Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Звонки от телефонных мошенников предлагают блокировать автоматически

У телекоммуникационных компаний должно быть право автоматически блокировать звонки от телефонных мошенников. Глава думского Комитета по финансовому рынку рассказал «Парламентской газете», что рассчитывает внести на рассмотрение парламента законопроект, расширяющий полномочия операторов, уже в этом году. Опрошенные изданием эксперты уверены, что простой блокировки недостаточно — выявленные номера нужно передавать полиции и задерживать злоумышленников.
Звонки от телефонных мошенников предлагают блокировать автоматически
Фото: Парламентская газетаПарламентская газета
Защита по телефону
Сегодня большую часть всех незаконных списаний денег мошенники проводят, представляясь по телефону сотрудниками банка. Злоумышленники обманом под разными предлогами выманивают у граждан персональные данные, коды и пароли. При этом нередко они используют номера, схожие с номерами служб клиентских сервисов крупных банков.
«Существует технологическая возможность блокировать звонок, который идёт не от банка. Телекоммуникационные компании смогут реагировать на несанкционированные звонки с таких номеров, чтобы мошенники не вводили людей в заблуждение», — сказал «Парламентской газете» Анатолий Аксаков.
Парламентарий уверен, что технология больших данных позволит своевременно выявлять недобросовестных абонентов, даже если те будут часто менять номера. В поддержали инициативу депутата. Первый зампред Комитета по экономической политике палаты регионов отметил, что вопрос борьбы с телефонными мошенниками сейчас весьма актуален.
«Возможно, для реализации инициативы не потребуется отдельный закон — подобные меры частной регуляции могут решаться постановлением Правительства. Однако если делать отдельный документ, он не должен ограничиваться банковскими мошенниками. Сейчас распространены схемы обмана с интернет-магазинами. Мы должны обеспечить защиту граждан от любых видов электронного мошенничества», — подчеркнул сенатор.
Добавим, что ранее «Парламентская газета» писала о прогнозах экспертов , согласно которым к 2035 году 96 процентов всех платежей россияне будут совершать с помощью цифровых систем. Комментируя мнение учёных, законодатели отмечали, что государство должно обеспечить надёжность транзакций и сохранность средств на счетах граждан. Разрабатываемый Анатолием Аксаковым проект закона может послужить именно этой цели.
«Фильтр сообщества»
С технической точки зрения реализовать инициативу, над которой работают парламентарии, несложно. У некоторых коммерческих компаний уже есть программы, работающие на основе отзывов сообщества, рассказал «Парламентской газете» директор по науке и технологиям Агентства Искусственного Интеллекта Роман Душкин.
«В любом современном смартфоне есть функция блокировки нежелательных номеров. Человек может скачать специальное приложение, которое аккумулирует данные других пользователей — оно подскажет, если звонящий абонент ранее получал от кого-то «чёрную метку». Государство может создать собственную саморегулирующуюся систему на тех же принципах», — пояснил эксперт.
При этом у системы может оказаться весьма полезный «побочный эффект». Если недобросовестный коммерсант решит использовать её для борьбы с конкурентами — например, начнёт массово добавлять телефонные номера в чёрный список, — программа сможет выявить эту тенденцию. Честного бизнесмена не заблокируют, а вот его недоброжелателя могут обвинить в недобросовестной конкуренции.
«Мошенники звонят широкому кругу людей, поэтому статистическое распределение «чёрных меток» будет отличаться от ситуации, когда идёт борьба против одной конкретной организации. Математическими методами это легко вычислить», — добавил Роман Душкин.
Для большей эффективности не нужно ограничиваться простой блокировкой номеров, с которых происходит «холодный обзвон» потенциальных жертв мошенников, уверен член Московской коллегии адвокатов, полковник милиции в отставке .
«После блокировки, выявленные номера нужно передавать , чтобы те дальше отрабатывали их. Оперативники должны завести уголовное дело, выявить тех, кому принадлежит номер. Собрать на них доказательства, возможно даже методом ловли «на живца», а после задержать и предать суду», — заявил он.
По словам эксперта, каждый случай телефонного мошенничества нужно стараться доводить до приговоров и реальных тюремных сроков. Простой профилактики с блокировками будет недостаточно — это лишь «комариный укус», подчёркивает Евгений Черноусов. А подобный вид мошенничества несёт большую социальную опасность, поскольку чаще других жертвами становятся пенсионеры, напомнил отставной полицейский.