Турагенты с пониманием отнеслись к новым правилам начисления комиссии TUI Россия, который объявил о том, что автоматически будет понижать вознаграждение розничным партнерам в случае задержки платежей. «С 17 января включен механизм автоматического понижения комиссии. Понижение начинается на 4-й рабочий день просрочки (т. е. 3 дня на оплату по договору после подтверждения заказа)», – говорится в сообщении компании. На 4-й день комиссия понижается на 1 %, на 5-й день – на 2 %, на 6-й день автоматически запускается аннуляция. Исключения касаются бронирований только авиабилетов, турпакетов на основе GDS, а также SL TOUR. Система будет на 3-й день высылать партнеру предупреждение, а после понижения – уведомление. «Со стороны ряда агентств допускались систематические нарушения сроков оплаты. Новый механизм поможет им соблюдать установленные сроки в соответствии с агентским договором», – обосновали нововведение в компании TUI Россия. Большинство руководителей турфирм, опрошенных 20 января порталом TourDom.ru, считают, что это вполне логичная и даже необходимая туротрасли мера. Впрочем, далеко не новаторская. По их словам, TUI – не первый туроператор, который понижает комиссию в случае несвоевременной оплаты. И «Пегас» и ANEX это сделали уже давно, но просто не объявляли об этом. В какой-то момент они без предупреждения стали снижать комиссию. А в случае неоплаты у всех туроператоров есть автоаннуляция. «Система автоматического регулирования комиссии введена в работу туроператора ANEX Tour в июле 2018 года. Она заключается в понижении комиссионного вознаграждения партнера в случае несвоевременной оплаты заявки: каждый день просрочки происходит понижение на 0,5 %, если оплата тура не производится на 4-й день после подтверждения заявки – агент будет проинформирован о возможной аннуляции заявки. Информацию о просроченной задолженности агент может увидеть в личном кабинете», – говорит Рашад Бунядов, директор департамента дистрибуции туроператора ANEX Tour. И добавляет, что решение было принято с целью соблюдения финансовой дисциплины: как показывает практика, такая система стимулирует агентства быть более внимательными к договорным отношениям, а также в дальнейшем следовать правилам бизнес-среды в своевременном порядке. «Просрочка платежей может быть в двух случаях: когда турагенты играют на биржевом курсе либо у агентства не хватает оборотных средств. Я считаю: получил деньги от туристов – будь добр оплатить. Хочешь играть на изменениях курсов валют, делай это в рамках платежных дней», – комментирует Светлана Обоянская, генеральный директор турагентства ОСА tour. «Такое требование нужно распространить и на центры бронирования, потому что они являются основными обнальщиками», – считает директор турагентства, пострадавшего в свое время от банкротства «Полара», Наталья Котельникова. Впрочем, некоторые турагенты анонимно признались, что в условиях, когда туроператоры массово стали снижать комиссию и маржинальность бизнеса снизилась почти в 2 раза, они были вынуждены искать новые источники дохода. Поэтому проблема стала массовой.