Алексей Фурсин: Город готов к диалогу по улучшению инструментария поддержки бизнеса

Бюджет столицы за счет налоговых поступлений от предпринимателей пополнился в 2019 году на 460 миллиардов рублей. О том, как город планируется развивать поддержку малого и среднего бизнеса, «Вечерней Москве» рассказал руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин. — Алексей Анатольевич, сколько сейчас зарегистрировано предпринимателей в Москве? — В Москве насчитывается 748 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства — это свыше 12 процентов от общего числа бизнесменов в России. Кроме того, не стоит забывать и о самозанятых, которых в прошлом году в столице зарегистрировалось 192 тысячи. А ежемесячно их число в городе вырастает в среднем на 15–20 тысяч. МСП, кстати, помогает индивидуальным предпринимателям и самозанятым. Оно обеспечивает работой более 2,6 миллиона человек. — Для мегаполиса это большая цифра? — Нет какого-то определенного числа предпринимателей, которого мы стремимся достичь. Ежедневно в Москве регистрируется около 450 компаний и индивидуальных предпринимателей, и это не считая самозанятых. Чаще всего создаются компании, работающие в классических отраслях. Учитывая, что мы находимся в огромном мегаполисе, в котором живут миллионы людей и в который постоянно приезжают туристы, самые популярные сферы бизнеса — торговля, услуги, архитектура и строительство. Приятно, что развиваются технологические компании, увеличивается число предпринимателей, которые работают в сфере информационных технологий. Появляются и новые компании в сфере социальных услуг, в частности, здравоохранения и образования. Пока есть рыночные ниши, куда может заходить бизнес, он будет расти. Стоит учитывать и еще один важный момент: бизнес динамичен. Кто-то открывается, а кто-то закрывается. Это естественный конкурентный рыночный отбор. Несмотря на это, у нас каждый год увеличивается вклад малого бизнеса в экономику города. За два года рост вклада в экономику от МСП составил 47 процентов. Сейчас вклад малого и среднего бизнеса в бюджет составляет 23,2 процента. — Какие меры поддержки для создания благоприятного климата развития предпринимательства действуют в Москве? — Мы, как и любой регион, выстраиваем свою систему поддержки. При этом мы учитываем разные стадии развития бизнеса — от самого старта до масштабирования. Те, кто планирует заниматься предпринимательством, должны быть готовы к конкуренции, должны быть ответственны. Тем, кто готов работать в бизнесе, мы предоставляем инструменты для развития. Их активно используют предприниматели — это показывают и цифры. Например, есть инфраструктурная поддержка, в рамках которой мы создаем объекты, где бизнес может развиваться. Для технологического бизнеса это технопарки, для маленьких компаний — коворкинги. Предпринимателям помогают центры услуг для бизнеса, Московский экспортный центр, Московский гарантийный фонд, агентство инноваций. Все это обеспечивает инфраструктуру, при которой по любому вопросу в любой сфере предприниматель найдет поддержку города. Также есть нефинансовые и финансовые инструменты. В первом случае это консультации и помощь в подготовке документов. Очень распространена помощь в регистрации бизнеса. Кроме того, мы проводим консультации по выбору системы налогообложения, помогаем подобрать помещение для бизнеса. Много внимания уделяем образовательной деятельности для различных аудиторий. В прошлом году мы запустили пять бизнес-акселераторов, посвященных разным сферам деятельности, — это ресторанный бизнес, социальный бизнес, сфера услуг, экспорт и технологии. В течение года у нас проходят обучение около 130 тысяч предпринимателей. Что касается финансовой поддержки, то у нас существует 12 субсидий. Самая распространенная — субсидия на участие в конгрессно-выставочной деятельности, когда город компенсирует затраты на участие как в зарубежных выставках, так и в российских. Отдельно мы выделяем субсидию для технологических предпринимателей, которые являются резидентами технопарков. Им могут компенсировать затраты до 10 миллионов рублей при покупке оборудования. Поддерживаем и начинающих предпринимателей, которые решили создать свой бизнес по франшизе, и экспортеров — для них есть три субсидии на компенсацию затрат по сертификации продукции, ее патентование и транспортировку. И это только часть мер поддержки. Всю информацию об инструментах поддержки, которые город предоставляет малому и среднему предпринимательству, можно получить в центрах услуг для бизнеса, а также на сайте mbm.mos.ru. — Появятся ли какие-то новые меры поддержки в этом году? — Наша задача — чтобы меры поддержки реально работали. И в этом вопросе нам важно получать обратную связь от наших предпринимателей. Город всегда готов к диалогу по улучшению существующего инструментария поддержки МСП. Кроме того, мы изучаем сферы, где еще могли бы поддержать бизнес. Например, в конце 2019 года правительством Москвы были приняты изменения в действующий порядок предоставления субсидии, ориентированной на работодателей, которые улучшают профессиональные навыки своих сотрудников. Она дает возможность работодателям, заинтересованным в обучении своих сотрудников, компенсировать 95 процентов затрат на образовательные услуги. Отбора по ней еще не было. К слову, получить субсидию могут все субъекты МСП. Данный инструмент рассчитан и на тех предпринимателей, кто оказывает услуги по предоставлению дополнительного и профессионального образования, у которых обучаются сотрудники организаций, претендующих на получение субсидий. Если учесть, что дополнительное образование организуют как раз субъекты малого и среднего бизнеса, то мы фактически поддерживаем и тех, и других. При этом мы продолжим улучшать уже существующие субсидии. — Московский современный предприниматель — какой он? — Больше, конечно, мужчин, хотя и женское сообщество достаточно активно внедряется в предпринимательскую сферу. Видны робкие, но имеющие хорошие очертания шаги молодых предпринимателей до 25 лет — сейчас их уже более 50 тысяч, а до 35 лет — более 80 тысяч человек. Есть те бизнесмены, которые, можно сказать, плывут по течению. Они создали компанию, но у нее нет какого-то развития. Мне больше нравятся те предприниматели, которые в поиске постоянного развития. Они открывают новые направления, внедряют технологии, используют инновационные инструменты. Это бизнес, который готов к развитию и конкуренции на рынке. Еще один тип предпринимателей, которому я очень симпатизирую, — это те, кто уже сформировался и является авторитетом для других и готов быть ментором для менее опытных предпринимателей. Такие люди участвуют в наших программах обучения как наставники. И им не жалко тратить время на то, чтобы поделиться опытом с начинающими. Это тоже своего рода инвестиция в развитие предпринимательства. Считаю, что каждый бизнес должен вносить социальную составляющую. Читайте также: Бизнес и мотивация: офисы «Мои документы» пригласили москвичей на семинары

Алексей Фурсин: Город готов к диалогу по улучшению инструментария поддержки бизнеса
© Вечерняя Москва