет представления о непосредственных результатах и способах их достижения. Поэтому буксует и такой вполне понятный компонент, как цифровизация экономики. Инициативы, которые уже реализованы, работают со сбоями. Между тем ряд служб, которые используют цифровые технологии, добились весомых результатов без участия в нацпроектах», — сказал эксперт.
По просьбе портала «Будущее России. Национальные проекты» в Минкомсвязи подвели итоги работы по «Цифровой экономике» за этот год. Один из масштабных проектов, реализуемых в рамках цифрового нацпроекта, — подключение всех социально значимых объектов (к ним относятся школы, фельдшерско-акушерские пункты, органы госвласти и местного самоуправления, избирательные комиссии и т.д.) к высокоскоростному интернету. За 2019 год интернет провели в 18 тыс. таких объектов.
"Впервые в истории столь крупный инфраструктурный проект реализуется не единственным исполнителем, а с помощью аукционов. За счет конкуренции на торгах бюджет сэкономит более 92 млрд рублей, в реализации проекта участвует не один оператор связи, а 16, в том числе небольшие региональные компании. Кроме того, все объекты будут подключены уже до конца 2021 года, а не 2024-го, как планировалось изначально", — отметил пресс-секретарь Минкомсвязи .
Также в этом году министерство представило суперсервисы — новый формат государственных электронных услуг, который должен сделать их получение максимально простым и комфортным для граждан. Всего планируется запустить 25 суперсервисов для различных жизненных ситуаций (рождение ребенка, оформление в вуз, получение и оформление льгот, пенсий и т.п.). Первый суперсервис — «Европротокол онлайн» в виде мобильного приложения «Помощник ОСАГО» — заработал 1 ноября в пяти российских регионах.
Одна из основных задач «Цифровой экономики» — развитие сетей связи пятого поколения. В этом году были разработаны концепция создания и развития сетей 5G в России и план ее реализации: определены основные характеристики сетей пятого поколения, услуги и сервисы, предоставляемые в таких сетях, а также требования к построению сетевой инфраструктуры. Однако до сих пор не решен вопрос с приоритетным диапазоном для развития 5G — 3,4-3,8 ГГц, который в России практически полностью занят силовыми ведомствами и спецсвязью. И расчищать диапазон для гражданской отрасли не планируется. В Минкомсвязи подчеркивали, что без выделения диапазона 3,4-3,8 ГГц, принятого в мире, отставание России в развитии 5G неминуемо и наверстать его, скорее всего, будет невозможно. Для других предлагаемых диапазонов (например, 4,4-4,99 ГГц) нет оборудования, а отечественное может появиться только через несколько лет
Видео дня. Коронавирус повлиял на работу фондовых бирж
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео