На прошлой неделе анонимный Telegram-канал «Незыгарь» опубликовал ноябрьский протокол с заседания Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов под председательством Первого вице-премьера – Министра финансов РФ Антона Силуанова. В нем имеется постановление для руководителя ФССП Дмитрия Аристова о подготовке предложений по внедрению института частных судебных исполнителей. Аристову разрешили воспользоваться помощью любых органов государственной власти, а сами предложения должны ответить на вопрос – как стоит разграничить работы по осуществлению исполнительного производства между частными и государственными службами? ДОЛГ.РФ спросил экспертов об их отношении к инициативе, о том, каких предложений можно ожидать от ФССП, и почему 2020 год может стать переломным для всей отрасли в целом. Скорая частная помощь Статистика для страны неутешительная – половина судебных решений в России не исполняется, о чём говорили на пресс-конференции 10 октября, в пресс-центре МИЦ «Известия», которая была посвящена законопроекту «О негосударственных судебных исполнителях» или проще говоря – о создании института частных судебных приставов. ДОЛГ.РФ подробно рассказывал о мероприятии. Так, озвучивались цифры: на одного государственного исполнителя приходится 3,7 тыс. дел в год. На ФССП возложено огромное количество работы, с которой нет возможности справиться физически, об этом говорил член комитета по безопасности и противодействию коррупции ГД РФ Анатолий Выборный. В самой службе судебных приставов признавали наличие серьезной проблемы. Заместитель начальника управления организации исполнительного производства ФССП РФ Дмитрий Желудков уже сообщал, что в среднем за день государственный пристав закрывает 11,5 исполнительных производств (примерно 40 минут на одно дело), что подтверждает колоссальную загруженность. Таким образом, создание в России института частных судебных приставов поможет разгрузить ФССП РФ и ликвидировать задолженность в 4,6 трлн рублей за 2-3 года. ДОЛГ.РФ решил обратиться в ФССП РФ, чтобы узнать их мнение о поручении Правительственной комиссии. Нас интересовало, в первую очередь: какую позицию занимает служба отношение создания института частных судебных приставов? есть ли опасения, что лучшие сотрудники могут перейти в частную практику? можно ли говорить уже о каких-то конкретных структурах, которые войдут в группу по подготовке предложений? Полученный ответ мы цитируем в полном объеме: «В соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, служба судебных приставов не осуществляет нормативно-правовое регулирование своей деятельности». ДОЛГ.РФ решил отказаться от интерпретации данного ответа и каких-либо последующих выводов об оценке ситуации со стороны государственной службы. В первую очередь польза – не конкуренция Вопрос о создании института частных судебных исполнителей обсуждается уже более 10 лет. Член рабочей группы по совершенствованию федерального закона «О банкротстве (несостоятельности)» при комитете Государственной Думы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Иван Рыков отметил основные моменты реализации данного законопроекта: «Разные общественные деятели и государственные органы предлагали ввести этот институт, но пока что политическая воля для его реализации не сложилась, – отмечает эксперт. – Инициативу Министра финансов РФ Антона Силуанова я оцениваю положительно, поскольку основным заинтересованным лицом в введении этого института является не сама Федеральная служба судебных приставов, которая может рассматривать частных судебных приставов как конкурентов, а именно Министерство финансов РФ. Именно оно должно обеспечивать бюджетный процесс, заниматься повышением доходов бюджета и сокращение его расходов». Эксперт также отметил, что несмотря на сторонние опасения по поводу возможной конкуренции ФССП РФ и частных судебных исполнителей, ожидать развития ситуация вряд ли стоит. Поскольку основными и социально важными задачами государственных приставов является обеспечение выполнения социальных взысканий, например, с физических лиц в части алиментов и заработной платы, а также формирование бюджета, – и создание института частных судебных исполнителей позволит государственным исполнителям сконцентрироваться на выполнении этих самых значимых функций. «При этом взыскание задолженности с корпоративного сектора, – когда предприятия взыскивают друг с друга долги – как раз нужно отдать этой структуре, и тогда каждый будет заниматься своим делом – считает Иван Рыков. – За счет специализации возможен резкий рост показателей по взысканию». Переломный момент наступит в 2020 году Иван Рыков также считает, что 2020 год должен стать переломным в становлении идеи негосударственных судебных исполнителей, поскольку та критическая масса всевозможных обсуждений накопилась до такой степени, что должна уже перейти на новый и более качественный уровень. «Торгово-промышленной палатой РФ подготовлен достаточно качественный законопроект при общественных обсуждениях на нескольких площадках, где было получено много положительных мнений и концептуальных одобрений этого законопроекта от депутатов Государственной Думы, крупнейших энергетиков и ряда государственных органов. Очевидно, что идея имеет широкую общественную поддержку», – отметил спикер. Также указав на факт затяжной реализации данной инициативы: «Скорее всего это можно объяснить теми же причинами, по которым в ФССП РФ не в полной мере налажена автоматизация процесса. Далеко не всем чиновникам выгодна полная его прозрачность. Здесь играют роль какие-то субъективные причины, потому что объективных причин отсутствия в России смешанной системы взыскания, – когда на ряду с государственными приставами работают и частные, – нет». Поставят ли знак равенства между частными приставами и недобросовестными коллекторами? Преподаватель Института ДПО МФЮА им. Кутафина Дмитрий Гладышев весьма критично оценивает такую инициативу. Он считает, что «государственник» наделен определенными полномочиями, поэтому несёт ответственность за свои действия, в том числе за превышение должностных полномочий, а будут ли исполнять все требования «частники»? В качестве примера Дмитрий Гладышев привел коллекторов. В СМИ и судебной практике присутствуют факты возбуждения уголовных дел против недобросовестных взыскателей. Такие работники данной сферы выходят за рамки правового поля – это и физическое, и психологического давление на должников. Известно немало случаев, когда происходили ложные сообщения о минировании различных учреждений, детских садов и школ, физическое насилие, а также факты незаконного воздействия на третьих лиц, связанных с должниками. В связи с этим, Дмитрий Гладышев считает, что, если вводить частных судебных приставов, то в обязательном порядке необходимо предусмотреть и усиление ответственности за их действия. «Если частный судебный пристав наделяется властными полномочиями, – а судебный пристав частного порядка должен обладать властными полномочиями, по аналогии с арбитражными управляющими, которые, например, имеют право делать запросы в органы государственной власти даже по той информации, которая защищена законом, – но нет четко определённой ответственности за деяния, то мы получим узаконенный бандитизм». Для того, чтобы избежать этого со стороны государства необходима осторожность и детальная проработки вопроса. Этому также может предшествовать, например, опыт какого-то одного региона в качестве «прокатки» идеи. Кроме того, Дмитрий Гладышев указал на важность вопроса о контроле структуры: «Такой функции со стороны, например, Минюста, на мой взгляд, будет недостаточно. Это должен быть контроль со стороны силовых структур. Государственные судебные приставы сейчас имеют в своем составе подразделения силовой поддержки, которым разрешено применять спецсредства. Если аналогичные подразделения будут созданы у частных судебных приставов, как это сделано в тех же ЧОП, то это должно быть предусмотрено и четко прописано в законе». Эксперт уверен, что законопроект должен содержать прямые нормы, не только дающие права, но и ограничивающие деятельность частных судебных приставов, и самое главное, – определяющие правила, которые устанавливают для них административную и уголовную ответственности. Кто может стать частными приставами? В необходимости института частных судебных приставов уверен и Председатель общероссийского профсоюза арбитражных управляющих Михаил Василега, более того, эксперт сразу предлагает свой вариант ответа на кадровый вопрос: «Профессиональная деятельность частного пристава во многом схожа с деятельностью арбитражного управляющего, у нас общие трудовые функции. Поэтому если такая деятельность будет разрешена, профсообщество арбитражных управляющих сможет исполнять такие функции». Логика ясна, ведь законодатель уже начал наделать арбитражных управляющих полномочиями, которые выходят за пределы Закона о банкротстве. Так, в этом году был принят закон, наделяющий арбитражных управляющих правом оказывать услуги по публикации данных в федеральный реестр сведений о деятельности юридических лиц. Раньше было понятно, как менять правила игры, но делать это было опасно: вспомним о том, что частными сборщиками долгов себя давно называют коллекторы, и представители крупных кредиторов в лице банков, а также взыскатели при финансовых организациях, однако расширять их полномочия весьма рискованно – за один 2019 год поступило 23,4 тыс. жалоб на коллекторские агентства, которые опубликовала ФССП РФ в своем отчете. И если раньше в официальных документах отмечалось внушительное число случаев несоблюдения положений закона № 230-ФЗ, то сейчас видна возможность для всех участников процесса избежать ошибок и найти рациональные ответы на вопросы о внедрении института частных судебных исполнителей.