Заслуженный машиностроитель: развал заводов - итог преступной политики 80-х

Владимир Бородин – профессор, Заслуженный машиностроитель РФ, человек, который всю свою жизнь посвятил алтайской промышленности. В свои 76 лет он занимает активную жизненную позицию, а его профессиональное мнение всегда является авторитетным. Во время беседы с корреспондентом «АиФ-Алтай» он рассказал о проблемах и перспективах алтайской промышленности, а также поделился, что такое счастье. Повышенная токсичность Ольга Сергеева, АиФ-Алтай: Промпредприятия Барнаула в 2019 году произвели продукции более, чем на 91 млрд рублей, что почти на 6% выше 2018 года. На ваш взгляд, это показательная цифра или нет? Владимир Бородин: Показатели объёмов производства, конечно, важны. За ними стоят рабочие места, заработная плата и т.д. Но, говоря о промышленности сегодня, на мой взгляд, более важны не столько показательные цифры объёмов производства, сколько качественные преобразования в отрасли. И, что очень радует, такие преобразования идут. - И всё-таки, несмотря на растущие экономические показатели, многие эксперты по-прежнему называют Алтайский край депрессивным регионом, или как сейчас модно говорить – токсичными. Вы с этим согласны? - Мне, как человеку, который родился на Алтае, и именно здесь стал тем, кем я есть, очень неприятно и больно слышать, что наш край депрессивный и тем более токсичный... Я не могу так говорить о своей родине. Алтай - регион очень привлекательный, здесь много талантливых людей. Но всё же, если рассматривать депрессию как стагнацию в экономике края, к сожалению и, безусловно, она присутствует. Она определяет и низкий уровень реальных доходов населения, что позиционирует нас в десятке самых бедных регионов России. Всё это так, но давайте поговорим о причинах. Одна из основных – географическое положение. Например, у нас есть качественная сельскохозяйственная продукция, причём она намного лучше, чем во многих других регионах. Но её доставка, например, в центральную часть России или на Дальний Восток, либо на север, обходится очень дорого. В итоге снижается конкурентоспособность. - То есть получается, что Алтай в этом плане обречён? - Ну что значит обречён? Надо искать выходы – например, один из вариантов – глубокая переработка сельскохозпродукции. Что касается промышленности, здесь выход в том, чтобы делать уникальную продукцию, аналогов которой или мало, или нет вообще. И тогда потребитель будет её брать за ту цену, которую предлагает производитель. Кто развалил заводы? - Народ постоянно возмущается - заводы-гиганты развалили, сейчас в их зданиях находятся торговые центры... - Эта ситуация является следствием преступной экономической политики конца 80-х. То, как наши реформаторы расправились с экономикой страны - таких аналогов в мире больше нет. Можно привести в пример судьбу отдельных предприятий, которые могли бы успешно работать по сей день, обеспечивая людей рабочими местами, зарплатой и уверенностью в завтрашнем дне. - Владимир Андреевич, сколько понадобилось бы средств, чтобы восстановить промышленное производство на Алтае в прежнем объёме, возродить те заводы? - В 1998 году мы пробовали дать такую оценку - нужен миллиард долларов. - Потери каких предприятий вы считаете самыми значимыми, тяжёлыми? - Закрытие тракторного завода. Причём эта потеря произошла не только потому, что «Алтрак» не успел за требованиями рынка. Главная проблема в том, что мы потеряли рынок в Средней Азии, для которой этот трактор проектировался и изготавливался. С развалом Союза мы потеряли азиатский рынок и туда сразу быстро пришли американцы. - Лидером промышленности в своё время была оборонка. Не секрет, что в годы войны каждый второй патрон для фронта изготавливали здесь, у нас. Сейчас как вы оцениваете ситуацию? - Вообще, рождению на Алтае крупной промышленности мы обязаны Великой Отечественной войне. И до сих пор оборонка является технологическим лидером. Сегодня продукция оборонного комплекса в крае составляет 8% от общего объёма промышленности. - Согласно задаче, которую поставил президент, доля гражданской продукции на оборонных предприятиях через 10 лет должна составить 50% от общего объёма. Как считаете, это нужно вообще? - Да, чтобы обеспечить этим предприятием их будущее в моменты спада объёмов гособоронзаказов. А такие моменты есть и будут, это естественный процесс. - То есть пока в мире - мир, оборонка будет делать мясорубки, а в случае напряжённого положения – патроны и моторы для подлодок? - Да, абсолютно точно. Но при этом надо не забывать, что продукция гражданского назначения должна быть совместима по технологии и оборудованию. У нас в 80-е годы были примеры, когда предприятия, выпускающие уникальнейшую продукцию, пытались делать кастрюли - и у них это не получалось! - Но с точки зрения обывателя, когда оборонный завод начинает делать кастрюли – это вызывает недоумение, даже панику – что происходит? - В этом нет ничего такого! На Западе такая же история. Например, крупнейшая корпорация «Боинг», работающая на оборону Америки, параллельно выпускает товары гражданского назначения. Про деньги и счастье - Обывательский вопрос к вам как к экономисту - во что лучше вкладываться сегодня? - Чтобы быть конкурентоспособным, нужно себя совершенствовать. Поэтому самое выгодное вложение – в себя, в детей, в семью. Вкладывать свои собственные средства в экономику страны, как это принято в странах Запада - там народ покупает акции предприятий в надежде на то, что потом получат дивиденды - у нас пока что рановато. - А для вас оно в чём? - Счастье в моём понимании - это счастливая семья, работа, которой я удовлетворен, это отношение людей ко мне. Что касаемо материальной стороны – у меня есть определённые базовые потребности, и если они удовлетворяются, я тоже счастлив. - Раз уж мы начали говорить про материальное, как считаете, какая оптимальная зарплата должна быть у жителей края? - Думаю, что с такими потребностями, как у меня, это тысяч 50. Недавно смотрел статистику – уровень доходов год от года растёт. Я соотнёс эти цифры с прожиточным минимумом, который ежегодно устанавливается в крае. Так вот, если доход разделишь на прожиточный минимум, то получится, что уровень реального дохода падает. - Кем вы мечтали стать в детстве? - Моряком Северного флота. Но по здоровью не прошёл – из-за того, что заикался, меня не взяли в дальневосточное мореходное училище. А дальше мне было всё равно, куда идти. Я был сельским парнем. Отец сказал – едь в Барнаул, поступай в политех. Так я и сделал. А вообще я из Солонешенского района родом, очень люблю этот район. - Какие ещё любимые места на Алтае у вас есть? - Горный Алтай. Всей душой люблю Чуйский тракт. По служебным делам был в Австрии и Швейцарии, посмотрел хвалёные Альпы - Алтай гораздо красивее

Заслуженный машиностроитель: развал заводов - итог преступной политики 80-х
© АиФ - Алтай