Точку на плане ГОЭЛРО ставить еще рано 

Точку на плане ГОЭЛРО ставить еще рано
Фото: Парламентская газета
21 февраля 1920 года была образована Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). Эта знаменитая аббревиатура, обозначившая первую перспективную стратегию развития экономики СССР, вошла в историю успешным мегапроектом, плодами которого мы пользуемся по сей день. Простая и яркая формула «Коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны» сразу же была усвоена гражданами и стала свое-образным мерилом результатов работы новой власти.
Вчера — база индустриализации, сегодня — основа жизни человека
По паспорту этого «нацпроекта» (как сказали бы мы сейчас), за 10-15 лет предполагалось построить 30 районных электростанций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 миллиона киловатт, а также сеть высоковольтных линий электропередачи. Первой из введенных еще при жизни вождя революции объектов стала Каширская ГРЭС в Москве, получившая имя председателя комиссии — революционера, академика — энергетика Глеба Кржижановского.
К 1935 году было сооружено 40 электростанций мощностью 4,5 миллиона киловатт, проведено экономическое районирование и определен транспортно-энергетический каркас территории страны. СССР по уровню промышленного производства вышел на первое место в Европе и второе — в мире.
Знаменитый писатель , который в 1920 году увидел Россию «во мгле», назвал проект «кремлевского мечтателя» утопическим. Через 14 лет он приехал в СССР и признал свою ошибку.
Советский плакат. Фото: РИА «Новости»
Сегодня электроэнергетический комплекс России, один из крупнейших в мире, включает более 1000 электрических станций и 2,6 миллиона километров ЛЭП. На «правительственном часе» в  минувшей осенью глава сообщил, что по итогам 2019 года выработка электроэнергии ожидается на уровне 1102 миллиардов кВт.ч, а электропотребления — 1081 миллиардов. Прирост к 1990 году составил 1,8 процента. Для сравнения: в США — 45 процентов, в Китае — 11,5 раза. Так аукается большой провал 90-х годов.
За последние семь лет объем производства и потребления прибавил шесть процентов. Установленная мощность электрических станций дошла до 253,6 ГВт. 36 процентов потребления падает на промышленность, 18 — на ТЭК, 15 процентов — на жилой сектор. Но в тридцатилетнем разрезе налицо стагнация. У нас нет потребителей электроэнергии или резко упала энергоемкость экономики?
«В России создана низкоуглеродная модель электроэнергетики»
Является ли для нас столетний юбилей ГОЭЛРО значимой датой и поводом для подведения итогов развития отрасли? Председатель Комитета Госдумы по энергетике положительно отвечает на этот вопрос.
«Сегодня электрификация всей страны действительно стопроцентная, модель энергоснабжения — устойчивая, — убежден он. — В ее основе лежит тепловая генерация электроэнергии (более 60 процентов), а также ядерная, гидрогенерация и небольшая доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Энергетический баланс страны весьма надежен. При этом 83 процента тепловой энергетики падает на газовую генерацию, а природный газ является самым чистым из традиционных топлив. Годовой максимум потребления (160 ГВт) почти вдвое меньше установленной мощности электростанций. Следовательно, мы имеем надежную, безопасную и профицитную энергосистему».
Отечественная электроэнергетика формировалась для обслуживания индустриального типа экономики, крупных промышленных и региональных центров потребления. Об энергоэффективности и энергосбережении думать стали недавно. Сейчас их повышение — важнейшая задача. Цель — достичь показателя не более 260 граммов условного топлива на производство 1 кВт.ч электроэнергии вместо сегодняшних 308 граммов.
«Также важно сейчас снижать электроёмкость ВВП страны, — продолжает Павел Завальный. — Сегодня она выше четырёх процентов и демонстрирует тенденцию к росту. Это не очень хорошо с точки зрения глобальной конкурентоспособности нашей экономики. К примеру, в США показатель 2,5 процента, в Европе — 3,5. Надо выходить на сбалансированное и согласованное между собой развитие производства и потребления электроэнергии, в том числе в региональном разрезе. Развивать распределенную энергетику и разумную конкуренцию между централизованной и распределенной электроэнергетикой. Требуется продолжать реформу электроэнергетики, совершенствовать конкуренцию на оптовом рынке электроэнергии и развивать розничный рынок».
Для развития конкурентных отношений в сбыте электроэнергии нужны законодательные решения о либерализации рынка. Речь о расширении состава участников, снижении зонального монопольного положения гарантирующих поставщиков, конкуренции между ними, договорных условиях по ценам и качеству обслуживания и возможности быстрой смены энергосбытовой компании.
Павел Завальный признает, что сегодня сетевой комплекс находится в достаточно сложном состоянии. «Реформа электроэнергетики в целом прошла успешно. Но приватизация электросетевого комплекса, который относится к естественно-монопольным видам деятельности, оказалась, скажем мягко, спорным решением», — считает он.
Приватизация сетей — спорное решение
«В результате приватизации существенно увеличилась сетевая составляющая в цене на электроэнергию из-за перекрестного субсидирования, выросли потери электроэнергии, неэффективно используются инвестиции, снизилась общая управляемость и эффективность функционирования столь сложной системы», — отмечает Павел Завальный.
Процесс создания полноценной рыночной, конкурентной модели еще не завершен. Очень важно как можно скорее принять нормативные решения о снижении дифференциации тарифов между потребителями всех уровней напряжения, распределительного и магистрального сетевого комплекса. Это позволит более справедливо распределить нагрузку по перекрестному субсидированию и затратам по уровням напряжения между всеми потребителями. В Госдуме ждут этот законопроект от Правительства в течение весенней сессии.
Не обойтись также без законодательных мер по ограничению перекрестного субсидирования, наведению порядка в тарифообразовании, повышению прозрачности и обоснованности тарифов, платежной дисциплины.
Первый шаг — переход к долгосрочному тарифному регулированию — уже сделан с принятием в прошлом году №300-ФЗ. Он предусматривает с 1 января 2023 года переход к установлению тарифов на услуги по передаче электроэнергии только в форме долгосрочных цен со сроком действия не менее пяти лет и возможности заключения сетевыми организациями и субъектами РФ регуляторных соглашений в порядке и на условиях, определяемых . Вводятся механизмы эталонного тарифообразования.
Нужен ряд законодательных решений по консолидации сетевого комплекса, наведению порядка с электросетевыми активами ТСО, региональных и муниципальных органов власти, бесхозными сетями. Назрело нормативное ограничение льготного технологического присоединения и введение платы за резервирование избыточных мощностей. Установленная плата существенно ниже экономически обоснованного уровня оборачиваетс