Как спасти старинные здания? Можно ли воссоздать исторический облик наших городов хотя бы на отдельно взятом квартале? Кто должен этим заниматься и откуда брать деньги? Об этом шла речь на форуме «Проблемы и перспективы развития исторического наследия городов России», прошедшего в историческом парке «Россия — моя история». Состав участников был весьма представительным. В заинтересованном разговоре приняли участие вице-губернатор региона Сергей Болдин, прокурор Краснодара Олег Мединский, главный архитектор Краснодара Наталья Машталир, депутаты Госдумы РФ, представители Управления государственной охраны объектов культурного наследия, эксперты-историки, архитекторы, потенциальные инвесторы. Рубль за метр По словам вице-губернатора Сергея Болдина, сегодня в крае более 17 тысяч объектов культурного наследия. В последние время предпринимаются серьезные меры по их сохранности. В краевом центре, например, были утверждены границы исторического поселения. Это трудоемкая и очень непростая работа велась вместе с общественностью, учеными, экспертами. — Мы хотели не только сохранить памятники истории и архитектуры, но и воссоздать историческую ауру, архитектурный облик кубанской столицы того времени, — отметил Сергей Болдин. Вице-губернатор рассказал о новых возможностях по сохранности исторических зданий. — Этот механизм предполагает, что плата за аренду исторического здания будет минимальной. Он уже применяется в Краснодаре, но по мере утверждения зон охраны исторических поселений будет распространен и на другие города, — отметил Сергей Болдин. — Для этого нужно создать реестр привлекательных объектов для инвестирования с примерным расчетом стоимости. Инвестор должен знать, во сколько это обойдется и что именно является предметом охраны. Распространить новый механизм в ближайшие годы планируется еще на пять муниципалитетов Краснодарского края, где утверждаются границы зон охраны, — это Сочи, Тамань, Ейск, Армавир и Анапа. История в деталях По словам депутата Госдумы Натальи Костенко, горожане постоянно поднимают вопрос о сохранении исторического центра. Благодаря власти, неравнодушным экспертам и общественности кое-что на этом пути уже удалось сделать. Кроме утверждения новых границ исторического поселения, принятых Правил застройки исторического центра и порядка изъятия объектов у нерадивых собственников, есть и конкретные примеры начала реставрации некоторых зданий. Вместе с тем эта работа выявила немало правовых проблем. О путях их решения рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов. По его словам, во время работы нынешнего, седьмого, созыва в федеральный закон об объектах культурного наследия было внесено 13 поправок. Среди них — предоставление объектов культурного наследия в безвозмездное пользование учреждениям науки и образования (что раньше было невозможно), а также органам государственной власти. Это и регулирование установки надписей и обозначений на фасадах таких зданий, и привлечение волонтеров к этой работе и другие новшества. Еще ряд парламентских инициатив — в работе. В частности, законодатели хотят развести понятия текущего ремонта, необходимого для содержания объекта, и его серьезного изменения. Программа в помощь — Нам очень хотелось бы, чтобы появилась какая-то программа по объектам культурного наследия на уровне края, — заметила Наталья Костенко. — Не на всякий памятник, особенно если он находится в удручающем состоянии, найдется инвестор. Сергей Болдин сообщил, что такая программа уже разработана, на нее даже предусмотрено финансирование. Она разбита на две части: во-первых, объекты, которые уже состоят в реестре госсобственности, и, во-вторых, объекты религии, прежде всего — храмы в сельской местности. Подробней о программном финансировании рассказал Георгий Давыденко, врио руководителя управления Госохраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края. По его словам, оно предполагается по ряду направлений: госохрана объектов культурного наследия, в том числе разработка проектов зон охраны и границ территории, мониторинг состояния памятников, историко-культурная экспертиза — как по включению новых объектов, так и по исключению тех памятников, которые фактически утрачены (прежде всего это памятники археологии). — Хочется отметить, что финансирование на эти мероприятия в прошлом году было увеличено в пять раз, и это позволило обеспечить разработку проектов границ территории, проектов зон охраны в отношении 40 объектов культурного наследия. Еще одно направление программы — это содействие органам местного самоуправления в сохранении объектов, находящихся в муниципальной собственности. Понятно, что оно связано со значительными затратами, поэтому мы предусмотрели субсидии для органов местного самоуправления — как на разработку проектно-сметной документации, так и непосредственно на проведение работ по сохранению памятников. — Посмотрим, как эта программа станет реализовываться, насколько активны будут муниципалитеты, — добавил Сергей Болдин. — Что касается Краснодара, то ему, я считаю, следует разработать свою отдельную программу и даже создать реестр городских привлекательных объектов для инвестирования, с примерным расчетом стоимости, с определением того, что конкретно является предметом охраны: фасадная ли часть, или полностью объект. А что считает прокурор? Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, в силу высокой стоимости работ необходимо софинансировать из бюджета, считает прокурор Краснодара Олег Мединский По данным краснодарского прокурора, стоимость капитального ремонта таких многоквартирников в два и более раза превышает затраты на капремонт обычных домов, не находящихся под государственной охраной. — На такие дома просто не хватает финансирования, и их ремонт переносится на более поздние сроки. В 2018-19 годах из региональной Программы капитального ремонта 12 домов, относящихся к объектам культурного наследия, были исключены. И это только начало. Еще в программе около 70 таких домов. Поэтому считаю необходимым поднять вопрос о возможности частичного бюджетного финансирования таких работ, иначе эти дома постепенно превратятся в аварийный фонд. Еще одна проблема — признание таких объектов охраны аварийными и подлежащими расселению. В городе два таких дома, их расселение намечено на 2020 и 2024 год. Но уже сейчас, убежден прокурор, должно быть понимание, что с этими домами будем делать после расселения, в какие сроки и с каким финансированием. — Пока не приобрели должного масштаба механизм привлечения частного инвестирования на восстановление памятников, в том числе путем передачи в аренду с льготными условиями, и второй механизм — изъятие у недобросовестных владельцев объектов культурного наследия, — поставил первоочередные задачи Олег Мединский. Вопросы пока без ответов На форуме состоялся заинтересованный разговор, предпринят поиск решений очень непростых и многомерных проблем. Говорили, например, о судьбе знаменитого «мавританского дома» на ул. Пушкина, 61. За его чудесным, но быстро ветшающим фасадом расположены полтора десятка квартир. Как ласточкины гнезда, прилепились они к памятнику архитектуры. Захотят ли собственники уезжать из приватизированного жилья? Если да, на каких условиях? Кто вообще займется их расселением? А может, просто стоит привести в порядок только фасад «мавританского дома» — на него сегодня без слез не взглянешь. А ведь таких разрушающихся памятников-многоквартирников в Краснодаре больше десятка… Вполне вероятно, со свежими идеями придут молодые архитекторы: кое-что интересное они предлагали уже во время конкурсов по преображению исторических домов и разработке новых туристических маршрутов, также прошедших в рамках форума.