Почему в России не хотят снижать НДФЛ для малоимущих граждан

Даже либералы, требующие снижения роли государства в экономике, в этом вопросе превращаются в принципиальных государственников. Экс-министр финансов и глава Счетной палаты Алексей Кудрин в очередной раз порадовал публику откровениями на тему того, как обустроить отечественную экономику. Комментируя идею отмены налога на доходы физлиц (НДФЛ) для беднейших россиян, Алексей Леонидович выступил с непривычных позиций. Отменять налог ни в коем случае не надо, заявил он. Надо, чтобы государство больше платило пособий и субсидий. На фоне всегдашних выступлений Кудрина как убежденного противника участия государства в экономике - нынешнее является примером удивительно циничного двоемыслия. Впрочем, обо всем по порядку. До предела не доводи Часть российской элиты уже некоторое время выражает обеспокоенность колоссальным имущественным расслоением нашего общества. Дело тут не в каком-то особом гуманизме, просто в любом коллективе есть люди, предпочитающие не доводить ситуацию до крайностей. В сентябре 2019-го с идеей отменить налог на доходы для бедняков выступил председатель правления ВТБ, а по совместительству – один из богатейших людей страны Андрей Костин. Предложение поддержала спикер Совфеда Валентина Матвиенко, а министр экономического развития Максим Орешкин даже обнаружил пользу такого шага для экономики. Ведь если у бедных не забирать все деньги, то они смогут на них что-нибудь купить, чем оживят платежеспособный спрос и улучшат самочувствие малого и среднего бизнеса, с которого государство в итоге и возьмет налоги. В сухом остатке госбюджет все равно доберется до этих денег,но перед этим даст им попользоваться гражданам. Неплохая схема, ведь так? Осторожно против этой идеи высказался один из виднейших птенцов кудринского гнезда – первый вице-премьер и по совместительству министр финансов РФ (теперь уже бывший) Антон Силуанов. В Кремле тоже не стали сходу топить потенциально популярную меру, а в январе дело дошло до того, что группа депутатов Госдумы подготовила законопроект об отмене НДФЛ для беднейшей части граждан. Авторами инициативы выступили депутаты от ЛДПР Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Борис Пайкин (да, мы убеждены, что страна должна знать имена как тех законодателей, которые принимают вредоносные решения, так и тех, кто пытается продвинуть полезные начинания) В соответствии с их законопроектом НДФЛ перестал бы взиматься с доходов людей, зарабатывающих меньше двух МРОТ, то есть в нынешних реалиях – менее 24 тысяч рублей. Вивисекция Кудрина «Если мы говорим о борьбе с бедностью, – прокомментировал такую возможность глава Счетной палаты, – я бы сегодня видел более эффективными инструментами субсидии по признаку доходности на душу в семье и соответственно выделение по этому признаку соответствующих субсидий». По мнению Кудрина, отмена НДФЛ для бедняков не даст никакого эффекта, так как у значительной части таких людей нет работы. «Это дети, это семьи с детьми, это семьи с больными, те, кто по какой-то причине не могут работать. Многодетные семьи и с детьми – это основная зона, где может быть бедность», – пояснил глава СП. Звучит логично: зачем беднякам без постоянных и официальных источников дохода налоговые льготы? Им живые деньги нужны, чтобы на хлеб хватило и на одежду-обувь для детей. Вот только эта конструкция построена на полностью ложных предпосылках. В России только по официальным данным за чертой бедности живут свыше 18 миллионов человек. Это почти 13% от общей численности населения. Эта масса людей не состоит исключительно из детей, стариков и безработных инвалидов Уникальная особенность России состоит в массовой бедности и нищете именно работающих граждан. И власти знают об этом уже не один год. Масштабное социально-экономическое исследование, проведенное в конце 2018-го, показало, что примерно пятая часть наших сограждан вынуждены трудиться менее чем за 15 тысяч рублей в месяц. В 22 регионах таких людей – и вовсе 33%. Добавим к этому экстремально высокую загруженность работников (а россияне по количеству времени, проводимого на рабочих местах, занимают пятое место в мире) – и получим законченную картину беспросветной эксплуатации, в которой участвуют и бизнес, и само государство. Снижение НДФЛ для бедняков, по сути, является мерой косвенного регулирования, которые так любят Алексей Леонидович и его коллеги – системные либералы. Более существенный эффект для повышения благосостояния населения могла бы дать только зачистка от трудовых мигрантов и тотальный запрет на завоз гастарбайтеров. Но это на данном этапе – пока несбыточная мечта. Примечательно, что по любому другому вопросу, будь то льготное кредитование промышленности или приватизация госсобственности,Кудрин выступает принципиальным сторонником сокращения государственного участия и максимальной свободы от диктата чиновников.То есть в обычное время глава СП признает, что пропускание через бюрократические руки миллиардов, предназначенных для развития промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры – это плохо. Это снижает эффективность экономики и подпитывает коррупционные схемы. А вот если через руки тех же самых вороватых и некомпетентных чиновников идут деньги бедняков –все в порядке. При этом Кудрин уже неоднократно выступал с громкими заявлениями о необходимости «серьезной борьбы с бедностью». В ноябре 2019-го он даже щегольнул цифрой: мол, на эти цели следовало бы выделять по 200 миллиардов рублей в год. Но вот незадача:если вспомнить, что к беднякам у нас относятся без малого 20 миллионов человек – выходит, что при реализации кудринского рецепта на каждого придется около 10 тысяч в год Так и хочется воскликнуть: серьезно? Бедность правда можно победить дополнительными 800 рублями в месяц? Худшее из возможного На самом деле, выплата пособий и субсидий – это едва ли не худшее из всего, что может делать государство для своих граждан. Хуже – только непосредственно физическая смерть малоимущих от голода и холода. Прежде всего, заливание социальной сферы деньгами требует больших расходов на администрирование. Прежде чем платить пособия, их нужно вначале собрать в виде налогов, затем чиновники из соцслужб должны решить, кто имеет право получать выплаты, а кто нет. Содержание инфраструктуры, освещение и отопление тех же зданий, где сидят собиратели и распределители, также требует немалых трат. Во-вторых, пособия способствуют маргинализации общества. Даже сейчас, когда выплаты невысоки, нередко встречаются семьи алкоголиков и асоциальных элементов, видящие в рождении детей – четвертого, пятого, шестого и далее по списку –легкий, пусть и временный, способ получения денег. Это не значит, что пособия вообще не нужны. Но, если есть возможность оставить деньги в карманах людей – именно так и следует поступать. Налоговые вычеты, в отличие от пособий, не превращают граждан в обузу на шее государства (читай – других налогоплательщиков). Такая форма поддержки подталкивает к социально адекватным формам поведения и естественным образом перемещает бедняков к границе среднего класса Преимущества такого пути подтверждаются и мировой практикой: освобождение от уплаты налогов на доходы ниже определенного уровня практикуется в Германии, некоторых американских штатах и ряде других стран, включая развивающиеся. И нет никаких объективных причин, почему этот способ нельзя реализовать у нас. Однако некоторым чиновникам такая перспектива сильно не нравится. Возможно, их скепсис связан с тем, что субсидии позволяют держать массы людей на коротком поводке, то есть, по сути укрепляют режим, в создании которого они, чиновники, приняли самое деятельное участие. Богатые тоже платят? Пожалуй, самое сильное возражение против частичной отмены НДФЛ состоит в том, что оно уменьшит доходы региональных бюджетов. Но и оно, по сути своей, несостоятельно. Во-первых, в стране с большим бюджетным профицитом (а в России, на минуточку, по итогу прошлого года профицит бюджета превысил три триллиона рублей!) никто не мешает федеральному центру взять на себя часть расходов на медицину и здравоохранение, полноценное содержание которых местные власти и сейчас не тянут. Во-вторых, потери будут временными и частичными, так как оставшиеся у людей деньги все равно вернутся в экономику через покупки. А поскольку речь идет о беднейшей части общества, глупо опасаться, что сэкономленные на налоговом вычете средства будут потрачены на заграничные курорты и престижное потребление в столице. Бедняки тратят свои кровно заработанные по месту постоянного проживания, чем также подпитывают региональные бюджеты, куда взимаются налоги с доходов ИП и малого бизнеса. Более того: в конечном счете, регионалы могут выиграть от этой трансформации. Дело в том, что НДФЛ после поступления делится на две неравные части: 85% идут в региональный бюджет, а оставшиеся 15% - в местный, то есть в казну города или поселка, где проживает плательщик. Налоги же, взимаемые с индивидуальных предпринимателей по упрощенной схеме, так называемая «упрощенка», целиком и полностью уходят на региональный уровень. Понятно, что потери могут быть как за счет разницы в налоговой ставке, так и за счет того, что часть бизнеса работает в тени, однако в целом ни о каком опустошении региональных бюджетов говорить не приходится. Что реально может пострадать, так это благоустройство небольших населенных пунктов, уборка общественных мест да культурно-массовая деятельность. Но это – совсем не тот масштаб проблемы,что рисуют противники налогового маневра О каких конкретно суммах потерь идет речь – пока совершенно непонятно. Ранее источники федерального уровня заявляли «Ведомостям», что регионы могут не досчитаться от одного до полутора триллионов рублей. Однако сам разброс цифр в 500 миллиардов говорит о том, что это – прикидки в «пол-лаптя по карте». В свою очередь директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров отмечал, что недобор триллиона рублей может случиться,только если налоговый вычет начать давать всем россиянам, независимо от уровня доходов, то есть ввести некий необлагаемый минимум и применить его ко всем гражданам трудоспособного возраста. Но даже если сравнить эту цифру с уже имеющимся бюджетным профицитом – становится ясно, что сделай это наше государство, и у него все равно осталась бы гора неиспользованных денег. Более того: еще в 2017 году аналитики Экономической экспертной группы провели расчеты, из которых следовало, что власти могут перенастроить налоговую систему так, чтобы сохранить общий уровень поступлений от НДФЛ и при этом освободить от налога наиболее малообеспеченных людей. Для этого ставка налога должна быть поднята до 32,7% для лиц, чей уровень дохода в три раза превышает средний по стране. По сути, именно так и должен производиться налоговый маневр. Когда этот материал уже шел в публикацию, стало известно, что новый премьер-министр РФ Михаил Мишустин, до этого много лет возглавлявший федеральную налоговую инспекцию, также выступил в Госдуме против введения налоговых послаблений для отдельных категорий граждан.

Почему в России не хотят снижать НДФЛ для малоимущих граждан
© Русская Планета