Ещё

«Беспрецедентное» неосвоение бюджета. Финансисты рассказали, как в России добиться стабильности 

«Беспрецедентное» неосвоение бюджета. Финансисты рассказали, как в России добиться стабильности
Фото: РИА "ФедералПресс"
Темпов роста недостаточно
Главный аудитор озвучил прогноз экономического роста: он будет, но это не те темпы, на которых настаивает президент. «Часто звучат те или иные идеи, но многие забывают, что базовое условие — это макроэкономическая стабильность. Иначе высокий рост при высокой инфляции заканчивается плохо», — сказал .
Эксперт прогнозирует, что нацпроекты дадут прирост около 0,3% ВВП. Неслучайно задача нового состава правительства — повысить эффективность бюджетных трат и добиться значимого роста экономики. «Мы рассчитываем в более серьезный вклад нацпроектов в темпы роста экономики. Но пока эффект для экономики от нацпроектов и тех трат, что мы понесли, нулевой», — добавил Горегляд.
Пока Центробанк исходит из того, что в 2020 году рост экономики ускорится на 1,5-2%. К 2022 году предсказывается рост 2-3%. Существующих темпов роста экономики недостаточно. А ведь президент России поручил добиться того, чтобы темпы роста экономики России в 2021 году были выше общемировых. «Сегодня же мы имеем более низкий прогноз, но надеемся его изменить», — сказал Горегляд.
По прогнозам , дополнительный рост реальных доходов населения составит около 0,5% за 2020 год. Снижение уровня бедности составит 1,3% без учета озвученных президентом мер, а совокупная прибавка к росту ВВП составит 0,3%.
Всего до 2024 года государство выделяет 25,7 трлн рублей на реализацию нацпроектов. Задачи амбициозные: экономический рост, повышение уровня доходов и качества жизни людей. «Мы понимаем, что такие большие деньги требуют серьезного контроля, к которому надо включать не только органы власти, но и независимых аудиторов», — отметил аудитор.
Пока же «общее исполнение нацпроектов — более 88%». И основная часть денег была освоена «в авральном режиме» в конце прошлого года. По мнению Валерия Горегляда, авральное освоение денег дает низкую эффективность. «В чем коллеги из  еще успеют убедиться», — добавил главный аудитор Центробанка.
«Беспрецедентное» неосвоение бюджета
В 2019 году Счетная палата провела мониторинг 8 из 13 нацпроектов. Как сообщила аудитор СП , «были выявлены риски, которые влияют на результаты нацпроектов: низкий уровень освоения бюджета и беспрецедентные неосвоенные остатки денег на конец года». Блинова также отметила низкий уровень планирования, который выражается в том, что 55% показателей нацпроектов и 26% показателей госпрограмм не нашли отражения в планах деятельности федеральных органов исполнительной власти. «Если мы не планируем способы, ресурсы, инструменты, то вряд ли нас ожидает успех», — добавила аудитор.
Нужны изменения и в управление нацпроектами, и в систему госуправления. Но не должны же чиновники сидеть и ждать проверок Счетной палаты. Надо суметь самим оценивать эффективность, а для этого качественно проводить внутренний финансовый аудит и ориентировать его на результат. Однако, по словам аудитора Счетной палаты, инструмент для этого пока не создан, и нужно обеспечивать аудит хорошими кадрами.
настроено более оптимистично. Национальные проекты реализуются всего год. Произошла кардинальная перестройка, созданы проектные офисы. Руководитель Федерального казначейства рассказал, что  «блестяще справился с созданием системы электронного бюджета для управления нацпроектами». Паспорта нацпроектов есть в электронном виде, но там не всегда понятен результат. «Видно, что было закуплено оборудование для школ, но люди хотят видеть, в каких учебных заведениях и что за инструменты приобретены», — добавил Артюхин.
Контроль и результат
В стране создано много институтов развития. Даже слишком много, считает зампредседателя ВЭБ.РФ . По словам эксперта, каждый житель страны должен понимать, куда и как в этом направлении тратятся деньги. «Мы не прямой контрольный орган, но можем оценивать эффективность институтов развития как эксперты», — рассказала Ячевская.
Если о результатах работы институтов развития эксперты дискутируют, то  в своей работе уверены. Начальник Контрольно-аналитической службы генерального директора — председателя Правления ОАО «РЖД» рассказал о том, как в компании создали цифровых двойников своих объектов, которые помогают контролировать весь процесс перемещения грузов. «Каждый кусочек дороги надо максимально вовлечь в оборот», — сказал Бесхмельницын.
В итоге была увеличена пропускная способность дорог за год с 96 до118 млн тонн, а грузовых контейнеров стало на миллион тонн больше.
Партнер компании Ernst and Young Артем Ларин призвал привлекать в качестве «драйверов изменений» в национальные проекты частные инициативы. По его мнению, «частный эксперт может обеспечить качественное планирование», даже в госсекторе и быть «переводчиком с государственного языка на человеческий».
Общественный контроль не допущен
Есть много различных международных рейтингов, по которым сравниваются страны, например, индекс информатизации экономики и общества, индекс развития электронного правительства. Но директор центра цифровой экономики и финансовых инноваций считает, что «существующая аналитика весьма спорна», и мы вынуждены сравнивать Россию со странами, «с которыми она не сравнима ни по одному из ключевых показателей».
По словам Сидоренко, нет связи между национальными целями и социально-экономическими условиями, в которых реализуются нацпроекты. «Мы на бумаге определяем цели, но нигде нет четкой аналитики, которая позволит сказать, что проект может дать тот результат, который мы хотим», — сказала эксперт.
В отдельных случаях выходит, что KPI, который закладывается в основу того или иного проекта, «социально и юридически рискован». Представитель МГИМО считает, что вузы почти не вовлечены в обоснование того или иного нацпроекта и тех сумм, которые в него заложены.
Кроме того, по мнению Элины Сидоренко, в России «нет прозрачности данных, чтобы подключался общественный контроль». Она привела в пример Казахстан, где каждый человек может проверить любую закупку, заходя и видя объект в базе, и сам пытается найти аффилированных лиц в этом проекте. Всю информацию, которую человек получает в этом ресурсе, он сразу отправляет в Генпрокуратуру Казахстана, которая реагирует. «У нас общественный контроль попросту не допущен к этому процессу ввиду отсутствия прозрачности данных», — рассказала Сидоренко.
Сидоренко привела пример, когда организации вынуждены открывать несколько электронных цифровых подписей, чтобы взаимодействовать с контрольными органами в разных направлениях. «Сейчас вне рамок контроля находится искусственный интеллект, блокчейн, Big Data, поскольку система контроля персональных данных это ничто», — добавила представитель МГИМО.
По мнению Элины Сидоренко, система должна работать на единых стандартах, а к процессу нужно привлекать юристов.
Фото: ФедералПресс /
Видео дня. Россиян предупредили о скрытых рисках ипотеки
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео