Нас ждет коммунальный коллапс: энергетики просят Правительство решить проблему с триллионными долгами за ЖКУ

В среду, 12 февраля, ДОЛГ.РФ стало известно о том, что представители энергетической отрасли направили коллективное письмо (копия есть в распоряжении редакции) на имя заместителей Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина и Юрия Борисова. Письмо стало реакцией энергетиков на законодательные инициативы, которые, по их мнению, ведут не только к росту задолженности в сфере ЖКХ и невозможности ее взыскания, но и нарушают принципы «регуляторной гильотины». В письменном обращении говорится о росте долгов в сфере ЖКХ. Энергетики считают, что сложившаяся проблема препятствует развитию всей отрасли, а также создаёт предпосылки роста стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения. Законопроект Минюста может привести к росту коррупции и увеличению задолженности Письмо Правительству РФ было подписано председателем правления ассоциации ГП и ЭСК Натальей Невмержицкой, директором ассоциации «Совет производителей энергии» Дмитрием Вологжаниным, исполнительным директором российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Еленой Довлатовой, директором ассоциации региональных расчетных центров Ольгой Селляховой и исполнительным директором ассоциации АНО «Национальный жилищный конгресс» Татьяной Вепрецкой. Авторы обращения акцентировали внимание вице-премьеров на невозможности решения проблемы с долгами в энергетике из-за действующего законодательства, которое фактически только стимулирует рост неплатежей потребителей коммунальных ресурсов, а также блокирует работу по взысканию задолженности. Выделяются три ключевых момента: Это введение запрета на взыскание задолженности с граждан-потребителей в судебном порядке в случае не указания суду их идентификатора (ИНН, страховой номер и т. д.), эти нормы введены Федеральным законом еще в 2018 году и вступают в силу 30 марта этого года. При этом авторы обращения отмечают, что механизмы получения организациями таких идентификаторов потребителей не установлены. Введение кардинальных ограничений на взыскание задолженности с граждан во внесудебном порядке. Соответствующие нормы предусмотрены в законопроекте Минюста и ФССП «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Однако принятие данного законопроекта, который сейчас находится на стадии обсуждения, приведет к тому, что организации ЖКХ не смогут ограничивать должников в жилищно-коммунальных услугах. Также отмечается, что в нарушение всех принципов проводимой в настоящее время «регуляторной гильотины» данный законопроект устанавливает для организаций ЖКХ многочисленные обязательные требования, которые не соответствуют жилищному и отраслевому законодательству, а также по сути являются невыполнимыми. Помимо этого, возможные условия законопроекта повлекут за собой крупные дополнительные расходы регулируемых организаций, а это заставит последних переложить все дополнительные затраты на добросовестных плательщиков. При этом энергетики напоминают, что законопроект Минюста и приставов вводит новой вид государственного контроля со стороны ФССП РФ, который в отношении самих организаций ЖКХ станет седьмым дублирующим видом госнадзора. Так, авторы письма указывают на то, что принятие закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» повлечет за собой создание «коррупциогенных норм» из-за принципиального конфликта интересов в исполнительном производстве между уполномоченным органом и взыскателем, а также из-за общих, размытых и нормативно не определенных «правовых дефиниций». Без работы с должниками в досудебном порядке отрасль ожидает коллапс Решение о направлении письма было принятом еще по итогам совместного заседания Научно-Экспертного Совета по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, рабочей группы Совета Федерации и Комиссии по финансовой безопасности Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ, которое прошло еще 28 января 2020 года. По данным Росстата, долги за коммунальные ресурсы уже превысили 1,4 трлн руб., это более четверти годового оборота отрасли (5,4 трлн руб.). Камнем преткновения между энергетиками тогда стал 214-ФЗ, вступивший в силу 26 июля прошедшего года, который внес существенные изменения в порядок взыскания задолженностей. Так, в ЖК РФ были внесены поправки, которые запретили организациям сектора ЖКУ передавать права требования долгов коллекторам. Инициатором изменений тогда выступила Ирина Яровая. Однако законотворцы не подумали о том, как новация отразится на состоянии самих ресурсоснабжающих организаций. В ходе заседания Норильско-таймырская энергетическая компания привела в пример итоги своей деятельности в 2018 году. Рентабельность продаж электричества и тепловой энергии по итогам 2018 года была отрицательной (-25,1 % и -27,4 % соответственно). Руководство компании уверено, что, отняв возможность передавать долги профессиональным взыскателям, законотворцы обрекли ресурсников на еще большие проблемы. По мнению энергетиков, положение могли бы спасти две вещи: Банкротства управляющих компаний становятся «головной болью» для них, так как арбитражным управляющим удается оспорить платежи контрагентам по реальным долгам. Поправка в закон «О несостоятельности» № 127-ФЗ в части запрета оспаривать сделки между вышеуказанными организациями могла бы частично решить проблему. Потеря денежных средств управляющими компаниями, которые неэффективно ведут работу. На местах теряется около 40 % средств, которые УК получают в качестве оплаты от потребителей, т.е. до поставщиков доходит только 60 % от сумм в квитанциях. В связи с этим эксперты считают необходимым ужесточение ответственности за растрату финансов. Без таких мер энергетическим компаниям придется искать иные способы «не прогореть», вплоть до снижения качества предоставляемых услуг, потому что не всегда есть возможность создавать отдельный юридический отдел, который будет заниматься исключительно взысканием задолженности. Заместитель председателя НЭС, руководитель ОНЭС СЗФО Владислав Озорин видит еще один выход из ситуации – определить приоритетным заключение прямых договоров ресурснабжающих организаций с потребителями, исключив из цепи управляющие компании, которые не всегда исправно переводят деньги за предоставленные ресурсы. Однако речи о полной ликвидации управляющих организаций не идет – они продолжат заниматься общедомовыми вопросами. Проблемы могли бы решить частные судебные приставы Хоть коллекторам и запретили работать с долгами за ЖКУ, но в прессе появляется информация, что решение могут пересмотреть. Так, «Ъ» в конце января сообщил, что закон могут пересмотреть, разрешив профессиональным взыскателям работать с должниками ресурсоснабжающих организаций. Кроме того, катастрофическое положение может спасти внедрение института негосударственных судебных исполнителей. Участники заседания, прошедшего 28 января, поддержали законопроект «О негосударственных судебных исполнителях». Они согласны с тем, что внедрение смешанной системы исполнительного производства для взыскания долгов в ТЭК станет целесообразным и верным решением. Петр Гусятников, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners, согласен с энергетиками. Он отметил, что России необходима служба частных судебных приставов, так как единственный уполномоченный орган для взыскания задолженностей – ФССП РФ – работает крайне неэффективно. «Сфера ЖКХ считается одной из самых проблемных, так как неплательщиков там очень много. Чаще всего Управляющие компании пробуют решить проблему с должниками следующим образом: они собирают всех неплательщиков и обращаются в суд с требованием вынести судебные приказы о взыскании задолженностей. Судья удовлетворяет требование. В итоге есть должники, которые добровольно соглашаются погасить задолженности, но таких меньшинство, не более 5 %. Со всех остальных долги надо взыскивать через ФССП», – описал процесс Петр Гусятников. Кроме того, по словам эксперта, существует еще один способ – обратиться с судебным приказом в Сбербанк. Если у должника есть там счет с денежными средствами, то банк спишет их в счет погашения задолженности. Однако такая схема тоже работает далеко не всегда, ведь у должника просто может не оказаться там счета, а другие банки с судебными приказами не работают. «Поэтому, если с банком не получилось, то единственный вариант – обращаться в ФССП. Но приставы, имея достаточно широкие полномочия, не стремятся исполнять решения суда, особенно если речь идет о небольших суммах. Понятно, что если сумма долга, например, 100 тыс. руб. за нее еще будут как-то бороться, хотя тоже не всегда, а если это 1 тыс. руб., то вряд ли пристав начнет совершать какие-то действия, потому что процесс взыскания задолженности нельзя назвать приятным занятием», – уверен эксперт. Таким образом, в теории кредиторам присудили деньги, но на практике получить они их не могут, поэтому появление частной структуры, наделенной такими же полномочиями как ФССП, могло бы исправить положение. У ФССП существует исполнительский сбор в размере 7 % от суммы взыскания. Эти деньги они должны получить с должника сверху. Часто это тоже становится проблемой, особенно когда сумма долга внушительна. Частная служба могла бы взимать этот сбор не с должника, а с того, кто предъявляет решение суда и исполнительный лист в обмен на оперативное погашение задолженности. Власти пока не слышат энергетиков, но пытаются стимулировать оплату ЖКУ скидками Впрочем, законотворцы также не стоят на месте, однако их последние предложения не касаются долговых проблем энергетиков. Так, депутат Госдумы от «ЛДПР» Борис Чернышов направил в Минстрой предложение о скидках на коммунальные услуги для россиян, отказавшихся от бумажных квитанций. Парламентарий считает, что дисконт за отказ от квитанций будет одним из способов экономии на услугах ЖКХ, поскольку у ресурсоснабжающих организаций снижаются затраты на изготовление квитанции и услуги почтовой доставки. Сейчас потребители могут получать квитанции в бумажном и в электронном виде, но отказаться от бумажных носителей по собственному желанию нельзя. Однако, если даже предложение Чернышова будет принято, то оно никаким образом не изменит ситуацию вокруг долгов населения за ЖКУ. Его идея касается только ответственных плательщиков. Да, скидка может замотивировать граждан платить, что в некоторой степени оставит хотя бы рост числа неплательщиков, однако проблемы отрасли это никак не решит. Те, кто не платил за газ, воду, электроэнергию, продолжат накапливать долги, которые в итоге лягут тяжким бременем на ресурсников, а пострадавшими в итоге могут стать все – без разбора на ответственных граждан и должников.

Нас ждет коммунальный коллапс: энергетики просят Правительство решить проблему с триллионными долгами за ЖКУ
© Долг.РФ