Ещё

Арктика без пакета законов и с букетом амбиций 

Все интересующиеся российской арктической повесткой так и не дождались утверждения ключевого пакета законов, обеспечивающего развитие Арктики вплоть до 2035 года. Очевидно, что теперь мы увидим его в итоговом варианте только в первом квартале наступающего 2020 года.
Единственным, кто сможет уйти на затяжные каникулы относительно спокойным, оказался , который получил на руки утвержденный правительствомплан развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) до 2035 года. Онпредусматривает мероприятия, разделенные на три основных этапа — до 2024 года, до 2030 года и 2035 года. «Это была большая работа, при разработке плана мы учитывали предложения органов исполнительной власти, администраций арктических субъектов, перевозчиков и ресурсодобывающих компаний, ученых и экологов. В целом — более 25 организаций», — цитирует ТАСС заместителя генерального директора — главу дирекции Северного морского пути Росатома Вячеслава Рукшу. При этом специально оговаривается, что в план могут вноситься изменения после принятия Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) до 2035 года.
Если же говорить о непосредственном освоении Русской Арктики, то следует обратить внимание на статью «Чемпионат по ледовым видам бизнеса», вышедшую в газете «Коммерсант». В ней сравниваются амбиции трех крупнейших игроков по добыче углеводородов (, и ) и их арктических мегапроектов. При этом особое место уделяется анализу инициативы сформировать арктический кластер на базе Ванкорских месторождений «Роснефти», группы Пайяхских месторождений «Нефтегазхолдинга» и совместных участков с британской ВР. По планам «Роснефти» проект, названный «Восток ойл», к 2024 году кластер должен обеспечить 25 млн тонн грузопотока по Севморпути, а к 2030 году — 100 млн тонн.
В итоге правительство согласовало «Восток ойл» фактическое обнуление налогов на дюжину лет для Таймыра и 600 млрд руб. налогового вычета на десять лет для Ванкора с определенными ограничениями по трате денег. «С точки зрения налоговых условий это примерно соответствует льготам, полученным „Новатэком“ для СПГ-проектов в Арктике, хотя технологически „Восток ойл“ существенно проще, поскольку не подразумевает строительство завода» — отмечает «Коммерсант» и выражает определенные сомнения, что «Роснефти» удастся «найти иностранных инвесторов, которые вложат миллиарды долларов, подтвердить запасы и разработать приемлемую логистическую схему вывоза нефти».
О государственной поддержке «Новатэка» и его проекта «Ямал СПГ», в связи с поднявшейся волной критики, высказался министр энергетики России . В интервьюРБК он заверил, что государство не останется «в минусе»: «Мы ожидаем, что налог на прибыль „Ямала СПГ“ до 2035 года составит более 900 млрд рублей. Кроме того, поддержка проекта позволила создать более 2,5 тыс. рабочих мест», — отметил Новак и разъяснил, чтообщий объём инвестиций в проект «Ямал СПГ» составляет порядка $27 млрд, из которых доля на российские банки и Фонд национального благосостояния приходится менее 30%, при этом они возвратные.
Совершенно очевидно, что успешное развитие Севморпути можно рассматривать только в тесной связке со строительством ледоколов и судов ледового класса. В этой связи неделя преподнесла две разнонаправленные истории, связанные с АО «Объединенная строительная корпорация» (ОСК). С одной стороны многие СМИ сообщили об очередном переносе сроков сдачи самого мощного в мире дизель-электрического ледокола «». Контракт между ОСК и ФГУП «Росморпорт» был заключен в 2011 году и первоначально ледокол должен был быть сдан в конце 2015 года. Затем сроки неоднократно переносились (на 2018-й, затем 2019-й и теперь 2020-й годы). По словам источника газеты «Коммерсант» близкого к «Росморпорту», ФГУП готов принять ледокол «хоть сегодня», но для этого необходимо распоряжение правительства о переносе сроков его сдачи. Кроме того остается нерешенным вопрос конечной цены, которая, по мнению ОСК, должна вырасти с изначальных 8 млрд руб еще на 3−4 млрд руб. Ясно, что окончательно все вопросы можно будет снять только с участием , который уже работает над корректировкой госпрограммы.
С другой стороны большинство журналистов не прошло мимо официальной информации «» (структурно входящего в ОСК), об успешном испытании новейшего российского атомного ледокола «Арктика». Головной универсальный атомный ледокол проекта 22 220 был проверен на остойчивость в ходе операции по кренованию. «Для создания крена на „Арктике“ использовался твердый балласт в виде чугунных чушек. Для повышения точности кренования было выполнено 12 перемещений грузов. Максимальный угол крена при этом составлял три градуса» — сообщила пресс-служба Балтзавода. Напомним, что ледокол «Арктика» должен быть сдан в эксплуатацию в мае 2020 года.
Практически ни одна арктическая неделя не обходится без заявлений со стороны российских военных. На этот раз обратили на себя слова бывшего командующего Дальней авиацией (2009−2016 годы) генерал-лейтенанта , которые привело РИА «Новости». 23 декабря — в день 105-летия создания Дальней авиации ВВС России — Анатолий Жихарев заявил о возможности использования в Арктике российских стратегических бомбардировщиков в случае ядерного конфликта: «В последнее время возможности стратегических бомбардировщиков существенно возросли, современные средства поражения позволяют российским „стратегам“ выдвинуться в арктический регион, где нет средств поражения противника, и оттуда нанести удар возмездия», — успокоил возможного агрессора российский генерал-лейтенант.
Находясь под такой мощной защитой, арктические регионы занимаются гражданским развитием своих территорий. Так, губернатор Мурманской области рассказал в соцсетях об итогах своей рабочей поездки в Москву. Одним из главных достижений он назвал одобрение на уровне федерального правительства дорожной карты «по уходу региона от мазутозависимости»: «В первом полугодии 2020 года финально определимся с экономикой и технологией, а уже к лету, надеюсь, утвердим график перехода на новые виды топлива. Подход комплексный — кроме газа планируем использовать уголь, торф, электроэнергию и продукты переработки ТКО» — написал Чибис.
От себя добавим, что Мурманская область всегда находилась в хвосте газификации среди всех российских регионов, поэтому если задуманное исполнится, то мурманский губернатор сможет записать себе это в актив.
Со своей стороны Правительство Архангельской области продолжает продвигать научно-образовательный центр «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования», созданный на базе Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) и претендующий на получение международного статуса. Для этого «представители областного правительства выступили с инициативой включить НОЦ „Российская Арктика“ в Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации» —сообщили в САФУ.
В свою очередь Ямало-Ненецкий автономный округ прирастет новым аэропортом. Главная государственная экспертиза России одобрила проект строительства аэропорта «Утренний» на Гыданском полуострове, предназначенного для воздушных перевозок вахтового персонала и производственных грузов на месторождение.
Видео дня. Разведенных родителей обяжут обеспечивать жильем детей
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео