Черная цирковая дыра
Владимир Шемякин известен в бизнес-сообществе. Начав свою деятельность в продажах компаний «Кока-кола» и «Вим-Биль-Данн», позднее он возглавлял «Юнимилк», медиа-селлер «Видео Интернешнл «Тренд», выбирался депутатом Государственной думы РФ, занимал пост первого заместителя председателя правления «Газпром-Медиа». После увольнения из газовой монополии создал свою группу компаний «Медиа-Траст». Несмотря на весьма впечатляющий послужной список, к моменту назначения на пост директора цирковой компании опыта работы в сфере культуры у него не было совсем. Назначение Шемякина со стороны курирующего министерства культуры было подкреплено весьма впечатляющими субсидиями — 1,398 млрд рублей в 2019 году. Для сравнения — в 2018 году Росгосцирк получил всего 850 миллионов. Но увеличение господдержки «Росгосцирка» не привело к повышению качества или количества программ, увеличению зрительского интереса или решению фундаментальных проблем компании. И причин для такого развития событий сразу несколько. Все они хорошо известны цирковой общественности, о них, в частности, в письме на имя главы Счетной палаты РФ Алексея Кудрина рассказал директор филиала федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» Шапито «Цирк в Автово» Виктор Ловков (имеется в распоряжении редакции). Для начала следует отметить безразличие нового директора как к возглавляемой им компании, так и к отрасли в целом. Как отмечают источники в Росгосцирке, на работе он появляется, что называется, по большим праздникам, предпочитая решать свои личные вопросы и вопросы до сих пор курируемого им «Медиа-Траста». Это безразличие вылилось в то, что соглашение о госсубсидиях было подписано только 30 мая. Также оно вылилось в то, что до сих пор не устранены нарушения пожарной безопасности. На сегодняшний день есть решения судов о закрытии цирков из-за несоблюдения требований пожарной безопасности — по Иркутскому, Пермскому и Ставропольскому циркам. При этом денежные средства по этой статье были ранее выделены - причем по инициативе прежней команды управленцев и личному распоряжению министра культуры. Однако денежные средства, выделенные на текущий ремонт, не были освоены. И это при том, что состояние цирковых гостиниц и большинства цирков более чем плачевное, практически нигде не делался ремонт на протяжении 30-40 лет. Впервые Росгосцирк получил денежные средства на постановочные расходы, для создания новой цирковой программы. Но и эти деньги остались практически нетронутыми, при том что в штате кампании с приходом Владимира Шемякина появилась должность художественного руководителя — главного режиссера, и занял ее частный продюсер и прокатчик программ Росгосцирка Гия Эрадзе. Как отмечает в своем письме Виктор Ловков, за период работы на этой должности он не то что не поставил, даже не посмотрел ни одной цирковой программы Росгосцирка, кроме четырех программ, которые работают под брендом «Королевский цирк Гии Эрадзе». И есть все основания полагать, что он является конечным получателем доходов от проката этих программ. Из 259 миллионов, выделенных на капитальный ремонт Красноярского и Челябинского цирков, освоено лишь 696 тысяч только потому, что контракты с подрядчиками были заключены в ноябре 2019 года, а не в апреле и мае, как это планировалось изначально. При этом Красноярский цирк был закрыт на ремонт в марте, Челябинский — в мае. Но неправильно будет говорить, что Шемякин совсем не занимается делами Росгосцирка. Однако все его действия направлены только на одно — наполнение своего собственного кармана, высказывают мнение источники в Росгосцирке. Используя свои знания в рекламном бизнесе, Шемякин заключил централизованные договора на оказание рекламных услуг, вследствие чего рекламный бюджет на проведение гастролей цирковых программ Росгосцирка увеличился в разы, но экономического эффекта никакого не достигнуто, более того, убыток от самостоятельного проката увеличился глобально. Одним из первых шагов, предпринятых с целью «оптимизации» одного из основных бизнес-процессов Росгосцирка, было заключение договора с АО «ГЦБиТ» на оказание агентских услуг по приобретению билетов и бронированию проживания в гостиницах. До заключения данного договора эту функцию выполнял один сотрудник генеральной дирекции и сотрудники филиалов. После заключения договора в генеральной дирекции был создан отдел командировок с введением дополнительных штатных единиц, те же сотрудники филиалов заказывают билеты через систему бронирования АО «ГЦБиТ», но только дополнительно агенту оплачивается 250 рублей за каждый приобретенный билет. За период с мая 2019 года по декабрь АО «ГЦБиТ» было оплачено более 14 миллионов рублей. Была апробирована и реализована практика снижения отчислений части прибыли Росгосцирка от проката цирковых программ. Так, для цирковых программ художественного руководителя — главного режиссера компании более чем на 3 миллиона рублей были снижены отчисления в пользу ФКП «Росгосцирк» за два прокатных периода при проведении гастролей в Новосибирске и Иркутске. Только благодаря вмешательству прессы эти деньги были возвращены государственной компании. В нарушение действующего законодательства, без согласования с Министерством культуры и Росимуществом, без проведения конкурсных процедур заключаются договора на осуществление околоцирковой деятельности (деятельность по организации буфетного обслуживания зрителей, продажи игрушек и сувениров) в период проведения представлений в цирках. Есть все основания полагать, что заключение договоров с контрагентами, выбранными единолично руководителем, ведет с существенному снижению доходов Росгосцирка от данного вида деятельности. В нарушение действующего законодательства все договора по выполнению ремонтных работ заключаются без проведения конкурсных процедур с единственным поставщиком. За период с мая по декабрь текущего года заключено договоров на сумму более 200 миллионов рублей. Однако одним из главных итогов станет то, что впервые за 3 года будет наблюдаться отрицательная динамика такого ключевого показателя, как заполняемость зрительных залов: в 2016 году этот показатель составлял 38%, в 2017 — 50%, в 2018 — 56%, а по итогам 2019 года заполняемость зрительных залов едва достигнет 48%. Также в конце прошлого года между ФКП «Российская государственная цирковая компания» и ООО «Королевский цирк» был заключен договор проката, согласно которому с 31 января по 2 сентября 2020 года в Санкт-Петербургском цирке (Цирк Чинизелли) будет работать программа Гии Эрадзе «Бурлеск». Вполне стандартный договор проката, тем не менее, является, по мнению источников в Росгосцирке, самым крупным откровенно коррупционным контрактом в истории государственного цирка. Цирк Чинизелли являлся первым стационарным цирком в Российской империи и в конце прошлого года отметил свое 142-летие. В 2015 году его открыли после реконструкции, а в 2016 году передали в Росгосцирк. Основным негласным поводом для передачи цирка в госкомпанию было повышение финансовой стабильности последней. По личному распоряжению министра культуры Владимира Мединского Цирк Чинизелли должен был приносить в бюджет Росгосцирка не менее 250 миллионов рублей прибыли ежегодно. И до 2020 года так и было. Прокатчиком программ выступал сам Росгосцирк, покупая для представлений программы по госзакупкам. К примеру, в 2019 году в Санкт-Петербурге работали программы братьев Запашных и «Принц цирка», благодаря которой финансовый результат госкомпании составил чуть более 200 миллионов рублей. Это уже за вычетом затрат на покупку программы и содержание самого цирка. Но в 2020 году такого результата достигнуть уже не удастся. И причиной этого как раз и стал вышеупомянутый договор. Согласно ему за семь месяцев Росгосцирк получит от ООО «Королевский цирк» всего 140 миллионов рублей. Которые фактически составят расходную часть по содержанию самой цирковой площадки и заработную плату артистам, выступающим в программе «Бурлеск». Эту программу собирается прокатывать в Санкт-Петербурге ООО «Королевский цирк», а артисты в «Бурлеске» являются сотрудниками ФКП «Росгосцирк». При этом прокатчик — Гия Эрадзе — получит почти 300 миллионов прибыли, которую мог генерировать сам цирк. Владимир Шевченко