Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Почему тамбовские семьи живут на вокзале

Еще при СССР правление ЮВЖД предоставило им служебное жилье, которое стало постоянным. В их паспортах, в графе "место жительства", так и написано: "Станция Рада".
Почему тамбовские семьи живут на вокзале
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета
Входной двери у "жилой" половины вокзала нет уже лет восемь. За покривившимся проемом - тьма, гуляющий под ногами дощатый пол и лестница на второй этаж, по которой старожилы Рады советуют подниматься с осторожностью - ступеньки ветхие. Сбоку из лестницы торчит здоровенный кованый гвоздь с квадратной шляпкой. Посреди лестничного марша радовцы предупреждают о новой опасности - теперь сверху. С пыльного потолка свисают широкие пласты отставшей штукатурки. На беленной когда-то стене нацарапано "Лохи".
- Раньше за зданием следили, хотя бы внешнюю красоту поддерживали. Перед приездом начальника дороги всегда красили-белили. А с 2017 года вообще про нас забыли, - вздыхает Наталья Машталер. Она много лет проработала в Раде товарным кассиром и осталась единственной из обитателей вокзала, у кого сохранился ордер на жилье, выданный когда-то железной дорогой. Остальные живут на птичьих правах, без документов.
Здание вокзала медленно падает, наклон пола в квартирах ощущается без приборов
На станции представлено три поколения. Старейшина - 74-летняя Ольга Шманева отдала железной дороге полвека, работала на самом тяжелом участке, монтером путей. Теперь глядит на эти пути из перекосившегося окна. Здание вокзала медленно падает, наклон пола в квартирах ощущается без приборов, окна перекошены и не открываются. А стекла в них регулярно осыпаются от вибрации, вызванной проходящими составами.
- Нам часы не нужны: время определяем по поездам, - поделилась местным лайфхаком Наталья Валентиновна. - В 7.40 утра проходит дизель Кирсанов - Тамбов, в 8.50 он идет обратно. В 16.10 еще одна электричка на Тамбов - теперь из Умета. Обратный поезд в 17.40.
Среднее поколение, выросшее среди стрелок и запасных путей, вспоминает, как "играли в прятки на погрузочной платформе или точили вечерами лясы на перроне". Современная молодежь, трое пацанов, не пропускает ни одной погрузки военной техники - рядом с Радой находится крупный армейский полигон.
Станционные удобства расположены на улице, из благ цивилизации в здании вокзала присутствует лишь водопровод, проложенный на средства жителей в 90-е годы, да отопление. Газа нет, готовят радовцы на электроплитках, а старожилы помнят времена, когда отапливались печками. Жители станции Рада не раз обращались к руководству ЮВЖД с просьбой привести в порядок их нынешнее жилье или подыскать новое. Но, поскольку действующих работников среди жалобщиков нет, путейцы отнеслись к мольбе прохладно. Суть ответов на обращения такова: пока работали, надо было становиться в очередь на улучшение жилищных условий, а теперь уже поздно. Хотите - живите так, не хотите - ищите себе новое жилье сами.
А чтобы вокзальные обитатели не надоедали начальству жалобами, им перекрыли доступ в уличный туалет - на будочку навесили замок, ключ от которого есть только у действующих работников .
Официально
Владимир Подолян, начальник дирекции по эксплуатации зданий и сооружений :
- Здание вокзала на станции Рада задействовано в производственной деятельности железной дороги: на первом этаже расположены кабинеты начальника станции, товарной конторы. Перевод помещения из статуса "нежилое" в статус "жилое" никогда не производился. Согласно акту комиссионного осмотра 2019 года, здание вокзала аварийным не является. Требуется проведение косметического ремонта внутри помещения - средства на него будут учтены при планировании бюджетных затрат на 2020 год.
Хроники холодного дома
Панельная двухэтажка на шесть квартир на окраине тамбовского Мичуринска четвертую зиму живет без тепла. Когда-то дом этот - единственный жилой в промзоне, отапливала котельная завода поршневых колец. Завод закрылся, его территорию распродали по частям, котельную разобрали на металлолом. В микрорайонах по другую сторону шоссе поставили блочные котельные, тянуть от них километровую теплотрассу к единственному дому сочли экономически нецелесообразным. Городские власти признали двухэтажку аварийной, выдали жителям электрические обогреватели и на том успокоились.
Несколько лет обитателей холодного дома кормили обещаниями найти им нормальное жилье, когда будет утверждена областная программа по расселению аварийных домов. В январе 2019 года программу утвердили, но мичуринская двухэтажка в нее не попала. Теперь мэрия Мичуринска озвучила новый вариант: выкупить у жильцов их неуютные квартиры. Процесс это небыстрый - к лету 2020-го планируется провести оценку недвижимости, потом каждому собственнику направят предложение продать свои квадратные метры по определенной цене, и, если тот согласится, в бюджете предусмотрят необходимые средства.
За четыре года в Мичуринске сменился градоначальник, страданиями жителей заводской окраины занимались ОНФ и , но ситуация в доме 1 на улице Новая Площадка не улучшилась. Разве что канализацию в 2018-м провели: до этого коммунальные воды текли в подвал, отчего в доме поселились сырость и зловоние. Мощности электрокалориферов для обогрева квартир явно недостаточно: дети болеют, взрослые не вылезают из шерстяных одежек, в мороз собирают всех домашних и обогреватели в одну комнату, тем и спасаются. Кстати, счета за электричество на Новой Площадке выше, чем в элитных коттеджных поселках - от пяти тысяч рублей в месяц.
Насколько новая затея городских властей окажется эффективнее предыдущей, покажет время.
Справка "РГ"
Тамбовская станция Рада больше известна за границей, чем в России. С 1943 года сюда начали привозить военнопленных, и по мере успехов советских войск поток все увеличивался. В Раде устроили пересыльный пункт, где немцев, японцев и даже подданных Герцогства Люксембург выгружали из поездов и распределяли по лагерям. Многие остались здесь навсегда - небольшой поселок при станции окружают обширные кладбища, разделенные по национальному признаку, а у путей в начале 2000-х годов появился обелиск уроженцам Эльзаса. Аккуратная стела окружена клумбой с белой галькой, рядом асфальтированная стоянка для автобусов - потомки сгинувших в тамбовской дали французов ежегодно приезжают в Раду. Сама станция расположена по другую сторону железнодорожного полотна, и тут тоже есть обелиск - в начале 1943 года отсюда прямо на Курскую дугу отправилась танковая колонна "Тамбовский колхозник", построенная на народные деньги. Об этом событии напоминает силуэт Т-34 с обломанным стволом.