Российский стартап меняет мировой рынок миграционных услуг

Проект Hello Move начинался как иммиграционное агентство и зарабатывал первые деньги на консультации российских стартаперов, желающих переехать в Европу. Теперь это набирающая обороты платформа с голландскими инвесторами в составе и амбициями изменить международный рынок миграционных услуг. Те же грабли У любого предпринимателя есть история создания своего бизнеса. История Натальи Сёминой и Юрия Виленского завязана на переезде в Нидерланды. До открытия стартапа Hello Move они жили в разных частях России. Наталья работала маркетологом в крупных корпорациях в Москве и параллельно развивала собственный проект — веб-студию. Юрий занимался предпринимательством в родном Калининграде. Свой первый бизнес — точку по продаже сахарной ваты — он запустил, еще учась в школе. Высшему образованию Виленский предпочел стартап. Он придумал аналог сервиса бытовых услуг YouDo — молодежную matching-платформу TeensJob. В 2018 году она вошла в топ-25 студенческих проектов России по версии всероссийской некоммерческой программы «Преактум». Юрий искал, кому доверить продвижение TeensJob, и вышел на веб-студию Натальи Сёминой. Вскоре деловые отношения двух предпринимателей переросли в совместные проекты. Год спустя возникла идея о запуске TeensJob в Нидерландах, переезде туда и привлечении инвестиций. Выбор страны был неслучайным: партнеры узнали о программе Startup Visa, в рамках которой королевство дает вид на жительство перспективным бизнес-проектам и их создателям. Правительство рассматривает такие заявки в приоритетном порядке и в случае положительного ответа выдает временный вид на жительство (ВНЖ) сроком на 1 год. Еще одна неочевидная причина — в детстве Юрий часто гостил у родственников в Нидерландах и хорошо знал не только страну, но и местный язык. В начале 2019 году Виленский подал все документы по указанной выше программе и уже весной получил вид на жительство. Семина подалась на эту программу следом как соучредитель проекта. Однако TeensJob забуксовал с самого начала. «Одним из условий программы Startup Visa является поиск фасилитатора — аккредитованной правительством организации, которая должна помогать стартапу с переездом, оформлением документов и адаптацией в новой стране, — рассказывает Наталья. — Но нам не повезло: наш фасилитатор оказался дорогой и бесполезной обузой». Через несколько месяцев закончились деньги. «Плюс в этот момент мне отказали во временном виде на жительство, — добавляет она, — нужно было срочно что-то придумывать». Идея из личной потребности В это время к ним начали обращаться российские предприниматели с просьбой поделиться опытом переезда в Европу. Сначала Сёмина и Виленский консультировали бесплатно, но спрос увеличивался, и они стали работать как агентство. Из-за отказа в ВНЖ Наталье пришлось в срочном порядке покинуть Нидерланды на три месяца (Юрий остался). Вскоре партнеры придумали более интересную бизнес-модель и проект Hello Move. «Мы решили сделать онлайн-сервис — агрегатор, который соединял бы предпринимателей и просто желающих переехать за рубеж с миграционными агентствами, помогающими готовить документы и сопровождающими весь процесс переезда», — рассказывает Наталья. Для запуска стартапа нужны были инвестиции. Полезных связей и нужных контактов в Голландии у предпринимателей не было, поэтому они принялись рассылать письма в различные фонды. «Но быстро сообразили, что это не работает», — говорит Юрий Виленский. Тогда партнеры решили действовать через LinkedIn: из 200 разосланных сообщений «выстрелили» 10. «Мы провели с инвесторами встречи, и все они прошли неудачно. Все сказали, что не видят масштабируемости в нашей бизнес-модели», — вспоминает предприниматель. За два дня партнеры изменили концепцию Hello Move и убедили двух местных бизнес-ангелов вложиться в идею. Это была первая удача российского проекта в Нидерландах. Местный венчурный капитал с осторожностью относится к иностранным стартапам и тщательно взвешивает все риски. «Здесь нельзя привлечь инвестиции за одну встречу. Нужно провести минимум 8–9 встреч, — описывает Виленский. — В отличие от России, в Нидерландах серьезно относятся к заключению договора — на 40 листах контракта обычно обговариваются всевозможные ситуации и варианты развития событий. Все должно быть стабильно, понятно и предсказуемо». В общей сложности российский проект привлек порядка 2 млн руб. Планы на будущее Деньги ушли на разработку платформы, маркетинг и продвижение проекта в СМИ и интернете. Что сейчас представляет собой Hello Move? Пользователь заполняет короткую анкету, получает список доступных программ и решает, как действовать дальше — самому или через агентства. В первом случае он покупает у Hello Move подробную пошаговую инструкцию за €150 евро (средняя цена). В ней есть вся необходимая информация по программе — начиная с того, как оформить справку о несудимости, и заканчивая тем, как открыть счет в банке. «Мы пишем большие инструкции, в которых разжеваны все этапы — со скриншотами и видео», — подчеркивает Юрий Виленский. Во втором случае Hello Move бесплатно перенаправляет пользователя на агентства, помогающих с переездом. Сейчас на платформе представлено свыше 70 предложений от агентств. Каждая компания, как уверяют в стартапе, проверяется в режиме «тайного покупателя». Платформа Hello Move находится на стадии MVP (minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт) и в большей степени ориентирована на предпринимателей, желающих открыть бизнес за границей. Зимой 2020 года основатели проекта планируют добавить новый функционал. На сервисе появится личный кабинет, в котором можно будет загрузить документы, калькуляторы и фильтры по агентским предложениям. «Мы добавим геймификацию и разобьем оформление документов на этапы: например, первый шаг — сделать справку о несудимости. Мы расписываем, что пользователю нужно предпринять для ее получения. На другом этапе понадобится написать бизнес-план. Если человек не умеет этого делать, он может нажать на кнопку “помогите мне”, и мы придем на помощь», — поясняет Наталья Сёмина. В течение полугода партнеры надеются привлечь еще больше инвестиций (порядка €200–400 тыс.), а также внедрить CRM-систему для агентств и набрать сотрудников для обработки информации по программам (сейчас команда состоит из 5 человек). Со временем основатели проекта планируют выйти за пределы России и стран СНГ — в Европу. А через полтора года — взять курс на китайский рынок. «Ведь сегодня Китай лидер по числу уезжающих граждан», — заключает Наталья Сёмина. Автор: Ольга Гриневич Фото предоставлены Hello Move

Российский стартап меняет мировой рынок миграционных услуг
© Инвест-Форсайт