Зеленая ниша российского овощеводства

Традиционными поставщиками свежей зелени в России на протяжении последних лет были Иран, Израиль и Узбекистан. Так, еще в 2017-м Иран обеспечивал поставки 27% от всего объема ввозимой свежей зелени в страну. Однако в прошлом году Узбекистан резко увеличил экспорт свежей зелени не только на российский, но и на украинский рынки. Узбекский прорыв В 2019 году Узбекистан впервые за последние годы обошёл всех конкурентов и стал крупнейшим поставщиком свежей зелени. По итогам девяти месяцев 2019 года, Россия ввезла из Узбекистана на 19% больше зелени, чем за аналогичный период минувшего года. Сельхозпроизводители Узбекистана быстро перестроили свой экспорт с учетом конъюнктуры и объемов рынка России. А конъюнктура для поставщиков вполне привлекательная. По информации агентства EastFruit, средняя розничная цена на петрушку в супермаркетах Москвы в конце ноября 2019 года составляла $9,5 за кг, в Киеве - $5,2 за кг, а в Ташкенте продавали ту же самую петрушку менее чем за полтора доллара за кг. Эксперты полагают, учитывая темпы развития «зеленого» бизнеса в Узбекистане, стоит ожидать дальнейшей экспансии узбекских поставщиков на российском и соседних рынках. Серьезная зависимость от импортных поставок напомнила о себе весной прошлого года очередным сбоем, когда Белоруссия ограничила выдачу фитосанитарных сертификатов для поступающей в Россию зелени. Это привело к нехватке в магазинах свежей зелени — рукколы, шпината и кинзы, прежде всего в тех сетевых магазинах, которые продают импортную зелень. Весенний временный дефицит зелени разрешился в течение нескольких недель. На решение задачи по снижению постоянной зависимости от импорта в сегментах зеленых и пряных трав, видимо, потребуется больше времени. Рентабельность и спрос Аналитики «НЭО Центр», отслеживающие ситуацию на аграрном рынке России, отмечают, что в сегменте свежей зелени есть несколько крупных компаний, которые определяют ситуацию - «Белая дача», агрохолдинг «Московский», ТК «Высоковский», компании «Зеленая грядка» и «Теплицы Белогорья». Эти крупнейшие производители зелени контролируют 45–50% рынка свежей зелени, по оценке «НЭО Центр». Около 28% салатной группы выращивается в Приволжском федеральном округе, 20% в Центральном, 13% в Южном федеральных округах, оставшаяся часть приходится на Урал, Сибирь и Дальний Восток. Зелень - не самая популярная культура для крупных агрохолдингов, зато самые рентабельная. При правильной технологической загрузке производственных мощностей сегмент свежей зелени может обеспечить рентабельность в сотни процентов, так как позволяют получать 3-4 урожая в год. Но при этом «зеленый сегмент» имеет одну важную особенность - четкая привязка к потребителю. Прежде всего, это жители средних и крупных городов, ведущие здоровый образ жизни и ориентированные на значительные потребление свежей зелени. Именно поэтому отечественные производители зелени стараются размещать свои теплицы в пределах транспортной доступности от крупных городов. Зелень вместо огурцов Относительная насыщенность внутреннего рынка огурцами подталкивает агрохолдинги к решению увеличить производство свежей зелени. Так, компания «Выборжец», крупнейший производитель овощей и зелени в Ленинградской области, решила втрое нарастить объем производства зелени и салатов, построив в Ленинградской области 12 га теплиц. «Выборжец» увеличивает производство салатов, рукколы и шпината. В этом году компания построит тепличный комплекс площадью 12 га на собственном земельном участке во Всеволожском районе. В планах компании - выращивать 120 млн штук горшков и упаковок зелени и салатов в год. Кроме собственно теплиц, компания планирует построить для хранения и упаковки продукции логистический центр площадью 5 тысяч квадратных метров. Менеджмент компании полагает, что пора диверсифицировать овощное производство. Томаты выращивать в регионе не так выгодно, их проще завозить из Азербайджана, а огурцами рынок насыщен, и маржинальность их производства падает. Строительство теплиц агрохолдинг планирует завершить к концу текущего года. Подобные планы обсуждают и другие крупные агрохолдинги. Перспективы рынка Рынок свежей зелени, без сомнения, будет активно развиваться в ближайшие годы. Однако, эксперты говорят о нескольких разнонаправленных трендах, которые будут влиять на этот сегмент. Один из них – сохранение «теневого» рынка зелени, к которому прежде всего относят продукцию, произведенную в нелегально действующих китайских теплицах. Точной оценки объемов продукции подобного производства нет, однако временные китайские теплицы сейчас есть практически вокруг всех крупных городов России. Зелень, которая выращивается в таких сооружениях, чаще всего реализуется на рынках, и далеко не всегда отвечает требованиям безопасности для пищевых продуктов. Другой тренд в производстве свежей зелени появился несколько лет назад и становится все более популярным. Речь идет о выращивании зелени в городских условиях в вертикальных фермах. В Москве первую крупную вертикальную ферму запустила компания «РусЭко». Ферма располагается в районе Орехово-Борисово на юге Москвы. Ежедневно здесь будет выращиваться до 25 тонн свежей зелени. На предприятии созданы стерильные условия, поэтому пестициды не применяются. В первой городской вертикальной ферме Москвы выращивают салат айсберг, рукколу, шпинат, базилик и микрозелень — молодые ростки, содержащие большое количество питательных веществ. Московская вертикальная сити-ферма для выращивания свежей зелени - не единственная в России. Подобные городские фермы есть в Петропавловске-Камчатском, несколько проектов реализуется в Новосибирске. Как правило, это небольшие теплицы, площадью в несколько сот га. Сити-фермерство пока не рассматривается государством как направление сельского хозяйства и никакие меры поддержки для городского растениеводства не предусмотрены. В российских условиях это усложняет масштабирование существующих и запуск новых проектов. Однако, недавно президент России Владимир Путин подписал указ о формировании инновационного кластера в Москве. Вертикальная ферма «РусЭко» вполне может попасть под действие такого указа. Что же касается остальных регионов, то тут придется делать ставку на использование более экономичного светодиодного освещения и других энергосберегающих технологий. Еще одним фактором, сдерживающим развитие сегмента свежей и пряной зелени, может стать общее снижение потребления продуктов питания в России. По данным агентства Nielsen, даже крупные продуктовые сети в течение каждого квартала прошедшего года теряли по 18–20 процентных пунктов в выручке. Для поддержания спроса ритейлеры увеличили долю промоакций товаров повседневного спроса, но и это не принесло ощутимого результата. Сетевые ритейлеры даже вынуждены были прибегнуть к такому непривычному в России инструменту как покупка продуктов в рассрочку. Первой этот инструмент запустила компания X5 Retail Group. Дальнейшее снижение реальной покупательной способности населения может стать ограничителем на пути развития производства свежей зелени в России. Лариса Южанинова При подготовке статьи использованы данные Nielsen, EastFruit, НЭО ЦЕНТР.

Зеленая ниша российского овощеводства
© АГРОXXI