Защищенный грунт – смена трендов?

Официальная статистика производства овощей в защищенном грунте пока выглядит вполне оптимистично. По оценке Минсельхоза РФ, за 9 месяцев прошлого года собрано 966,7 тысяч тонн овощей защищенного грунта, в том числе 897,0 тысяч тонн - в зимних теплицах, что на 13,5% выше уровня 2018 года. Отраслевое министерство ожидает рекордный объем производства овощей в зимних теплицах по итогам 2019 года — 1,2 млн тонн, что на 18% выше планового показателя (1,02 млн тонн) и на 20% выше показателя 2018 года (1 млн тонн). По данным Росстата, ситуация в отечественном овощеводстве за 11 месяцев прошедшего года также выглядит вполне успешной – рост более 8%. Рост производства овощей внутри страны заметно сказался на импорте огурцов и томатов в Россию. Так, по данным портала Агроплан, поставки в Россию огурцов в натуральном и стоимостном выражении за последние семь лет сократились почти в три раза, а томатов – более чем в два. Тем не менее, ситуация в российском сегменте производства овощей далека от идеальной. Те, кто успел По мнению одного из ведущих российских аграрных экспертов - генерального директора исследовательской компании «Технологии Роста» Тамары Решетниковой, в тепличном бизнесе начинается консолидация. Среди тех, кто расширяет производство и строит новые промышленные теплицы - крупные компании, такие как «Агропромышленный холдинг ЭКО-культура», ПАО «Магнит», ГК «Авилон», УК «Горкунов», УК «Технологии тепличного роста», ГК «ГринИнвест», банк «Россия», Группа «Виктория Эстейт». Так, только один холдинг «ЭКО-культура» в прошлом году ввел в эксплуатацию 62,2 гектара современных теплиц. В работу запущены вторая очередь теплиц в ТК «Солнечный дар» (Ставропольский край, п. Солнечнодольск) на 31,03 га площади с годовым объемом продукции 20 тысяч тонн томатов и вторая очередь теплиц в ТК «Овощи Черноземья» на площади 30,17 на га, с годовым объемом продукции 19 тысяч тонн томатов. В планах на текущий год – третьи очереди теплиц «Солнечный дар» и «Овощи Черноземья», первые очереди ТК «Тульский», «Воронежский» и «Подмосковье». Общая площадь всех тепличных комплексов, запланированных на 2020 год – 133,3 га. Однако есть немало компаний, которые в 2020 году из тепличного бизнеса будут уходить. Прежде всего, это будут мелкие и средние компании, которым без государственной поддержки будет сложно модернизировать или строить новые теплицы. Также откажутся от ранее заявленных планов часть крупных игроков, кто рассчитывал на получение компенсации по капитальным затратам, но еще не начинал реальное строительство. В целом, по мнению многих экспертов, корректировке подвернутся общие инвестиционные планы, и эта корректировка будет в сторону уменьшения. Еще одним трендом сегмента защищенного грунта становится растущий интерес российских производителей овощей к зарубежным рынкам. Прежде всего, речь идет о странах Персидского залива и ОАЭ, а также ближних государствах Средней Азии. В этих государствах благоприятный инвестиционный климат и власти заинтересованы в развитии тепличных хозяйств с участием российских компаний. О планах расширения географии своего присутствия, в частности, заявил холдинг «ЭКО-культура» на одной их своих последних пресс-конференций в декабре минувшего года. Выход на рынки азиатских государств - Казахстана, Узбекистана – станет важным направлением для этой компании. Уже подписаны долгосрочные контракты с ведущими торговыми сетями Узбекистана, в начале 2020 года планируется отгрузка первой партии товара. Возможности для средних и мелких производителей По оценке Михаила Глушкова, директора Национального плодоовощного союза, в 2018 году из эксплуатации были выведены теплицы, занимавшие площадь около 118 га, в 2019 - еще 60 га. По другим экспертным оценкам площади тепличных хозяйств, которые были выведены из оборота в прошлом году, составляют порядка 200 га. Если бы процесс вывода устаревших теплиц компенсировался постоянным вводом новых современных производственных мощностей, проблем бы не возникало. В среднем по стране с каждого квадратного метра старых теплиц собирается 35–37 кг овощей в год, а в современных тепличных комплексах - до 100 кг огурцов и 60–80 кг томатов. Проблема в том, то строительство новых современных промышленных теплиц будет сокращаться и в ближайшие годы не будет перекрывать выпадающие производственные мощности. Возможно, эта ситуация откроет новые возможности для небольших производителей. В некоторых южных российских регионах именно небольшие хозяйства становятся драйверами роста тепличного бизнеса. Некрупный тепличный бизнес может быть вполне успешным в создавшихся условиях, если правильно построит стратегию развития. Например, пик производства и продаж овощей перенесет на осенний и весенний периоды, когда цена на огурцы и помидоры относительно высока, а расходы на отопление и освещение теплиц не будут обходиться очень дорого. Кроме того, именно небольшие тепличные хозяйства смогут оперативно перестроить свое производство на выпуск более востребованной продукции. Например, ягодной. НДС на плодово-ягодную продукцию в России снижен, а сам сегмент производства свежих ягод в России практически очень мало развит. Дефицит витаминной продукции ощущается во всех регионах страны зимой, когда на прилавках магазинов есть лишь замороженные ягоды, в основном, от зарубежных производителей. Конечно, для реализации таких стратегий потребуются инвестиции. И многие владельцы тепличных хозяйств активно ищут инвесторов. На недавнем российско-корейском форуме сельскохозяйственного сотрудничества, посвященном развитию тепличного хозяйства в стране, овощеводы из Ростовской области заключили соглашение с Южной Кореей. Если соглашение будет полностью реализовано, это поможет внедрению в небольших тепличных комплексах отопительных систем пятого поколения. Конечно, не всем небольшим тепличным хозяйствам удается найти инвесторов. Но возможность занять свое место на рынке, построив правильную стратегию, есть у многих. Как она будет реализована, покажет ближайшее время. Лариса Южанинова При подготовке статьи использованы данные Росстат, компании «Технологии Роста», Национального плодоовощного союза

Защищенный грунт – смена трендов?
© АГРОXXI