Декабрь подморозил железнодорожную погрузку

Сеть снизила объемы погрузки по сводкам за 2019 год до 1,3 млрд т, что на 0,9% меньше, чем за предыдущий год. Упали отправки нефти и нефтепродуктов – до 232 млн т (-1,9%), каменного угля (372 млн т, -0,8%), черных металлов (73,8 млн т, -5,6%) и лома (14,7 млн т, -7,7%). Уменьшились перевозки лесных грузов (42 млн т, -8,1%), зерна (21,7 млн т, -20,1%), химикатов и соды (26,1 млн т (-1,1%). Правда, грузооборот в 2019 году остался на уровне 2601,3 млрд тарифных т-км, что на 0,2% ниже, чем за аналогичный период 2018 года. Это указывает сохранение стабильности поступлений ОАО «РЖД» за перевозки за счет увеличения их дальности. Причем, судя по мнениям, собранным при опросах грузовладельцев, которые проводит журнал «РЖД-Партнер» в рамках «Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте», данный показатель движенцы на железных дорогах нередко накручивали путем выбора более длинного маршрута. Просчеты маркетологов Напомним: еще в начале осени большинство участников рынка полагали, что погрузка ОАО «РЖД» по итогам прошлого года удастся удержать хотя бы на уровне 2018 года. В этом во всяком случае убеждали общественность маркетологи перевозчика. И только в октябре они осторожно скорректировали свой прогноз, предположив вероятность снижения погрузки на 0,5%. При этом оставалась надежда, что декабрь оживит итоговую статистику по 2019 году. И железные дороги получили настоятельные указания позаботиться об этом. Однако в дальнейшем сводки принесли разочаровали: погрузка в последнем месяце прошлого года составила всего 106,7 млн т, что на 2% ниже позапрошлогоднего уровня. Это означало крах попыткам внести коррекцию в итоговые результаты. Вероятно, особых идей по привлечению дополнительных объемов на сети в конце 2019 года так и не отыскали. Или не нашли общего языка с проявившими упрямство клиентами. Тормозной экспорт Одним из негативных факторов стала инертность экспортеров. Ноябрь в этом плане выдался не слишком удачным. И в декабре за рубеж было вывезено всего лишь 40,2 млн т грузов, что на 2,2% меньше, чем за аналогичный месяц 2018 года. Это объясняет, почему вниз потянула практически вся линейка ключевых номенклатур. Неприятным сюрпризом также стало декабрьское снижение погрузки минудобрений и железной руды, которые держали положительную динамику практически в течение всего прошлого года. Исключение из данного тренда составили нефтепродукты, которых удалось благодаря предоставленным перевозчикам скидкам к тарифу отправить на экспорт в объеме 9,5 млн т (+10%). Высокую динамику показали также грузы в контейнерах – 1,8 млн т (+22,5%). С учетом заявленного потенциала российских экспортеров – негусто. Разумеется, подобный плюс не смог скомпенсировать итоговый минус. В целом в декабре экспортеры дали железнодорожному перевозчику достаточно ясный сигнал: сложившиеся на сети условия и предлагаемые продукты не способствуют росту продаж российских товаров за рубеж. ОАО «РЖД» должна было проявить гибкость по отношению к экспортерам. Однако вместо этого перевозчик, по-видимому, решил поступить иначе. Занять глухую оборону было несложно с учетом поддержки на уровне Минтранса и слабости рычагов влияния на политику РЖД, которые были оставлены Минэкономразвития. Это означало, что в декабре РЖД остались в конце 2019 года при деньгах, а экспортеры – со своими проблемами. Поэтому, кстати, и январь текущего года вряд ли видится в этом плане переломным. Предварительные прогнозы под таки углом зрения – неутешительные: особых стимулов для увеличения вывоза продукции по железным дорогам за рубеж у значительной доли предприятий попросту нет. Стимулов ускорения не видно Бизнес снижает обороты и о его затруднениях на сети не слышат. Отправлять больше грузов стало в сложившейся ситуации не выгодно. Соответственно уверенности в позитивных тенденциях, по крайней мере, зимой текущего года с погрузкой на сети не ожидается. Остаются, правда, надежды на внутреннее потребление. Впрочем, и они достаточно слабые – с учетом вялого потребительского спроса в конце 2019 года. Да и итоги декабря показали: в сложившейся системе координат на сеть удалось привлечь разве только дополнительные объемы стройгрузов и цемента. Объемы погрузки последней номенклатуры подросли на внутреннем рынке в основном благодаря временному оживлению в сегменте строительства жилья. А прибавка по щебню объясняется довольно просто: в декабре прошлого года ОАО «РЖД» на 44,4% по сравнению с декабрем 2018-го увеличило перевозки балласта – т.е. для собственных нужд. Понятно, что это не то решение, которое могло бы стимулировать железнодорожную погрузку на внутреннем рынке. А значит, и в этом сегменте нет поводов ожидать рывка вверх – по крайне мере, в первых месяцах 2020 года. Сложно давать оценку по объемам перевозок в теплом сезоне. Однако следует предположить положительную динамику во II полугодии 2020 года – прежде всего благодаря эффекту низкой базы за соответствующие месяцы 2019 года. Более детально итоги 2019 года мы проанализируем в очередном номере журнала ОАО «РЖД-Партнер».

Декабрь подморозил железнодорожную погрузку
© РЖД-Партнер