Войти в почту

Герасименко: У власти Челябинской области нет реального интереса к развитию туристического бизнеса

Туристический бизнес и в целом туристическая отрасль в Челябинской области не имеют реальной поддержки со стороны региональных и местных властей. Пока лишь отмечается распределенная ответственность, неисполняемые поручения, которые повторяются с некоторой периодичностью и вновь не воплощаются в жизнь, а также отсутствие истинного интереса власть предержащих вывести отрасль на новый уровень. Нет взаимного притяжения и у тех, кто пытается развивать туризм на Южном Урале. Можно ли коренным образом изменить ситуацию и что нужно сделать на первом этапе агентство «Урал-пресс-информ» обсудило с одним из наиболее успешных предпринимателей в сфере туризма в регионе, владельцем семейного курорта «Утес» Андреем Герасименко. - Андрей Васильевич, как вы считаете, почему в Челябинской области при ее высоком туристическом потенциале и великолепных природных данных так плохо развиты все виды туризма и отдыха, нет единой концепции. По вашему мнению, у властей региона нет реального интереса к этому направлению? Не видят выгоды, да и не хотят сохранить то, что еще пока есть? - На сегодня, по моему мнению, интерес к развитию туристической инфраструктуры у областных властей лишь декларированный и не осознанный. Реальный интерес должен подтверждаться деловыми шагами. Но у нас в области пока этого нет. Есть лишь говорильня, громкие заявления и распоряжения, непонятно кому данные. До настоящего момента в регионе не определен единый ответственный за все направления этой многогранной сферы. На сегодня ответственность распределена между ведомствами, а это значит, что в целом не отвечает никто. Предыдущие губернаторы (Михаил Юревич, Борис Дубровский), начиная с 2003 года, пытались назначать нескольких ответственных (минкульт, минэкономразвития, местные власти в территориях) и грозили пальцем за невыполнение поручений. В начале своего губернаторского пути пробовал затянуть гайки и нынешний глава региона Алексей Текслер (об этом агентство сообщало – прим. ред). Причем распоряжения при разных руководителях области выдаются как под копирку, но ситуация продолжает катастрофически ухудшаться. Скоро спасать будет нечего, не говоря уж о том, чтобы развивать. И спросить не с кого. И власть к этому вопросу возвращается либо в периоды ЧС, либо когда нужно подвести итоги. - Так оно и происходит. Взять, например, курорт Кисегач (в его состав входят здравницы Кисегач, Еловое, Сосновая горка, Утес и базы отдыха). На территории курорта уже более 15 лет не могут навести порядок с коммунальной инфраструктурой, которая при банкротстве санатория «Еловое» благополучно перешла частнику (санаторий был в областной собственности, при попустительстве властей его обанкротили и все сети достались – ООО «Евродвор», аффилированному с действовавшим на тот момент главой Челябинска Сергеем Давыдовым). На сегодня на курорте периодически происходит отключение света и порой даже на несколько суток, качество воды в озерах стремительно ухудшается, туда попадают канализационные стоки. А власти НИЧЕГО не предпринимают, пока только заседают и поручения раздают... - Это опять к тому, что поручения даются, а ответственные за их выполнение не назначаются. Так, в 2016 и в 2018 годах губернатором на выездном совете по туризму под протокол было дано поручение включить в инвестиционную программу реконструкции МРСК Урала электрическую линию 10 киловольт Златоустовских электрических сетей, питающую весь курорт Кисегач. В протокол записали, а про ответственного за выполнение вновь забыли. В итоге вопрос так и остается открытым. И при сильных порывах ветра все санатории, пансионаты и базы отдыха, расположенные на территории курорта, остаются без света. Мало того, кое-где провода висят просто на ветках деревьев. Хотя решение данного вопроса вполне в компетенции министерства по тарифам или министерства промышленности, - На территории Кисегача не занимаются и теми сетями, у которых есть собственник. Например, «Евродвор». Почти задаром забрал себе сети после банкротства Елового, а заниматься ими не хочет. - Здесь не все так однозначно. «Евродвор» взял в собственность убыточное хозяйство. Тариф на воду и канализацию для Кисегача установлен дороже в несколько раз, чем в Челябинске. Но и его не хватает на нормальное содержание старых сетей, и они продолжают стремительно ветшать. Власть предлагает «Евродвору» передать сети в муниципальную собственность и даже готова за них заплатить. Но собственникам, естественно, хочется получить больше, чем потратили на покупку. Видимо, хотят получить выгоду. - И некому поставить их на место? Ладно бы, только их собственность разрушалась. Так от старых сетей ущерб наносится окружающей среде. Так и до ЧС недалеко. - Пока еще прокурор не поговорил с этими ребятами серьезно. Если подключится надзорное ведомство, они смогут стать сговорчивее. Ведь вообще, влезая в коммунальный бизнес, получаешь скорее социальную ответственность, чем статьи дохода, - А почему тогда безмолвствуют надзорное ведомство, власти, Роспироднадзор, минэкологии? Всех все устраивает? Но это вопрос уже не к вам. Тут еще другая сторон вопроса: зачем муниципалитету нужно это проблемное хозяйство? - Муниципалитет не является самостоятельным хозяйствующим субъектом, у него больше социальная функция, власти и не должен быть свойственен бизнесовый подход. Там все подчинено жестким бюджетам, конкурсным процедурам. Принимаются решения не в муниципалитетах. - На ваш взгляд, что можно сделать в этой ситуации? - Есть несколько вариантов решения застарелой проблемы сетей водоснабжения-водоотведения. Первый: договариваться с «Евродвором», забирать в муниципальную собственность все находящиеся у них сети и выделять соответствующее финансирование в рамках какой-либо программы. Все участники вполне договороспособны, Второй вариант - частно-государственное партнерство. Если «Евродвору» в течение ближайших лет дадут зарабатывать жестко определенные скромные деньги (при понятной тарифной политике) и еще направят на решение этих вопросов часть бюджетных денег, то все начнет нормально функционировать. Это не просто, ведь бюджет на может тратиться на развитие частной собственности, но через тарифное регулирование пути есть, - На курорте, помимо коммунальных, не менее серьезные и земельные проблемы. Часть участков курорта в результате тяжб между областью и федералами были по суду переданы из муниципальной в федеральную собственность (в минобороны). - Да. Раньше это были земли поселений (на них разрешалось строительство объектов рекреационного назначения). В июне 2016 года суд при отсутствии представителей области принял решение о реституции (о переводе части земель Чебаркульского городского округа в земли гослесфонда, возвращении этим землям статуса лесов). В собственность Российской Федерации (Минобороны) был отдан участок площадью 23,6 гектара. С этого момента земли курорта Кисегач стали федеральными, что повлекло наложение целого перечня ограничений. - На каком основании? - Военное ведомство считает этот участок своим на основании акта на право пользования землей от 1980 года. Согласно документу, войсковой части №86727 предоставлен участок общей площадью 41 тысяча 522 гектара. Соответственно, по версии военных, здравницы на берегах озер Большой Кисегач и Еловое нарушают законные права и интересы как собственника земельного участка – Российской Федерации, так и правообладателя – ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» (УЛХиП) Минобороны России. И до сих пор земля на этом участке не размежёвана и не оформлена в собственность. И на сегодня получается, что практически весь курорт Кисегач находится на ничейной земле. - В любой момент предпринимателей могут попросить вместе с их пансионатами с федеральной земли? - Лесной кодекс не предполагает сервитут и меня, как владельца зданий «Утеса», могут не пустить в мою собственность. Конечно, в Главном управлении лесов работают нормальные люди и мы сотрудничаем. Но ограничений несравненно больше чем возможностей. - Получается, что сейчас вы не имеете права инвестировать в эту территорию? - Ни законодательного, ни морального права. В соответствии с законодательством, для проведения реконструкции старого ветхого здания необходимого получить разрешение на строительство. Фактически разрешительный пакет равен новому строительству. Для этого необходимы документы на землю, а их нет. - Но вы же развиваетесь? Как вы рискуете это делать, понимая, что в любой момент можете этого лишиться? - Так там все сейчас так и живут. Я пока могу лишь реконструировать корпуса внутри, без сноса стенок, перекрытий, без особого изменения назначения помещений. Это не дает мам дотянуться до стандартов гостеприимства, достойных современных требований .Фактически остаемся стеснены советскими нормами и стандартами. Мы ежегодно прирастаем на 30% по выручке и в два раза – по количеству отдохнувших детей. И на сегодня в «Утесе» не хватает семейных номеров для одновременного отдыха мамы, папы, детей и бабушки. Но я пока ничего не могу предпринять. - Что можно сделать в этой ситуации? - Самое первое – власти должны назначить конкретного ответственного за развитие туризма и эту курортную зону в частности. И он должен быть наделен определенной властью (не сможет чиновник на уровне начальника управления решить эту многоотраслевую задачу). Дать ему конкретные поручения. Если не выполнит, принять конкретные меры. Может быть, есть смысл создать министерство туризма, пусть и очень немногочисленное. Но у министра уже будет больше возможностей и полномочий. - А если Челябинскурорт воссоздать? - Лучше создать ассоциацию, которая объединит городских или загородных отельеров. На сегодня Челябинск – единственный город-миллионник, где такой структуры нет. У нас каждый сам по себе. Пока у власть предержащих не было ни одной попытки, чтобы просто собрать всех владельцев, управляющих средствами размещения и обсудить их видение развития отрасли. Да и реальное количество игроков на рынке оценивается весьма спорно, - Почему наши власти не пытаются привлечь инвесторов для решения этого вопроса, чтобы выгодно в итоге стало всем? - Чиновники периодически говорят о необходимости привлечения инвесторов, но никаких реальных шагов не предпринимают. Ведь инвестор не равно-благотворитель. Нужно как-то обеспечивать условия возврата инвестиций, брать на себя ответственность. Этого пока нет. - Вы в конкурсах министерства социальных отношений по детскому оздоровлению участвуете (это ведомство распределяет бюджетные средства на отдых детей)? - Нет. Нам это невыгодно. Сегодня реабилитация ребенка по 10-12- дневной госпрограмме не будет стоить дороже 12-13 тысяч за 10 дней. То есть за 1 тысячу 300 рублей в сутки я должен предоставить проживание, полноценное лечение и питание. При нормальном качестве услуг это нереально. Поэтому сегодня реабилитацией занимаются городские больницы, для которых это дополнительный источник заработка. Если хотеть людям помочь по-настоящему, а не для галочки, нужно серьезно вкладываться (в том числе и знаниями). Нужны современные программы: диетология, нутрициология, ортопедия и многое другое. - У нас в области есть желающие инвестировать в этот бизнес? - В текущих условиях - сомневаюсь. Можно построить здание, оснастить его всем необходимым дорогостоящим гостиничным инвентарем, но, если нет необходимой инфраструктуры, то отдачу от такого бизнеса увидят только внуки инвестора, да и то, если будут бизнес-талантливыми. Финансовая математика тут очень простая. Но эту задачку возможно решать, если опять-таки назначить за это ответственного из власти, который сможет и захочет вникнуть в суть проблем инвестиций в гостеприимство Южного Урала. - Что делать? - Я верю, что все велосипеды придуманы до нас. Нужно искать лучшие практики и пытаться их внедрять. - И, на ваш взгляд, это какие? - В Москве и Подмосковье на уровне правительства обеспечивают условия для стартапов. Так, например, сеть отелей Гелиопарк (HELIOPARK) совместно с правительством области разработала проект по развитию территории. Область взяла на себя инфраструктуру, подтяжку всех видов ресурсов и предоставляет льготное налогообложение на время стартапа. Инвесторы получили проектное финансирование под 0,8 процента от одного из Госбанков. В Байкальском округе бизнесмены объединились с властью и сказали: «Мы готовы свои личные деньги тратить на маркетинг региона, если государство пойдет на некоторые условия». И они начали повышать привлекательность территории. И ведь есть реальные результаты! Можно привести в пример Казань. Там прогрессивно-мыслящий мэр нанял урбаниста, чтобы небанально облагородить набережную. При небольших вложениях набережная стала местом социального притяжения, значимым туристическим объектом и создает сумасшедший туристический поток. Вокруг стали строиться хостелы, отельчики, ресторанчики. - Можно ли улучшить ситуацию на территории курорта Кисегач, в частности, на территории бывшего санатория Еловое, которая перестала быть местом оздоровления? В свое время выкупившие здание частники предлагали построить на месте старых зданий здравницы многоэтажные гостиницы, но областные власти выступили против (была велика вероятность, что номера в гостиницах выкупили бы богатые южноуральцы и уже тогда это место стало бы недоступным для остальных). - Я считаю, что это было ошибочное решение. Это политика запрещения. Для меня во всем этом видится нетерпимость власти к частной собственности, и она мне непонятна. Власть должна ввести понятные правила игры и отрегулировать законодательно на местном уровне. Но сегодня власть не готова защищать проекты, в результате которых частный инвестор может купить недвижимость на курорте. - Отдать все курорты под частную застройку? - Нет. Просто применять политику регулирования. Например, определить квоту: 30% построенных на этой территории зданий отдать под аппартаменты, остальное – под отели с заданным уровнем звездности. Выдвинуть еще ряд условий. Предоставить властям возможность провести ревизию частных проектов, определить этажность будущих зданий. Инвестора обязать возвести определенную социальную инфраструктуру (например, облагородить набережную протяженностью сколько-то километров с возможностью разместить там свои обьекты). И тогда люди с удовольствием бы приезжали в отельную часть курорта и пользовались бы новой инфраструктурой. И государство бы на это не потратило ни копейки. Инвестор получил бы часть финансирования за счет продажи квоты аппартаментов и т. д. - Но пока власть даже не имеет истинную картину туристических потоков в пределах области. - Официально Челябинскстат дает количество отдохнувших детей в загородных средствах размещения. А эта цифра даже меньше, чем количество детей, отдохнувших на семейном курорте «Утес». Что считают? Для кого? - Большинство южноуральцев предпочитает отдыхать за пределами региона, увозя свои деньги в другие субъекты и страны. - Жители готовы отдыхать в области, если бы им предоставляли условия, как за границей, но при этом не нужно было бы платить намного больше, лететь куда-то (а сейчас за отдых в родной области частенько придется выложить гораздо больше, чем на зарубежном курорте, а условия хуже). Для решения этой сложной, многофакторной задачи должна быть разработана программа, совмещающая интересы бизнеса и власти, вероятно с определенным финансированием, и уж точно с конкретными ответственными лицами. При хорошем раскладе можно организовать поток туристов из Подмосковья на Южный Урал, ведь сегодня от Москвы два часа лету и 6-8 тысяч рублей в обе стороны. - И чем заманивать избалованных столичных жителей? - Например, предложить туристический продукт – все включено – с учетом особенностей региона (область с развитой промышленностью, обилием озер и природным богатством). Вы платите 35 тысяч за неделю пребывания на Южном Урале, больше ни о чем не думаете и получаете удовольствие. Вас встретят в аэропорту Челябинска, отвезут в отель, где вы отдохнете после дороги, затем вам устроят экскурсию на Высоту-2000, где покажут “металлургию в белых халатах”, дальше повезут в Златоуст и познакомят с оружейным производством, Провезут через Карабаш-самое грязное место планеты и потом вас привезут на «Утес», где впечатленные увиденным вы посвятите оставшиеся дни собственному оздоровлению, оценив настоящую чистоту и экологичность на контрастах. И по окончании тура вас отвезут в аэропорт. Вы вернетесь домой и поделитесь со знакомыми впечатлениями о промышленном, культурном и оздоровительном отдыхе на Урале. - На словах все просто. А на деле? - Одному коммерсанту очень непросто сложить все куски мозаики воедино. Подход должен был комплексный. Но этого у нас нет. В силу разрозненности структур и отсутствия одного ответственного. У нас некому объединить все ведомства для решения многоплановых задач. И власть не делает этого. Хотя, казалось бы, шаги очевидны. И еще. Я разделяю мнение, что Челябинск и Челябинская область считаются упадочными не только из-за отношения властей, но и из-за отношения СМИ и людей к своей малой Родине. Мы сами себе создаем негативную ауру. Южноуральцы более критично относятся к власти и не гнушаются все это выливать в общественное пространство. При этом сами жители не готовы наводить порядок на своей территории. Мы ничего не уберем за собой или за соседом, но все выскажем вслух и создадим вокруг места нашего жительства в Рунете имидж самого грязного региона. А потом соберемся и уедем. А здесь пусть все пропадает. А, может, пора уже власти начать действовать, а жителям – ей помогать. Пора вместе улучшать имидж своего региона - не на словах, а на деле.

Герасименко: У власти Челябинской области нет реального интереса к развитию туристического бизнеса
© Uralpress.Ru