Как Большой театр стал не только интересным, но и доступным широкой аудитории
Думая о Большом театре, мы представляем традиционный репертуар вроде «Лебединого озера» и «Щелкунчика», очереди у касс, надоедливых спекулянтов и астрономические суммы за билеты. Однако в последнее время театр предлагает своим зрителям совершенно новый, современный репертуар, а ситуация с билетами значительно улучшилась. О том, как Большой запускает новые программы работы с молодой аудиторией, чтобы сделать театр более доступным для тех, кто еще недавно мог только мечтать своими глазами увидеть легендарные постановки, — в материале «Ленты.ру». Можно смело сказать, что театр сейчас переживает своего рода ренессанс: залы ломятся от зрителей, ходить на премьеры топовых режиссеров стало модно. Естественно, и цены на билеты стабильно растут, однако в любой театр Москвы можно попасть и за небольшие деньги, если планировать поход заранее. И Большой театр — не исключение. Например, сейчас на официальном сайте театра можно приобрести билеты на мартовскую премьеру одноактных балетов современных российских хореографов от 1500 рублей. Балетный спектакль «Пламя Парижа» Алексея Ратманского, который пройдет в конце апреля, обойдется в 2000 рублей, а оперу «Русалка» Тимофея Кулябина, выдвинутую в этом году на «Золотую маску», можно послушать всего за 1000 рублей. Все эти спектакли идут на Новой сцене — билеты туда традиционно дешевле, чем на Историческую, но артисты те же. Попасть в главное здание Большого театра на такие спектакли, как «Спартак», «Лебединое озеро» или «Спящая красавица», экспромтом, конечно, не получится — надо отслеживать старт продаж, но вся информация об этом есть на официальном сайте, в рубрике «Визит в театр». На старте продаж, в конце января, за 1000 рублей можно было приобрести билет даже на апрельскую «Травиату» с участием Пласидо Доминго. Правда, билеты закончились в считаные часы. Продажи открываются за три месяца до спектакля, так что планировать бюджетный выход в Большой нужно почти как путешествие. С 2017 года все билеты продают строго по паспорту — на них напечатано ваше имя, серия и номер документа. На старте продаж, если вы все делаете онлайн, вам вообще продают не билет, а сертификат на получение билета, который надо «обналичить»: лично приехать в кассу театра, предъявив паспорт и кредитную карту, которой сертификат был оплачен. Так ГАБТ борется с коррупцией и многочисленными интернет-сайтами, которые без лицензии театра торгуют билетами дороже номинала в пятнадцать и более раз (именно они задирают цену на декабрьского «Щелкунчика» до 120 тысяч рублей). Генеральный директор Большого Владимир Урин считает, что с балетной мафией должны бороться правоохранительные органы, но тоже старается ей противостоять. В театре планируют продавать по низким ценам билеты на генеральные репетиции. Можно продолжать считать Большой театр недоступным, но правда в том, что сейчас попасть туда по цене билетов в МХТ имени Чехова или «Гоголь-центр» может любой желающий. Для некоторых спектаклей Большой театр вводит особые правила продажи билетов. «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича — одна из визитных карточек Большого и такой же символ Нового года для москвичей, как Кремлевская елка. Туда мечтают прорваться все, а предложение ограничено: всего 20 спектаклей в сезон — с 27 декабря по 7 января. Еще несколько лет назад попасть на «Щелкунчик» в новогодние праздники без спекулянтов было невозможно, но теперь и на этот спектакль действует общее правило предварительной продажи: за 90 дней до спектакля в кассе театра можно приобрести два билета по паспорту за вполне адекватную цену. Билеты в подарок купить тоже реально, но позже, во вторую волну продаж, и не только в кассах, но и на сайте, правда, все равно придется предоставить ксерокопию паспорта того, кому вы его дарите. И, как в старые добрые времена, вам не выдадут больше двух билетов в одни руки. Они именные, возврату и обмену не подлежат, перепродать их тоже невозможно, даже если вы заболеете или измените свои планы. Так называется специальная программа, в рамках которой молодые люди от 16 до 25 лет могут приобрести билеты на некоторые спектакли по льготной цене — 1200, 600 или 200-100 рублей за стоячее место на галерке. Она тоже появилась в театре недавно и успешно работает. По этой программе можно купить только один билет по паспорту лично для себя. Посетить спектакли со скидкой можно несколько раз в год. Какие спектакли в текущем сезоне будут целевыми — определяет администрация. В прошлом году это были балеты «Пламя Парижа» и «Дочь фараона», а также опера «Бал-маскарад». В текущем 244-м сезоне — «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина, «Парижское веселье» Мориса Бежара и опера Дж. Пуччини «Богема». Ближайший спектакль «для молодых» — опера «Кармен» 18 марта (100-1200 рублей). Все билеты уже проданы. Еще одна льготная программа Большого театра предназначена исключительно для студентов дневных отделений российских вузов. На каждый спектакль Исторической сцены администрация выделяет до 84 билетов, на постановки Новой сцены — до 30. По предъявлении студенческого билета их можно приобрести в кассе театра за 100 рублей. Конечно, билетов немного, поэтому перед спектаклем за ними выстраиваются очереди, формируются списки желающих. Длина очереди зависит от популярности спектакля и исполнителей. «Лебединое озеро» со Светланой Захаровой студенты готовы караулить с семи утра, а на оперу «Иоланта» можно попасть буквально за полчаса до спектакля. Так в Большой театр попадают учащиеся профильных вузов — консерватории, ГИТИСа, Московской Академии хореографии. Билеты на вечерние спектакли начинают выдавать в кассе с 16 часов. К тому времени уже может быть сформирован список из 100-200 желающих. Чтобы попасть в главный театр страны по цене чашки кофе, придется приложить усилие, но оно того стоит. Репертуар Большого театра за последние годы тоже изменился — стал интереснее и разнообразнее. Руководитель балета Большого театра Махар Вазиев тщательно следит за тем, чтобы баланс между классикой и современными постановками не нарушался, уровень труппы рос, а у молодых хореографов и исполнителей был шанс. Так, в марте в Большом состоится мировая премьера «тройчатки» — трех одноактных балетов современных российских хореографов: «Танцемания» Вячеслава Самодурова, «Сделано в Большом» Антона Пимонова и «Времена года» солиста труппы Артемия Белякова (это будет его дебют на сцене Большого театра в качестве хореографа). Шаг в сторону молодых отечественных балетмейстеров особенно значим, потому что балетные пристрастия Махара Вазиева известны: бережные реконструкции классики и лучшие западные хореографы ХХ века — Джордж Баланчин, Джон Ноймайер, Уильям Форсайт, Морис Бежар, Кристофер Уилдон. До недавнего времени из современных отечественных хореографов Вазиев признавал только Алексея Ратманского — бывший худрук балета Большого сейчас ставит по всему миру, и его график расписан на семь лет вперед. В 2017 году Ратманский перенес на сцену Большого из Канады свой спектакль «Ромео и Джульетта» — лаконично оформленный, лишенный бытовых деталей, но от этого не менее драматичный, а в конце 2019-го уже специально для труппы Большого поставил «Жизель», с восторгом принятую публикой и критикой. Модные западные хореографы в афише тоже появились: зрители, уставшие от классики, могут посмотреть на Светлану Захарову в роли Анны Карениной (постановка Джона Ноймайера) или «Зимнюю сказку» Кристофера Уилдона, полнометражный балет о короле-ревнивце, его беременной жене и потерянных детях. Артисты Большого с удовольствием окунулись и в лучистую неоклассику Баланчина и Ландера («Симфония до мажор», «Этюды»), и в суперскоростную хореографическую головоломку Форсайта («Артефакт-сюита»), и в психоделические фрейдистские фантазии Бежара («Парижское веселье»). Репертуар сейчас настолько разнообразен и обширен, что каждый может найти для себя что-то любопытное. Махар Вазиев с удовольствием приглашает новых постановщиков, высматривает таланты по всему миру, но при этом старается не отходить от русской темы: например, под занавес текущего 244-го сезона словенский хореограф Эдвард Клюг поставит в Большом театре «Мастера и Маргариту» по роману Михаила Булгакова — благодатное и непаханое поле для балетмейстерских экспериментов. Так что Большой театр в последние годы стал не только ближе, но и интереснее.