Туроператор добивается смены названия бывшего партнера

В редакцию Hoteline.travel обратилась учредитель туроператора по Японии «Мейджик тур» Юлия Степанова. По ее словам, бывший партнер в Петербурге вводит в заблуждение клиентов, используя схожее название, и не имея статуса туроператора по выездному туризму. Редакция Hotline.travel решила разобраться в ситуации и оценить обоснованность претензий с помощью юристов. Как возник конфликт Вот как выглядит предыстория проблемы. Со слов Юлии Степановой, туроператор «Мейджик тур» работает на рынке с 2001 года и объединяет два юрлица с одинаковым названием ООО «Мейджик тур» – одно в Хабаровске, другое в Москве. В 2014 году туроператор заключил агентский договор с петербургской компанией ООО «Мейджик-тур» под руководством Анны Мальцевой, которое было зарегистрировано в том же году, и, будучи частью группы компаний, получило эксклюзивное право на продажу туров московского туроператора в Питере. Как утверждает Юлия Степанова, летом 2019 года она узнала, что питерцы отправляют собственные группы «в обход» ее компании. Московский «Мейджик тур» решил разорвать партнерские отношения и открыть собственный офис в Северной столице. Глава петербургского «Мейджик-тур» Анна Мальцева отказалась комментировать ситуацию корреспонденту Hotline.travel. Как утверждает информированный источник, бывшие партнёры не договорились об условиях сотрудничества: московская компания была недовольна объемам продаж в Питере, и предложила условия, которые там посчитали невыгодными. После этого контакты петербургской компании были удалены с сайта туроператора в одночасье, без какого-либо предупреждения. Какой «Мэйджик» – настоящий? Вскоре стали возникать ситуации, когда клиенты и партнеры перестали понимать, с кем именно они работают. Глава московского «Мейджик тура» утверждает, что бывший партнер ведет выездную туроператорскую деятельность, не имея соответствующей записи в реестре и необходимого финансового обеспечения. И тем самым вводит в заблуждение туристов и агентов, якобы указывая в переписке реестровый номер ее московской компании. 9 декабря прошлого года московский «Мейджик тур» направил питерскому претензию (есть в распоряжении редакции), потребовав сменить название, а также прекратить использование «лицензионного документа, подтверждающего права на выездной туризм» и сертификатов туроператора. И уведомил о готовности обратиться в суд в случае полного или частичного отказа в удовлетворении требований по истечении 14 дней. По словам Степановой, на сегодняшний день ответа не последовало. Правда, одно из требований петербургская компания выполнила – удалила со своего сайта сертификаты московской компании, отмечает руководитель туроператора. Кто право имеет Эксперты отмечают, что в российском законодательстве довольно четко прописано, кто имеет приоритет на использование фирменного наименования в ситуациях, подобных вышеописанной. Как сообщила юрист Елена Баринова, согласно пункту 3 статьи 1474 ГК РФ, юрлицо не может использовать фирменное наименование, тождественное или сходное до степени смешения с фирменным наименованием другого юрлица, если указанные компании осуществляют аналогичную деятельность и если фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Сфера деятельности у двух туроператоров очевидно одна и та же, осталось выяснить, кто раньше стал «Мейджиком». По данным Rusprofile, московское и хабаровское ООО «Мейджик Тур» Степановой внесены в ЕГРЮЛ в 2010 году. Кроме того, в процессе ликвидации в Хабаровске находится еще ООО «МАДЖИК-ТУР ДВ», созданное в 2005 году, учредителем которого также числится Степанова. Что касается питерского ООО «Мейджик-тур» Анны Мальцевой, то оно зарегистрировано гораздо позже, в 2014 году. Но, как показал поиск, ещё в 2001 году Анна Мальцева была соучредителем ныне ликвидированного одноимённого ООО «Мейджик-тур» в Хабаровске (в числе учредителей данного ООО Юлии Степановой нет), а также московского ООО «Технопром», которое в 2007 года стало правопреемником. Еще один интересный факт – в 2007 году в Петербурге было зарегистрировано ООО «МАДЖИК-ТУР», которое было ликвидировано в феврале 2013. Адрес регистрации этого юрлица совпадает с текущим адресом ООО «Мейджик-тур» Анны Мальцевой – Каменноостровский пр, д. 61, литер А, пом. 8Н. Кому теперь принадлежит право быть настоящим «Мейджиком», видимо, предстоит разобраться суду. «Подобные нарушения, безусловно, надо пресекать, поскольку существование двух туроператоров со сходными фирменными наименованиями вводит в заблуждение клиентов, вносит путаницу в работу с партнерами и наносит ущерб имиджу компании-правообладателя фирменного наименования», – считает Елена Баринова. Она добавляет: если деятельность компаний со схожими названиями предполагает конкуренцию, использование фирменного наименования другого юрлица, которое является средством индивидуализации, может быть расценено как недобросовестная конкуренция. «В этом случае к лицу, допустившему недобросовестную конкуренцию, по заявлению правообладателя Федеральной антимонопольной службой может применяется административная ответственность по ст. 14.33 КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно-наказуемого деяния», – отмечает юрист. По данной статье, в зависимости от тяжести правонарушения, на юрлицо может быть наложен штраф от 100 до 500 тыс. рублей. Тем не менее, считает основатель ЮА «Персона Грата» Георгия Мохова, судебное решение, которое может обязать нарушителя изменить фирменное наименование в учредительных документах, вовсе не решает основную проблему. Компания-нарушитель может изменить название предприятия но продолжит использовать узнаваемый логотип или схожий фирменный стиль в том случае, если правообладатель изначально не зарегистрировал право на товарный знак. «Доказать приоритет без должной защиты товарного знака достаточно сложно. Кроме того, товарные знаки в туризме регистрируют редко, потому что они в большинстве своем не «охраннопригодны» – то есть используют общеупотребимые слова, повторяющиеся имена, названия и так далее», – отмечает эксперт. Ключевой элемент Вопрос использования одной компанией номера другой компании в реестре туроператоров – более сложный, так как требует наличия доказательной базы. Действительно, на своём сайте majictour.ru питерская компания называет себя туроператором по Японии, предлагает различные варианты туров с включённым авиаперелётом. Однако в федеральном реестре на сайте Ростуризма ООО «Мейджик-тур» числится как туроператор по внутреннему и международному въездному туризму, ответственность которого застрахована на 500 тысяч рублей. При этом на странице этой компании в реестре указан сайт московского туроператора ООО «Мейджик тур» 100mt.ru со сферой деятельности выездной туризм и страховкой на 50 млн рублей. Можно ли считать это нарушением, которое должно повлечь за собой ответственность? С одной стороны, да. Александр Байбородин, управляющий партнер «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры», напоминает, что формирование выездного туристического пакета (то есть перелет и отель одному лицу на одни и те же даты) без наличия записи в реестре туроператоров о ведении выездной деятельности – незаконно и грозит штрафами. Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4.51. КоАП РФ (редакция от 01 января 2017 года), штраф за нарушение туроператором установленного законодательством порядка определения размера финансового обеспечения ответственности туроператора либо непредставление сведений или представление недостоверных сведений для внесения в реестр, для юридических лиц составляет от 500 тыс. до 1 млн. рублей. Размер штрафа для юридического лица за осуществление деятельности в сфере выездного туризма, если организация не является членом соответствующего объединения, составляет от 1 до 3 млн. рублей. С другой стороны, всегда можно сослаться на ошибку или тот факт, что информацию на сайте не успели обновить. Доказать злой умысел на преднамеренное использование чужой записи в реестре непросто.

Туроператор добивается смены названия бывшего партнера
© TourDom