Войти в почту

По путинским местам: как Пикалёво дошло до ручки

В новой рубрике, посвященной 20-летию правления Владимира Путина, мы будем рассказывать о том, как живут города и села, в которых главе государства приходилось решать проблемы лично. Первая остановка – самый знаменитый моногород России, который Путин посетил еще в качестве премьер-министра: Пикалево. Тот самый исторический приезд Владимира Путина// фото: Алексей Никольский / РИА «Новости» Как это было В мае 2019 года Владимиру Путину передали записку от рабочих Пикалёво: «Благодарим за помощь, оказанную 10 лет назад». Есть что вспомнить – в 2009 году местные цементники перекрыли шоссе Новая Ладога – Вологда из-за массовых увольнений и невыплат зарплат. По телевизору вся страна увидела, как тогдашний премьер-министр срочно прибыл в Пикалёво и прямо на предприятии заставил заводских боссов уладить конфликт. Один из них – Олег Дерипаска – не сразу решился поставить подпись под общим договором. Он долго читал документы и от волнения даже забыл отдать ручку Путину. Тот по-учительски возвратил Дерипаску к столу: «Ручку верните». История вопроса Что не хотел подписывать Дерипаска? До 2008 года Пикалёвский глиноземный завод («Базэлцемент», относящийся к Группе Олега Дерипаски), «Пикалёвский цемент» («Евроцемент груп») и «Пикалёвская сода» («Метахим») работали вместе. Несогласованность началась с жалоб завода Дерипаски на то, что следующий завод хочет покупать продукцию по слишком низким ценам. После этого на первом заводе решили делать цемент самостоятельно. Закрывшись на перепрофилирование, предприятие заглушило и работу смежников. Владимир Путин заставил собственников вернуться к прежней единой схеме. Относительно работы завода Дерипаски премьер-министр пообещал поговорить с ним отдельно. Вместе с Путиным и Дерипаской в Пикалёво приехали вице-премьер Игорь Сечин, глава Минрегионразвития Виктор Басаргин, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, глава ФАС Игорь Артемьев, глава ВТБ Андрей Костин, несколько вовлеченных бизнесменов из списка «Форбс» и глава РЖД Владимир Якунин, который должен был обеспечить поставку сырья по супердешевому тарифу, компенсированному правительством РФ. С тех пор РЖД периодически судится с заводом. С тех пор понятие «моногород» – местность, зависящая от одного предприятия – стало не только распространенным, но и официально прописанным. С 2010 года работает программа господдержки моногородов. Что из этого вышло? Цифра 321 – столько моногородов в России. «Я люблю Пикалёво» Вагон с премьером Санкт-Петербург и Пикалёво разделяет 250 км – 4 часа на автобусе. Попасть туда нетрудно, выбираться сложнее. На резком повороте с трассы, которую перекрывали местные жители, сегодня ЧП – в канаву улетел автобус. Рядом скелет разбитой машины, уже давно занесенный снегом. Скользкая дорога – единственный путь. Поезда на ближайшей к Пикалёво станции давно не останавливаются. Соседняя – только для товарняков. Последний пассажир ехал здесь 10 лет назад. Им был Путин. – Тогда была небольшая подстава. Все его ждали на месте посадки вертолета, но Путина там не оказалось. Он въехал на завод прямо по техническим путям, по которым возят продукцию. А уже обратно улетел на вертолете, – рассказывает гидрометаллург с 20-летним стажем Максим Никонов – один из тех, кто шел на перекрытие трассы в первых рядах. – Пока шло совещание, мы ждали у проходной. Внутрь нас не пускали, стояла охрана. Когда все было решено, Путин вышел и пообещал: заводы работать будут. Много с нами не общался, просто спросил, как дела, как настроение, потом собрался и уехал. Настроение к тому моменту улучшилось. Рабочие вспоминают, что еще до отъезда премьера в толпе разом забренчали телефоны – начали приходить СМС о поступлении нескольких зарплат. Некоторые не слышали этого звука полгода. В то же время все документы об увольнении с пикалёвского цементного завода были аннулированы. – Тогда под сокращение попали почти полторы тысячи человек. Больше всего – на пикалёвском цементном заводе, где я тогда работала. Но я была единственным кормильцем в семье, меня уволить не могли, – рассказывает Лариса Иудина, которая сейчас возглавляет профсоюз соседнего предприятия – Пикалёвского глиноземного завода, – сейчас у нас уже другая проблема – кадровый голод. Не хватает квалифицированных специалистов. Мы продаем вакансии, приглашаем даже иногородних, о чем раньше не было и речи. Теперь уже к профсоюзу прислушиваются и зарплату стараются людям поднимать. Я считаю, что для вредных производств у нас хорошие условия работы. Но вот того, что город расцвел и мы тут все зажили, как в раю, конечно, не могу сказать. Лариса Иудина, профсоюзный лидер Похороненные под цементом Жители Пикалёво, которые гуляют с колясками по центральной улице Советской, никогда не проходят ее до конца. На подходе к промзоне стволы деревьев полностью покрыты белым налетом. На вкус – немного солёно. Устаревшая очистительная система пропускает цементную пыль и частицы соды, которые плавно опускаются на город. Недалеко от завода – кладбище. Надгробные плиты тоже белеют налетом. Подходишь к проходной – уже хочется хорошенько откашляться. Пикалёвцы дышат этой смесью почти век – заводы заложили еще в 1930-х. Деревья... ...и пыль Осмотр остальных достопримечательностей Пикалёво заканчивается быстро: клуб, памятник Ленину на центральной площади и неработающий кинотеатр. Больше двадцати лет назад его переделали в храм – к прямоугольной советской постройке приделали деревянный флигель с двумя куполами. Главный и единственный досуговый центр – городской бассейн. Кроме него, по словам лидера профсоюза, детям пойти некуда. Площадка в центре города засыпана снегом – единственный трактор, расчищающий дороги, даже не собирается поворачивать ковш в эту сторону. – С младшим некуда пойти. Посмотреть кино, поиграть в боулинг мы ездим в соседний Тихвин (40 километров), – продолжает Максим. – В плане инфраструктуры с 2009 года особенно ничего не поменялось: как не было дорог, так и нет. С соцобъектами, ремонтом в садиках и больнице стало получше. Все-таки сказывается вливание денег в завод, который стал прибыльнее. Но я помню, какие темпы были в дни перед приездом Путина – за 4 часа залатали больше дорог, чем за год до этого. Максим просил связаться с ним рано утром – между ночной сменой и дневным сном. В середине дня, пока взрослые делают цемент или отсыпаются, на улицах только пенсионеры и школьники. В тихом, укрытом снегом городке есть свой уют, но молодежь его не ценит. За весь день молодые мне ни разу не встретились. – А куда им здесь деться? Только в Питер. Все они стремятся уехать и возвращаться не хотят, к сожалению. Да и куда? Новое жилье здесь не строится. Единственный дом был построен для врачей, чтобы их привлечь в больницы. У нас ведь большие проблемы с медициной – как в глухой деревне, врачей толком не найти. Раньше завод строил квартиры, теперь никто не строит, администрация на это деньги тоже пока не выделяет. То, что мы находимся в составе Бокситогорского района, играет с нами злую шутку. Большая часть и денег, и отчислений остается там. А тут старые здания, которые потихоньку разваливаются. Не получилось В конце 2019 года Счетная палата признала неэффективной программу развития моногородов. Численность трудоспособного населения в них за последние два года сократилась на 353,6 тысячи человек. Вместо зарплаты – шоколадные рулеты В июньском выпуске единственной пикалёвской газеты «Рабочее слово» о 10-летнем юбилее тех событий ни слова. В городе этот день прошел незамеченным. – Дату заметил только проф-союзный комитет. У жителей работа – дом, не до этого, – говорит Максим Никонов. От центра города до трассы – 4 километра. Но где конкретно пикалёвцы заблокировали дорогу, они уже не помнят. Бывший профсоюзный лидер Светлана Антропова, которая и вела рабочих, согласна, что был бы смысл поставить памятник настоящей профсоюзной победе, но и сама говорит о тех событиях без былого энтузиазма: – Сейчас у меня уже другая жизнь, после выхода на пенсию занимаюсь внуками. Десять лет назад ей приходилось раздавать рабочим шоколадные рулеты, которые приходили в Пикалёво в качестве гуманитарной помощи от областного правительства. Недобрым словом эти угощения вспоминают до сих пор. 22 числа горожанам раздавали рулеты, а 23-го у них истекал срок годности. Это, конечно, послаще, чем червивое мясо на броненосце «Потемкин», но эффект тот же. – К тому времени, когда нас уже закормили этими просроченными сладостями, которые товарищ губернатор напосылал, мы по полгода не получали зарплату. Работали кто как. Просто приходишь в цех, делаешь отметку. Мастеру показался, рукой махнул и вышел. Как-то на проходной нас собралось около 1000 человек, решили, что все, пора действовать, и пошли перекрывать трассу. Сотрудники полиции, которые нас уже ждали на дороге, не препятствовали. Им поступил звонок, нас пропустили. На дороге стоял автобус с ОМОНом, чтобы нас разгонять, но обошлось без этого. Хотя образовалась пробка по 30 км в каждую сторону. Прогремели тогда, конечно, на весь мир. Как-то ездил в Германию. Говорили: «О, Пикалёво, как же, слышали», – вспоминает Максим. Тогда, возможно, в последний раз несанкционированный выход остался без последствий. – Из нас никого не преследовали. Когда все стихло, ни одного дела ни на кого не завели. Все понимают, что без работы жить невозможно. Не может же весь город собрать чемоданы и уехать, у всех семьи, дети, недвижимость. Корни, наконец, – объясняет Лариса Иудина. Вакансии На работу в Пикалёво Мы узнали, какая зарплата на самом крупном пикалёвском заводе спустя 10 лет после кризиса. Чаще всего глиноземному заводу требуются машинисты экскаватора – 35–60 тысяч рублей в зависимости от разряда. Аппаратчик-гидрометаллург – 25–60 тысяч рублей. Взрывник – 27–37 тысяч рублей. Газорезчик – 19–43 тысячи рублей. Помощник машиниста тепловоза – 29–40 тысяч рублей. Водитель погрузчика – 25–40 тысяч рублей. Грузчик – 30–60 тысяч рублей. Средняя зарплата по Ленинградской области – 39 тысяч рублей. Вакансии на заводе открыты не всегда. Самый высокий спрос в Пикалёво на водителей и продавцов-кассиров. Здесь будет моногород-сад Несмотря на особый контроль за моногородами, за 10 лет рабочих мест здесь прибавилось немного. Разве что теперь у городских границ красиво светятся в темноте 7 гектаров современных теплиц, где выращивают овощи. Пикалёвцы гордятся, что их огурцы и желтые помидоры можно купить в Петербурге. На другой стороне Пикалёво – три новых трехэтажных современных цеха, где собираются развивать производство конфет – кукурузные шарики в шоколаде. Правда, пока здесь только 40 рабочих мест. – Вот я, как представитель общественности, населения, не вижу таких прям грандиозных перемен, – вздыхает Лариса Иудина. – Сказать, что у нас тут производства наоткрывались, пока сложно. Разве что в теплицу народ иногда переходит. По-прежнему в случае увольнения большинству работников приходится выезжать. В основном на завод в Тихвине. Люди кочуют туда-сюда. То мы кого-то переманим, то у нас. В 2009 году проблема была в том, что разные владельцы трех пикалёвских заводов, объединенных в одну производственную цепочку, не смогли договориться. После того как Владимир Путин решил вопрос, Пикалёвский глиноземный завод, подконтрольный Олегу Дерипаске, идет в гору. Доходность следующего звена – «Пикалёвского цемента» – снова угрожающе стремится вниз. Но дороги люди не перекрывают. И на том спасибо. Кто в прибыли? Спустя 10 лет предприятие Олега Дерипаски все равно оказалось в плюсе 1. Пикалёвский глиноземный завод 2011–19 млн руб. 2018–342 млн руб. 2. «Пикалёвский цемент» 2011–837 млн руб. 2018–258 млн руб. 3. «Пикалёвская сода» 2011–1,5 млн руб. 2018–805 млн руб. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №05-2020 под заголовком «Пикалёво, дошедшее до ручки».

По путинским местам: как Пикалёво дошло до ручки
© ИД "Собеседник"