Приоритеты-2020
Начавшийся 2020, судя по всему, будет непростым: Послание президента Путина 15 января уже стало судьбоносным для правительства Медведева, уход которого расчистил дорогу для нового, будем надеяться, эффективного и социально-ориентированного правительства Михаила Мишустина. Сравнительный анализ, о пользе которого журнал «Международная экономика» неоднократно говорил в 2019 г., позволяет оценить, что изменилось за год и как поставленные цели выглядят сейчас. В январском номере прошлого года журнал ссылался на экономиста Константина Ремчукова – главреда «Независимой»: – Бизнес продавливает на встречах в Кремле идею дешевых кредитов… Инфляция низкая, но ставка процента высокая, деньги в России дорогие, как нигде… Странно, но кто-то в Кремле верит, что при низкой инфляции экономический рост случится автоматом: «Словно не знают, что в Японии почти десять лет инфляция и ставка банка равны были нулю, а роста не было»… Темпы, направления и характер институциональных преобразований – ключевые проблемы будущего России. В том же январском номере – ссылки на записку секретариата ЮНКТАД «Диверсификация и повышение переработки» (2018), в которой отмечается, что наибольшего успеха добились те развивающиеся страны, в частности, Китай, которые систематически придерживались прагматического подхода к стимулированию диверсификации экономики и структурных преобразований, чему неолиберальная политика в духе «Вашингтонского консенсуса» не помогала. По словам журнала, об этом надо бы задуматься нашим неолибералам и тем, кто предпочитает отдавать предпочтение монетарной политике и таргетированию инфляции вместо развития реальной экономики, остро нуждающейся в инвестициях. По мнению многих авторитетных экономистов, политика безусловной и «макроэкономической стабильности» и «подушки безопасности» носит конъюнктурный краткосрочный характер и не работает на экономический рост, борьбу с бедностью, борьбу с ухудшающейся демографией; повышение платежеспособного спроса населения и «человеческого капитала» – ключевых моментов социально-экономического развития России. Отмечалась важность научно обоснованной стратегии как «искусства принятия решений под давлением тяжелых обстоятельств», чтобы избежать принятия неверных решений. Ссылаясь на дискуссию «Куда мы движемся, и что нам мешает», говорилось о необходимости выработки объединенной идеологии для российского общества как сплава принципов демократии и национальных интересов в политике и экономике. Публиковались конкретные и глубоко обоснованные предложения академика Абела Аганбегяна для «преодоления стагнации, регрессии и достижения 5%-го роста экономики». «Год прошел как сон пустой» (А.С. Пушкин). Но все же не зря: шло накопление резервов и одновременно накопление ошибок, бюрократического непрофессионализма и безответственности до «красной черты». Такой чертой стал январь 2020 и послание президента Федеральному собранию, ставшее историческим и получившее даже название «январская революция». «Запрос на перемены», о которых неоднократно говорил президент, по мнению экспертов («Коммерсант» 16.01), конкретизировался в его предложениях, ряд которых шел вразрез с политикой старого правительства. Его отставка – результат признания неэффективности и по существу неолиберальных подходов финансово-экономического блока правительства, не реагировавшего на нарастание социальных проблем и выступавшего «против лишних затрат». Послание президента содержит три ключевых предложения: борьба с бедностью (увеличение пособий для малоимущих); преодоление демографического спада (расширение применения материнского капитала); стимулирование инвестиций в реальную экономику. Затраты на социальные цели, по подсчетам Антона Силуанова и Алексея Кудрина, составят 400-500 млрд руб., что по сравнению с накопленными резервами немного. Несмотря на рекордные средства в ФНБ и ЗВР и большой профицит бюджета, газета «Ведомости» (16.01) решила все-таки усомниться – неясно, где власти найдут эти деньги… и насколько эффективны будут новые расходы… Ключевая и лучшая поддержка – это изменение среды, в которой живут люди… Можно сколько угодно много тратить денег на переобучение людей, но пока бизнес не начнет создавать новых, высокооплачиваемых рабочих мест, большая часть этих денег будет тратиться впустую… (Тезис, в принципе, верный). Говоря об историческом минимуме доходов населения в 2018 г., «Ведомости» ничего не говорят о максимальных доходах крупного бизнеса – «олигархов», – который мог бы последовать примеру своих западных коллег – «поделиться» и принять большее участие в социальных программах. По мнению главы МВФ Кристины Георгиевой, повсеместное дальнейшее углубление разрыва в доходах грозит новой Великой депрессией, а подсчеты Credit Suisse показывают, что в России на долю всего 10% приходится 83% совокупного состояния всех семей страны. Выводы МВФ: чрезмерное неравенство размывает устои страны. Чтобы разорвать этот порочный круг, нужны политическая воля и реальные реформы. Эксперты Всемирного банка назвали рост производительности труда лучшим способом борьбы с бедностью, важнейшим из которых является достойная заработная плата. И здесь мнения расходятся. Минтруд РФ считает, что одними пособиями с бедностью не справиться, а Минфин в лице тесно сотрудничающей с ним экономической экспертной группой полагает, что оплата труда в стране и так растет в 2,5 быстрее его производительности. И это стало «тормозом экономического роста»!? Однако, независимые эксперты считают такие сопоставления некорректными. «Расхожее представление об опережающем росте оплаты труда по отношению к производительности имеет мало общего с реалиями современной российской экономики», – говорит Ростислав Капелюшников из Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ (НГ 21.01.20). Для этого нужны инвестиции, уверенность бизнеса в том, что они окупятся, конкуренция в экономике, которой так не хватает из-за засилия государства… О социальной роли крупного бизнеса не говорится и в послании президента, зато о мерах, стимулирующих инвестиции, вполне конкретно: неизменность налогов для бизнеса (на 6 лет), компенсация регионам части выпадающих доходов, реформа контрольно-надзорной деятельности и «экономических составов преступлений». Вновь, как и в мае 2018 г., поставлена задача ежегодного роста инвестиций – не менее 5%, с доведением их доли в ВВП с 21% до 25% к 2024 г. Посмотрим, что даст «распечатывание кубышки» – объемы и направления инвестиций из ФНБ, и повлияет ли сохранение низкой инфляции и пониженные ключевые ставки на существенное улучшение условий и масштабы кредитования. Нацпроекты – «драйвер» экономического роста. Новому правительству предстоит поработать над ошибками старого, и в частности, преодолеть бюрократическую медлительность доведения бюджетных денег до конечного получателя, исправить «негибкость и косность этого механизма» (В. Путин). Хочется верить, что правительство Михаила Мишустина – доктора экономических наук, профессионала-технократа, международного признанного авторитета в своей области, «равноудаленного от политических и бизнес-кланов», обладающего «стратегическим видением» и т.д., – будет сопровождать успех. Случайно это или нет, но СМИ обратили внимание на то, что Мишустин отказался участвовать в очередном «Гайдаровском форуме» (известном своими неолиберальными традициями), на котором был анонсирован его доклад «Налоги в цифровом мире». СМИ проводят параллели с правительством Примакова-Маслюкова-Геращенко 1998-1999 гг.: успех во многом зависит от состава кабмина, о чем заявила фракция КПРФ в Думе, на время воздержавшись от голосования за нового премьера. Главное в наказе депутатов новому правительству – это профессионализм в решении социально-экономических задач, поставленных в президентском послании – «концепции сбережения нации». Другая важная задача – поправки к Конституции, особенно те, которые обеспечивают приоритет ее норм над нормами международного права, если последние противоречат Конституции РФ. Это тем более важно в современной геополитической обстановке, когда непредвиденные события – «черные лебеди» – новые санкции США, например, попытаются помешать реализации намеченных целей. Выводы сравнительного анализа: для больших реальных реформ нужны большая политическая воля плюс профессионализм.