Горнова: закон о лоцманском обеспечении исправит парадокс в мореплавании
Новая редакция законопроекта о лоцманском обеспечении торгового мореплавания учитывает замечания комитета Госдумы по транспорту, закон призван изменить отношение к лоцманскому корпусу страны. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявила координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова: Международное обязательство по лоцманской проводке судов уже давно нуждалось в привязке к нашему национальному законодательству для восстановления единой системы лоцманского обслуживания в рамках её единого экономического пространства, чтобы обеспечить оптимизацию тарифа на лоцманские услуги для каждого порта с учётом разницы в их посещаемости, огромной протяжённости нашего морского побережья и различия климатических зон страны. При таком подходе проще будет исправить сложившуюся парадоксальную ситуацию, когда государство фактически вынужденно дотирует доходность частных компаний, обосновавшихся исключительно в прибыльных портах. На сегодняшний день получается, что лоцманский сбор — один из обязательных портовых сборов регулируется разными законами в разных организациях. В одном случае он является целевыми средствами на безопасность мореплавания (ФГУП Росморпорт), а в другом — коммерческим доходом частных предпринимателей. Также ряд аспектов национальной безопасности, составляющей которой является лоцманская служба, вопросы кибербезопасности, технологический прогресс, возможность применения новейших отечественных разработок, необходимость в современном оборудовании диктуют необходимость обновления всей системы и централизации лоцманского сектора. Возвращаясь к истории, лоцманский сбор не является коммерческим доходом ни в одной из ведущих морских стран, а в России на момент известного решения Конституционного суда в 2004 году, предписывающего урегулировать деятельность негосударственных лоцманских организаций, все они были некоммерческими, учреждёнными ассоциацией лоцманов. За 15 лет никакого правового урегулирования в этой части не произошло, этим законодательным пробелом не замедлили воспользоваться коммерсанты и с тех пор развитие нормативной правовой базы лоцманского обеспечения всячески сдерживалось в интересах частного сектора. В итоге это привело к экономическим перекосам, когда Росморпорт имеет ежегодно сотни миллионов убытков по лоцманской деятельности, обеспечивая лоцманской проводкой по сути всё наше морское побережье, а частные лоцманские компании обосновавшись в нескольких рентабельных портах получили возможность выводить сотни миллионов лоцманского сбора в доход своих аффилированных компаний. В дополнении ко всему Россия в своей системе лоцманского обеспечения получила ещё и такое, недопустимое в других странах явление, как конкуренция нескольких лоцманских организаций на одном участке лоцманской проводки, что снижает эффективность затрат на одну лоцманскую операцию — во-первых, а во-вторых это признано вредным для безопасности мореплавания во всём мире и от этого уже давно отказались лоцманские службы за рубежом. В Межрегиональном профсоюзе лоцманов отмечают, что в нынешней модели вообще невозможно организовать сотрудничество государства и лоцманов на основе принципов социального партнёрства, изложенных в ст. 24 Трудового кодекса РФ. Наблюдается тенденция к понижению уровня подготовки лоцманского состава, особенно в части необходимой практики на крупнотоннажных судах, ухудшение условий труда. А в частных компаниях, где лоцманы вынуждены руководствоваться коммерческими интересами их хозяев, профрегламенты уходят на второй план и нарушения режима труда лоцманов становится нередким явлением. В положении о лоцманах до сих пор нет определения лоцманской организации и, в нарушение норм Кодекса торгового мореплавания при отсутствии лицензирования и сертификации лоцманских организаций, не прописано никаких требований к ней. В процессе подготовки нового проекта положения о морских лоцманах, мнение представителей лоцманов игнорируется. За 15 лет не появилось ни закона, регулирующего деятельность негосударственных лоцманских организаций, ни правового механизма, которым государство по каким-то основаниям, причинам, критериям, делегирует им свои полномочия на предоставление лоцманского обеспечения в конкретном порту. Лоцманы надеются, что после 15-летнего неисполнения известного постановления Конституционного суда, создание единой государственной лоцманской службы приведёт к изменению политики государства по отношению к лоцманскому корпусу страны, верному и надёжному защитнику рубежей безопасности мореплавания. Законопроект о лоцманском обеспечении торгового мореплавания внесла в Госдуму группа сенаторов Совфеда во главе с Сергеем Митиным.