Налоги «Транснефти» не зависят от места регистрации подразделений

Томские СМИ соревнуются, кто сильнее испугает население реорганизацией АО «Транснефть — Центральная Сибирь». Эта дочерняя компании ПАО «Транснефть» расформировывает томское подразделение, функции которого распределятся по соседним подразделениям компании. «Коммерсантъ-Сибирь» со ссылкой на начальника департамента финансов Александра Феденева, сообщает, что вследствие ухода «Транснефти» бюджет региона ежегодно будет недополучать 400−500 млн руб. «РИА-Томск» увеличило потери до 800 млн рублей. Всех, как обычно, перещеголял «Московский комсомолец — Томск», дав новость под заголовком «Томская область потеряет от ухода «Транснефти» более 3 миллиардов рублей налогов»! Правда, где-то в глубине текста журналисты признаются, что это «предполагаемые» (!) потери за «пять лет» (!), но кто сейчас читает что-то дальше заголовка? Все как по старому армянскому анекдоту: «А правда, что профессор Айвазян выиграл в лотерею миллион рублей? Правда, только не профессор, а студент, и не миллион, а сто рублей, и не в лотерею, а в преферанс, и не выиграл, а проиграл». Разучились томские журналисты писать правду, видимо, давно потребности не было. Помогаем. «Транснефть-Центральная Сибирь», как и остальные дочерние компании ПАО «Транснефть», составляют «Консолидированную группа налогоплательщиков» (КГН, см. Налоговый кодекс ст. 25.1). Одна из особенностей этой формы уплаты налогов — независимость распределения налога на прибыль по регионам от того места, где зарегистрированы участники КГН. Налог на прибыль всех участников КГН суммируется, а его распределение по субъектам РФ производится исходя из среднесписочной численности работников и остаточной стоимости основных средств структурной единицы КГН на территории региона. Поскольку нефтеперекачивающие и прочие производственные объекты, формально переводимые на баланс других подразделений АО «Транснефть — Западная Сибирь», фактически продолжат работу в Томской области, и число работников на этих объектах не изменится, не изменится и распределение налога на прибыль. Кстати, когда в 2012 году крупнейшие компании страны переходили на КГН, Москва и Петербург существенно потеряли в налогах. Основные региональные налоги — налог на имущество и налог на доходы физических лиц. В 2020 году «Транснефть» заплатит их в том же размере, как и годом раньше, они даже немного подрастут. Налог на прибыль действительно станет меньше, но его уменьшение не имеет ни малейшего отношения к реорганизации «Транснефть — Центральная Сибирь». Снижение налога на прибыль в бюджет Томской области в 2020 году связано с общим снижением прибыли по группе «Транснефть». Это обусловлено несколькими причинами. Одна из самых существенных — ограничение тарифов на прокачку нефти и нефтепродуктов (единственный источник доходов компании) принципом «инфляция минус», которой придерживается регулятор: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России. ФАС из принципа не воспринимает никакие аргументы «Транснефти» о реальном уровне инфляции по закупаемым компанией трубам и оборудованию, упрямо приравнивая рост цен на железные трубы к росту стоимости картофеля и дешевых сортов хлеба, инфляция по которым в два раза ниже. В результате расходы «Транснефти» растут гораздо быстрее ее доходов. Вторая причина, в соответствии с дивидендной политикой правительства РФ в отношении компаний с госучастием ПАО «Транснефть» отныне должно ежегодно направлять на выплату дивидендов до 50% от консолидированной чистой прибыли по МСФО. Это также сказывается на прибыли дочерних обществ, уплачивающих налоги в бюджеты субъектов РФ. Настоящие цифры налоговых платежей в бюджет Томской области от организаций системы «Траснефть» приведены в таблице. Налоговые платежи организаций системы «Транснефть» в бюджет Томской области за период 2019 — 2021 гг. в тыс. рублей Наименование налога 2019(факт) 2020(план) 2021(прогноз) Налог на прибыль 819 706 396 056 758 410 Налог на имущество 462 051 480 106 550 839 550 697 617 447 630 707 Прочие налоги 8 197 8 435 8 518 Итого 1 840 652 1 502 044 1 948 474 Видно, что единственный серьезный провал в налогах — это сокращение платежей по налогу на прибыль в 2020 году относительно прошлого года. Но в 2021 году компания планирует вернуться к прежнему размеру данного налога, а общий размер налогов значительно вырастет. Возникает вопрос — зачем чиновники областного правительства занижают поступления в бюджет, если деньги все равно поступят? А для того, чтобы самостоятельно распределять «неожиданно возникший» профицит, — без утверждения областной думы и информирования губернатора. Впрочем, этим грешат и на федеральном уровне, в Минфине, когда готовят годовой бюджет страны, закладывая самые пессимистичные ожидания как по стоимости нефти, так и по курсу рубля. Это, конечно, не коррупция, но на определенные размышления такие факты невольно настраивают.

Налоги «Транснефти» не зависят от места регистрации подразделений
© ИА Regnum