Топ-5 российских продуктовых ритейлеров

Вот и прошли новогодние праздники — лучшее время для деятельности сетевых продуктовых ритейлеров. В ушедшем году все они имели проблемы со сбытом ввиду снижения покупательной способности населения. Но боролись с ними по-разному: кто-то модернизировал ассортимент и инфраструктуру магазинов, кто-то просто закрывал самые убыточные точки. X5 Retail Group Крупнейший по выручке за 1-е полугодие 2019 года, судя по всему, и по выручке за 9 месяцев 2019 года, и за 3-й квартал 2019 года, а также по торговой площади сетевой продуктовый ритейлер в России. По количеству магазинов с довольно большим отрывом уступает «Магниту», но это скорее не плохой, а хороший признак, свидетельствующий о более продуманной, чем у «Магнита», политике расширения, так как ухудшение результатов у последнего вызвано в первую очередь деятельностью торговых точек, появившихся в последнее время там, где не существует иных обоснований для их открытия, кроме освободившихся для аренды или продажи площадей. Принадлежащие X5 магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» следуют более четкой маркетинговой политике, чем у конкурентов. Финансовые результаты показывали в течение 9 месяцев 2019 года очень хорошую динамику, скорректированная EBITDA увеличилась на 20,7%, операционная прибыль на 15,9%, скорректированная чистая прибыль — на 35,6%, чистая прибыль — на 11,8%. Однако в 3-м квартале финансовые результаты оказались не столь безоблачными: операционная прибыль сократилась на 29,7%, чистая прибыль — на 72,3%. Естественно, это не могло сказаться негативно на динамике акций компании на Московской и Лондонской биржах, тем более что катализатором падения послужил уход генерального директора «Пятерочки». Основной причиной падения прибыли, вероятнее всего, является закрытие гипермаркетов «Карусель». Вероятнее всего, прибыль будет падать и дальше, поскольку в планах ритейлера закрыть еще 20 гипермаркетов «Карусель» к 2022 году. Вместе с тем в 2019 году были и положительные моменты деятельности компании. В частности, в «Перекрестках» была внедрена комплексная система «умный щит» для повышения энергоэффективности супермаркетов. Энергопотребление было сокращено на 10%. Помимо основной функции, система позволяет анализировать работу подрядчиков по эксплуатации. В году планируется внедрить аналогичную систему в «Пятерочках». Таким образом, можно ожидать, что расходы «Пятерочек» и «Перекрестков» в скором времени снизятся, но, конечно, не настолько, чтобы покрыть убытки от закрытия гипермаркетов «Карусель». «Магнит» «Магнит» находится на втором месте по выручке, при этом является крупнейшей сетью продуктовых магазинов по торговой площади и количеству магазинов. В течение 2019 года наблюдался рост выручки, главным образом за счет открытия новых магазинов (за 9 месяцев 2019 года — 613 новых торговых точек), при этом чистая прибыль и рентабельность неуклонно снижались. Если в предыдущие 1,5–2 года снижение прибыли было вызвано слишком агрессивной политикой расширения, при которой торговые точки открывались зачастую в неудачных местах, то сейчас некоторые причины снижения можно назвать «уважительными». В частности, в третьем квартале распродавалось более половины запасов пассивной матрицы, за счет чего на полки магазинов пошел новый ассортимент. Новые магазины уже не открываются так бездумно, как раньше, темпы экспансии снизились. Проводится редизайн магазинов, что также является одной из причин снижения прибыли. Во 2-м квартале некоторое негативное влияние на рентабельность произвел пожар на распределительном центре в Воронеже. Тем не менее можно считать «Магнит» потенциально прибыльным предприятием. Ряд аналитиков вообще считает, что акции его недооценены, известно, что их собирается покупать банк ВТБ. Потенциальная прибыльность вызвана модернизацией магазинов. Такие меры уже привели к определенным положительным результатам — росту сопоставимых продаж в 1-м полугодии на 10%, правда, за 3-й квартал они сократились на 0,7%. Ясно, что прибыльным «Магнит» станет не сегодня и не завтра; пока удалось провести модернизацию только 10% всех магазинов, и видно, что уходят на это значительные средства. «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед» В этом году произошло слияние сетей «Дикси», «Бристоль» и «Красное и белое». Образованная компания, зарегистрированная на Кипре, данных за 3-й квартал не предоставила, хотя по итогам 1-го полугодия ясно, что она по выручке занимает 3-е место среди продуктовых ритейлеров. Слияние было встречено аналитиками не очень хорошо: многие посчитали, что «Мегаполис» просто «отжал» «Красное и белое». Как бы там ни было, темпы роста у всех троих ритейлеров очень хорошие на фоне двух предыдущих гигантов рынка. «Красное и белое» вообще в рекордно короткие сроки сумело подмять под себя значительную часть российского алкогольного рынка, при этом для инвесторов остается «темной лошадкой», поскольку это непубличная компания, которая не обязана публиковать в открытом доступе финансовую отчетность. Поэтому о финансовых результатах компании можно только гадать. Более-менее ясным, исходя из слов ее учредителей, сказанных в прессе, является только то, что период максимального роста приходился на 2015–2017 годы; сейчас рост несколько замедлился, но все равно показатель прибыли положительный, и какой-то прогресс есть. Основатель «Красного и белого» Сергей Студенников прогнозирует, что выручка объединенной компании за 2019 год составит 800 млрд рублей. О «Дикси» в этом году тоже известно мало, но главное: компания перестала быть убыточной и сократила долг. «Дикси» довольно успешно (по крайней мере, если смотреть по отчетности за 2018 год, лучше, чем тот же «Магнит») проводит трансформацию бизнеса с промоакциями и пересмотром ассортимента. Но в любом случае пока объединенная компания — белое пятно для инвестора: нет никакой отчетности, место регистрации за пределами России в офшоре. «Лента» На четвертом месте по выручке — сеть гипермаркетов «Лента». Финансовые показатели по МСФО демонстрируют, что у ритейлера серьезные проблемы. Только за первое полугодие 2019 года выручка от оптовых продаж сократилась на 62,2%, расходы увеличились, EBITDA сократилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, активы обесценились на 9 млрд рублей, темпы открытия новых магазинов снизились. Показатель прибыли был с минусовым знаком. На этом фоне ООО «Севергруп» приобрело 78,73% снизившихся, естественно, в цене голосующих акций «Ленты». Сокращение чистой прибыли имело место и по итогам 2018 года. Однако убыточной «Лента» стала за всю свою историю первый раз в первом полугодии 2019 года. В 3-м квартале тенденция продолжилась. Совокупная выручка упала по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, сопоставимые продажи сократились по сравнению с 3-м кварталом 2018 года, также сократились темпы экспансии: за 3-й квартал открылся только один гипермаркет, при этом 2 закрыли, было при этом открыто 4 новых супермаркета. Положительной оказалась только ситуация с программой лояльности: 97% всех совокупных продаж за 3-й квартал было совершено с использованием карт лояльности. Трафик покупателей в 3-м квартале продемонстрировал снижение, частота покупок была очень низкой, преобладали покупатели товаров по промоакциям. Акции «Ленты», соответственно, падают. Топ-менеджмент «Ленты» все сваливает на ухудшение покупательной способности населения, но, как мы видим, это не единственная причина. «Auchan Retail Россия» Еще одна компания, которая предоставляет неполную финансовую информацию о своей хозяйственной деятельности (за исключением случая, когда в 2010 году информация была предоставлена в суде). Этот год для «Ашана» был неудачным, причем не только в России, но и по всему миру: в Италии и Вьетнаме ритейлер вынужден был продать свои торговые точки и уйти с этих рынков, даже в родной Франции на продажу в апреле 2019 года был выставлен 21 магазин. Падение прибыли наблюдается с 2018 года. В России также закрываются гипермаркеты: был закрыт ряд гипермаркетов в двух столицах, компания полностью ушла с рынка Барнаула, закрыт гипермаркет в ТРЦ «Планета» в Новокузнецке. Известно, что убыток сети за 1-е полугодие оценивается в 124 млн евро. В российском «Ашане» подобная ситуация усугубляется массовым бегством сотрудников: уволились за 9 месяцев 2019 года 5,4 тыс. человек из-за плохих условий труда. В такой ситуации выглядит достаточно актуальным уже анонсировавшееся неоднократно решение компании переформатировать свои торговые точки из гипермаркетов в супермаркеты «у дома». Россия — одна из самых неудачных стран для «Ашана». Несмотря на то, что российское отделение компании почти не публиковало цифр, известно, что Россия наряду с Францией является одной из двух самых убыточных стран для компании. Сокращение выручки вызвано именно ситуацией в этих двух государствах. В то же время другие страны Восточной Европы показывают рост, даже Украина. Еще хуже дела обстоят у магазинов «Атак», также принадлежащих сети «Ашан». У них чистая прибыль имеет отрицательное значение еще с 2017 года. Усугубляется инвестиционная непривлекательность «Ашана» тем, что компания не желает модернизировать ассортимент, как это делают компании, упомянутые выше. Таким образом, «Ашан» — не лучший объект для инвестиций. Автор: Роман Мамчиц

Топ-5 российских продуктовых ритейлеров
© Инвест-Форсайт