«Наш мобильный офис размещался в красном сорок первом "Москвиче"». Успешные предприниматели — о своем первом деле
Сергей Барышников, сооснователь SALO Первый полноценный бизнес я открыл в 1999 году, на следующий день после защиты диплома в МИСиC. К тому времени у меня был довольно раскрученный сайт с объявлениями (сильно упрощенная версия Avito). Я видел, как интересен пользователям раздел мобильной связи, поэтому не придумал ничего лучше, чем на этом же сайте открыть интернет-магазин мобильных телефонов. Я связался с большинством барыг, которые обитали у меня на сайте, договорился на оптовые цены с самыми адекватными из них, а потом пустил весь трафик из этого раздела к себе в магазин. То есть телефоны и контракты можно было купить только у меня. Profit! Первый год весь наш мобильный офис размещался в красном сорок первом «Москвиче». Каждое утро мы выезжали в районе семи утра, а возвращались приблизительно в полночь, принимая заказы в пути и сразу же их реализовывая. И только спустя год появились настоящие бизнес-атрибуты: интернет-магазин на отдельном домене, первый офис, первые сотрудники, первый склад, первое ограбление, первый «кидок» от ментов. Через три года у нас уже было больше сотни курьеров, доставка в регионы телефонов, автозвука, игровых приставок и прочих радостей жизни. А выручка в пике доходила до $2 млн в месяц. Но в итоге спустя восемь лет все закончилось довольно плохо. На самом деле я могу пересчитать людей, которые вовремя успели выпрыгнуть из этого бизнеса в плюсе, по пальцем одной руки — все остальные закончили с разным уровнем потерь. Что уж говорить, все мы приобрели кучу опыта — как минимум научились разбираться в людях, считать и разделять деньги компании и личные средства и правильно общаться со всеми слоями общества: от чиновников до бандитов. Ребятам, которые только собираются открыть свой первый бизнес, прежде всего хочу пожелать не бояться ошибиться. Потому что каждая проанализированная ошибка тут же становится новой возможностью. Живите в этой парадигме, развивайте свое окружение и социальные связи и через какое-то время результаты и деньги сами за вами придут. Александр Антонов, основатель Puzzle English и Speak Peak Первые деньги я заработал в самом начале «девяностых», будучи еще школьником. Партнером стал мой одноклассник. Идея пришла из нашего с ним общего увлечения компьютерной приставкой ZX-spectrum. Мы продавали на компьютерном рынке в Митино кассеты с играми для этой приставки в комплекте с печатными буклетами. Полноценные ПК стоили тогда бешеных денег, их ни у кого не было. А ZX-Spectrum хоть и назывался официально компьютером, на самом деле был приставкой к телевизору, а его могли себе позволить многие. Девайс был исполнен в виде клавиатуры, вся начинка внутри. В качестве монитора — телевизор, а вместо дисковода — кассетный магнитофон. У моего друга Андрея (точнее, у его родителей) был «крутой» импортный двухкассетный магнитофон. Благодаря этой штуке мы могли быстро дублировать наборы с играми, это делалось через ускоренную запись на пленочные кассеты. К каждой кассете мы распечатывали специальный буклет, содержащий вспомогательную информацию: перечень игр, правила, карты уровней. К тому же у папы Андрея на работе был черно-белый принтер — еще одно наше «ноу-хау». В те времена принтеры были большой редкостью. Игры на кассетах продавали многие, а буклет в подарок был только у нас, что здорово повышало конверсии в продажу. А когда пришла пора готовиться к вступительным экзаменам в институт, мы забросили этот бизнес. Никаких выводов не делали, но полезные бизнес-навыки, думаю, приобрели. Моя рекомендация для начинающих предпринимателей — переставайте думать и начинайте уже что-нибудь делать! Денис Решанов, основатель сети «Персональное решение» На первом курсе мы с другом открыли фирму по ремонту компьютеров. Рассуждали так: учимся на математическом факультете СПбГУ, под боком куча айтишников, почему бы этот ресурс эффективно не использовать? Суть была в том, что есть компания-клиент с 10-15 компьютерами, которые постоянно ломаются: то принтер не работает, то система глючит, то ПО установить не получается. Держать своего человека в штате — дорого, поэтому компании предпочитают обращаться к аутсорсинговым организациям, которые по вызову приедут и все проблемы решат. Вот мы и стали такой организацией. Фирма просуществовала три года, а в 2009 году мы закрыли бизнес, успев совершить, наверное, все существующие ошибки. Первая, и самая главная ошибка, из которой вытекают все остальные, — мы открыли бизнес в сфере, которая нас никогда не увлекала. Я и сейчас не люблю чинить компьютер сам, а тогда мне приходилось ковыряться в железе, и делал я это, мягко говоря, без особого энтузиазма. Такой подход не вел к качеству. Мы просто зарабатывали деньги, и клиенты это тоже понимали: на встречах нам не удавалось производить впечатление увлеченных профессионалов. Максимум, на который мы могли претендовать, — демпинговое сотрудничество с теми компаниями, которым не хватало денег на нормальную компьютерную поддержку. А из-за отсутствия экспертизы мы не могли проверить навыки наших работников, поэтому за результат проделанной работы часто приходилось краснеть. В 2007 году появился мой нынешний проект — бизнес, который значительно больше меня увлекал. Первая компания тоже продолжала существовать: мы даже вложили туда по семь тысяч долларов, чтобы собрать сильную команду и снять офис. Но спустя год ее все равно пришлось закрыть: разыгрался кризис и находить клиентов становилось все сложнее. А текущий проект успешно пережил этот период и даже вырос. Почему так получилось? Ключевой момент в том, сколько энергии предприниматель готов вложить в бизнес и верит ли он сам в успех своего дела. Андрей Корхов, CEO Sarafan Technology Inc. Свою первую компанию я основал еще в университете. Для курсовой работы я разработал электронную карту Красноярска — «Ярмап» и добавил туда контакты местных компаний. Для нашего города такая карта стала одной из первых — 2GIS только выходил на рынок, и многие ему не доверяли. Я даже не ожидал, что «Ярмап» вызовет такой ажиотаж — картой начали пользоваться сначала студенты, потом другие красноярцы. Мы решили частично монетизировать платформу — компании на карте размещались бесплатно, но мы предложили и платные опции — специальные выделения, рекламу. Первых клиентов нашли за пару дней, и я отправился регистрировать бизнес. Росли мы быстро — привлекли крупных клиентов — Coca Cola, «Яндекс», «Енисей Телеком» и получили запросы от других городов России и стран СНГ. Постепенно проект начал работать сам на себя, и стало скучно — ранний запал, на котором мы готовы были работать по 24 часа в сутки, пропал. Зато появились идеи новых проектов. Мы решили выйти из бизнеса — геоданные частично продали «Яндексу», в остальном проект стал работать только по франчайзи. С «Ярмап» мы набили кучу шишек — долго учились продавать, делегировать, выстраивать отношения с госструктурами. Зато с нашим вторым бизнесом — которым занимаемся до сих пор — мы уже не совершали подобных ошибок. Для тех, кто только начинает, мой совет: задумал что-то сделать — не торопись. Изучи рынок и опыт конкурентов, пообщайся с ЦА, сделай хотя бы минимальный custdev. Лучше потратить неделю на вдумчивый разбор, чем убить уйму сил, времени и финансов впустую. Станислав Костяшкин, основатель компании Continent Express Идея первого бизнеса пришла в далеком 1996 году, когда, вернувшись в Москву из многолетних полярных экспедиций, я задумался, чем заняться. Мне было почти под 30. Вокруг процветали туры в Египет и Турцию — организовывать их совсем не хотелось, но я увидел спрос крупного бизнеса на услуги corporate travel и создал компанию, которой руковожу до сих пор. В то время индустрии business travel в России не было, и мы создали ее с нуля. Весь первый год мы изучали лучшие западные практики и разбирались, что именно нужно будущим клиентам. Мы сразу поняли, что будет востребована комплексная услуга, которая должна забирать все заботы клиентов на аутсорсинг (от разработки идеи поездки до формирования отчетных документов). К моменту открытия бизнеса у меня было много связей на уровне руководства крупных компаний, которые сложились еще во времена экспедиций. Знакомства — то, что сейчас называют нетворкингом, — помогли получить первых клиентов. Конечно, были курьезные случаи — слетевшие бронирования для топ-лиц или испарившийся трансфер для высокопоставленной делегации короля Норвегии, — но мы все это решали в авральном режиме. Именно эти недочеты первых пары лет и сформировали наше внутреннее правило работы — по 100 раз проверять все детали поездки и всегда иметь запасной план. Бизнес — бесконечный марафон на выносливость, который похож на длительный поход на лыжах по дрейфующему льду. Неважно, голоден ты или устал, надо идти дальше. И всегда быть готовым начать все сначала. Артем Жданов, основатель бренда LaowaiMe Я никогда не задумывался о себе как о предпринимателе. Да, была мечта делать что-то в международном поле, но ни один из своих проектов я не планировал специально как бизнес. Все выросло из хобби или part-time job. Еще во время обучения в университете по специальности «Регионоведение» (Китай), я начал писать статьи на темы, связанные с Китаем, и создал паблик во «ВКонтакте» «Это Китай, детка!». Паблик быстро набирал подписчиков, когда их число достигло 15 тысяч, начал давать рекламу. К тому времени я уже закончил университет и переехал в Китай, где работал сначала помощником директора на фабрике, а затем отвечал за креатив и медиа в логистической компании. С ростом паблика росли и запросы на помощь ведения бизнеса с Китаем. Когда их стало достаточно, а я набрался опыта по производству, я расстался с последней работой и стал частным консультантом, запустив параллельно сайт «ЭКД». Сейчас это самое посещаемое новостное издание о Китае на русском языке. Можно сказать, что все остальные мои проекты так или иначе выросли именно из этих медиа. Так, например, появилась компания UCHINA, которая специализируется на помощи в работе с Китаем. Поднебесная дает огромные возможности, и это большая проблема — их так много, что хочется хвататься за все сразу, в итоге не получается сфокусироваться. Поэтому нужна четкая специализация. Но помимо фокуса секрет в том, чтобы заниматься действительно важными для вас вещами. Поэтому успешные и счастливые предприниматели получаются из тех, кто начинает бизнес с хобби. Елена Меркулова, сооснователь выставки HoReCa PIR Expo Изначально мы делали музыкальную выставку «Музыка Москва». Мы ездили по миру, наблюдали, как работают с профессиональным оборудованием и заодно смотрели, как развивается ресторанный бизнес. Так, однажды нам на глаза попался справочник, в котором была указана детальная информация о поставщиках, брендах, оборудовании. Идея создания такого же справочника запала нам в душу, и мы решили сделать что-то подобное про индустрию гостеприимства. В силу информационного вакуума, который тогда существовал, наши рекламодатели и читатели были довольны этим изданием. Рестораны, клубы, отели, парки — всем это было интересно. Вложения в проект были нулевыми, средства за участие собирались в виде стопроцентной предоплаты. А через год после справочника мы стали делать и выставку — позволяли опыт и правильные взаимоотношения. К сожалению, наша первая выставка «ПИР» совпала c масштабным кризисом 1998 года. По всем каналам СМИ прошел бодрый слоган: «"ПИР" во время чумы». Поэтому результат, который мы получили, нас не обрадовал, но мы не опустили руки и продолжили, так как верили в проект и любили его всем сердцем. Сейчас, по прошествии 23 лет, это уже общепризнанное в России и в мире событие. Создавайте не сиюминутный бизнес, который зарабатывает деньги на хайпе, а потом сдувается, а компанию, о которой будут помнить. Фото на обложке: Unsplash