В России меняется конфигурация власти
«МН» узнал мнение ряда экспертов об их отношении к новшествам в жизни страны. Руслан ГРИНБЕРГ, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, научный руководитель Института экономики РАН: - Отставка правительства - давно ожидаемое действие, другое дело, что его столько ожидали, что уже просто устали и думали, что оно произойдет только в конце весны. Но у нас весна случилась в январе, вот правительство и отставили. Что касается нового главы правительства Михаила Мишустина, думаю, что у него есть шанс работать гораздо более эффективно, чем ушедшее правительство. Но если в корне не поменять экономическую политику, то все останется как в басне Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь...» И все же очень надеюсь, что Мишустин не будет чисто техническим премьером, какими были Фрадков и Зубков. В те годы, когда они руководили правительством, относительно «тучные», было время на раскачку. Сейчас этого времени нет. В том, что Мишустин умеет собирать деньги с населения, никто не сомневался и раньше. Теперь ему надо научиться их эффективно тратить, при этом несильно обижая государственные корпорации, во главе которых стоят очень сильные и могущественные люди. Приход нового правительства, каким бы оно ни было по персональному составу, не повлияет на смену всей системы вертикали власти. У него будет, несомненно, больше полномочий в сфере экономики и более широкое поле для маневра. Но сумеет ли оно этим воспользоваться - для меня большой вопрос. Экономические перспективы, увы, остаются неясными. Нет у нас программы выхода из экономической стагнации. Пока я вижу только косметические изменения в экономическом курсе, судя по тому, что говорил президент в своем послании. К примеру, неясно, почему 2,5 триллиона рублей, выделяемых на социальную поддержку, распределяются между всеми, независимо от их материального положения. Но многое может измениться, если будут объявлены досрочные выборы в Государственную думу и они пройдут осенью нынешнего, а не будущего года. Тогда, естественно, нынешние столь срочные кадровые перемены вполне логичны и оправданны. Григорий ЯВЛИНСКИЙ, основатель и многолетний лидер партии «Яблоко»: - В Послании Федеральному собранию «острейшей проблемой» были названы «низкие доходы значительной части граждан», но при этом не было предложено системных мер решения проблемы. Раздача денег в виде увеличения материнского капитала, выдачи его основной части при рождении первого ребенка и расширения срока действия пособий для малоимущих семей - это лишь популистская попытка сгладить негативный эффект от «пенсионной реформы», но не компенсация потерь, понесенных людьми. ...Достаточно посмотреть, как выполняются задачи, обозначенные ранее, что было сделано и не сделано властью за последние десятилетия: российский ВВП вырос не на 65%, как предполагала «Стратегия-2020», а только на 5,8%; реальные располагаемые доходы населения не выросли на запланированные 70%, а сократились на 5%; Россия так и не вошла в пятерку стран - лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности), как это было заявлено; уровень бедности, который намечали сократить с 13,4 до 6-7%, остался на прежнем уровне; доля среднего класса не выросла до половины населения, как планировалось, а составляет лишь 38% (при этом Росстат вычисляет «средний класс» в России просто по размеру средних зарплат); расходы на развитие человеческого потенциала не выросли до 11,7% ВВП (на здравоохранение - до 5-5,5%, на образование - до 5-6%), как было заложено в программе; вместо этого на ближайшие три года расходы на развитие образования запланированы в среднем на уровне 3,7% ВВП, на здравоохранение - 2,9%. Андрей МАКАРОВ, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам, депутат фракции «Единая Россия»: - Мы начинаем совместную с правительством работу по подготовке изменений в федеральный бюджет, и очевидно, что ближайшие два месяца - это работа над этими изменениями. По моим предварительным наброскам, эта сумма может быть порядка 500 миллиардов рублей. Какие-то обязательства касаются региональных бюджетов, поэтому очень важно внести оперативно изменения в федеральный бюджет, чтобы регионы могли ориентироваться, выстраивать приоритеты и вносить изменения в свои бюджеты. Увеличение бюджетных расходов на решение социальных вопросов не повлияет на инфляцию в стране. Вопрос инфляции - то, что мы видим по итогам 2019 года - инфляция 3%.