Инвестиции в искусство: купить легко, продать сложно

На прошедшем в минувшую пятницу арт-вечере ИД «Коммерсантъ» эксперты рассказали, как выбрать картину с хорошим потенциалом и на кого из современных художников обратить внимание. Фото предоставлено ИД «Коммерсантъ» Один инвестор купил картину Жан-Мишеля Баскиа «Джим Кроу» на аукционе Christie’s за $136 тысяч, а продал (через четверть века) за $16 миллионов. «Сухостой» Ивана Шишкина в 2012 году был приобретен на Sotheby's за 881 тысячу евро, а всего через два года эта работа ушла за 1,2 миллиона. Таких историй множество, и они вдохновляют — так и хочется сделать выгодное вложение и купить не слишком дорогой современный арт-объект, который когда-нибудь признают шедевром и оценят по достоинству. Какие факторы влияют на цену работы, созданной художником, стоит ли вкладывать средства в произведения современных мастеров, как не ошибиться с выбором? Об этом и многом другом говорили эксперты, собравшиеся на арт-вечер ИД «Коммерсантъ» в галерее Cube Moscow. Здесь же, в «Кубе», можно было приобщиться к миру современного искусства — на меланхоличных пейзажах Ростана Тавасиева красуются плюшевые тролли с бегающими глазками, Александр Тито рисует комиксы поверх комиксов, в центре внимания Владимира Грига — мухомор. Станет ли покупка одной из этих странных картин за, скажем, 250 тысяч рублей, выгодной инвестицией? Вряд ли. Профессионалы утверждают, что наилучшим инвестиционным потенциалом обладают работы стоимостью от $250 тысяч. Международный эксперт по альтернативным инвестициям Жеральд Отье. Фото предоставлено ИД «Коммерсантъ» По словам Жеральда Отье, международного эксперта по альтернативным инвестициям, ключевым фактором, который влияет на цену работы, является ее уникальность. Но адекватно оценить картину или скульптуру нелегко даже человеку с художественным образованием, поэтому важно, говорит Отье, найти хорошего эксперта в этой области или заслуживающий доверия фонд, занимающийся искусством. И добавляет, что одно из главных условий удачных вложений — диверсификация инвестиций. Профессионалы выдают такую «формулу успеха»: 30% в инвестиционном портфеле должны составлять работы молодых и модных художников (активы с самым высоким риском), 20% — современных художников, работающих с крупными галереями, участвующих в престижных выставках, 50% — признанных мастеров. «Если 10 лет назад только 6% инвесторов включали в свои активы произведения искусства, то сегодня эта цифра выросла вдвое. Вложения в искусство становятся популярнее. Но важно помнить, что нет хороших инвестиций, есть инвестиции, которые вам подходят», — говорит Отье. Кому же подходят инвестиции в искусство? Во-первых, тем, кто умеет ждать — быстро и с выгодой перепродать картину вряд ли удастся: для максимальной прибыльности эксперты советуют придерживать арт-произведения до продажи 7–12 лет. Во-вторых, тем, кто не прочь рискнуть, — точно рассчитать прибыльность от вложения в покупку той или иной работы не удастся. Так, произведения одного из самых известных и дорогих из ныне здравствующих художников, Джеффа Кунса, в прошлом году неожиданно сильно упали в цене. Или, взять, к примеру, Дэмиена Хёрста — с четвертого места в рейтинге из пятисот самых востребованных художников он не так давно переместился на 86-е. По мнению главного редактора «Коммерсантъ Арт» Александра Щуренкова, такие резкие изменения на рынке могут быть связаны с модой на художников из Африки и Латинской Америки (работа нигерийки Нжидеки Акуниили Кросби Bush Babies была продана на Sotheby's за $3,4 миллиона). Фото предоставлено ИД «Коммерсантъ» Даже покупка произведения одного из великих мастеров не гарантирует прибыли в будущем (покупателя найти нелегко, а расходы на содержание картин существенные), что уж говорить о современных художниках. Есть ценник, но не определена ценность — это про современный арт. Как же выбрать стоящую работу? У Елены Белоноговой, соосновательницы Cube Moscow и коллекционера современного искусства, свой опыт инвестиций и свои секреты. «Коллекционеры говорят, что на собственных деньгах очень быстро учишься делать правильный выбор. И это действительно так. У меня есть картины, которые хранятся в диване — мне не хочется на них смотреть и стыдно предлагать на продажу. И я стараюсь не повторять таких ошибок. Мой “рецепт удачи” прост: большую часть работ я покупаю в местах, которым доверяю. А еще — при выборе картин всегда включаю эмоции. Работа должна мне понравиться. Такая картина, если даже упадет в цене, скорее всего, продолжит меня радовать». Искусство — не та сфера, которая приносит быстрые деньги. Инвестиции в искусство рискованны — произведение может упасть в цене, оказаться подделкой или просто выйти из моды. Но радость от приобретения картины любимого художника, азарт торгов и охоты за шедевром ни с чем не сравнимы! Автор: Наталья Сысоева

Инвестиции в искусство: купить легко, продать сложно
© Инвест-Форсайт